Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема Я-концепции: самоуважение, самоконтроль, самоэффективность, самопрезентация.






≪ Я≫ -концепция - это схема состоящая из организованного набора ≪ Я≫ -ориентированных убеждений, воспоминаний, чувств и концепций вероятных будущих ≪ Я≫. Эта крайне важная схема влияет на то, как мы обрабатываем социальную и личную информацию, связанную с нашим собственным ≪ Я≫. Вероятно, одной из важнейших схем, присущих каждому человеку, является его отношение к самому себе, оценка, которую мы называем самоуважением. Человек с высоким уровнем самоуважения ценит себя гораздо выше и воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самоуважения. С одной стороны, самооценка основывается на мнениях Других людей, с другой — на нашем восприятии определенного опыта. Интересно, что негативное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное, вероятно это можно объяснить тем, что негативная самооценка затрагивает более жесткие схемы, чем позитивная. В результате человек с высоким уровнем самоуважения может интерпретировать успехразличными способами, а человек с низким уровнем самоуважения обычно слишком обобщает значения неудачи.

Несмотря на то что большая часть исследований самоуважения сосредоточена на изучении общих критериев самооценки, очевидно, что люди выделяют разные аспекты своего ≪ Я≫. Например, я могу высоко оценивать свою способность приготовить пиццу и очень низко — способность говорить по-французски. В результате такого различения ваше отношение к одним аспектам своего ≪ Я≫ может быть положительным, а к другим — отрицательным. Ваше общее самоуважение может рассматриваться как комбинация нескольких позитивных и негативных самооценок разной интенсивности.

Иной подход к рассмотрению самоуважения — сравнить концепцию собственного ≪ Я≫ человека с его концепцией идеального ≪ Я≫. Чем больше расхождение, тем ниже уровень самоуважения. То есть чем больше вы осознаете, что ваши характеристики не отвечают идеальному, с вашей точки зрения, уровню, тем более негативно ваше отношение к себе. Если отношение положительно, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными чертами своего идеального ≪ Я≫, отрицательная реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик Также имеетзначение, являются ли ≪ хорошие≫ и ≪ плохие≫, с точки зрения конкретного человека, качества широко распространенными или редкими. Самый низкий уровень самооценки обнаруживается у людей, считающих, что ≪ идеальные≫ качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки Самоуважение и социальное сравнение. Мы обычно формируем самооценку, сравнивая себя с другими людьми. Это сравнение и определяет то, как мы оцениваем сами себя. Данный факт объясняет результаты некоторых исследований, которые в другом случае могли бы показаться неожиданными. Например, принимая во внимание реально существующие серьезные проблемы расизма и половой дискриминации (см. главу 6), вы могли бы предположить, что женщинам и представителям меньшинств присущ более низкий уровень самоуважения. Вместо этого оказывается, что женщины и представители меньшинств обладают более высоким самоуважением, чем белые мужчины. Очевидно, что социальное сравнение в этих группах осуществляется по-разному. В зависимости от выбранной вами группы для сравнения, успехи и неудачи могут вызывать высокую или низкую самооценку или не влиять на нее вовсе. Например, Осборн отмечает, что, несмотря на более высокие учебные показатели белых детей по сравнению с афроамериканцами в школах США, общий уровень самоуважения значительно выше у представителей последней группы. Очевидно, что для белых людей успехи и неудачи в учебе связаны с самооценкой в большей степени, чем для афроамериканцев. В начальных классах для обеих расовых групп еще прослеживается связь между оценками за учебу и самоуважением; но к десятому классу у афроамериканцев, особенно у мальчиков, эта зависимость практически не наблюдается. Для них, по-видимому, группой сравнения являются не одноклассники и учеба, а другие люди и другая деятельность. Исследования помогают прояснить, как происходят сложные социальные сравнения. Когда вы сравниваетесебя с другими людьми, ваша самооценка растет, если вы обнаруживаете в них какие-то отклонения — эффект контраста. Этот тип сравнения с кем-то, кто хуже вас (сравнение по нисходящей), пробуждает позитивные чувства и повышает ваше уважение к себе. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на вас, практически равен вам, ваше уважение растет в том случае, если вы находите в этом человеке что-то очень хорошее — эффект ассимиляции. Подобнымобразом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень егосамоуважения падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для н сравнение с людьми, принадлежащими к своей группе, наиболее связано с оценкой собственного ≪ Я≫. Из этого следует, что успехи внутри своей группы на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезным основанием для повышения уровня самоуважения, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе (как маленькая лягушка в большом пруду).

Почему мы занимаемся самооценкой? Седикидес полагает, что существует три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе). Когда участникам исследования предоставляется возможность выбрать вопросы, ответы на которые помогут им узнать что-либо о собственном ≪ Я≫, люди чаще всего останавливают свой выбор на вопросах, связанных с повышением собственной значимости, в то время как понимание себя оказывается наименее популярной темой. Вне зависимости от того, что именно люди считают правильным, большинство в действительности не хочет знать о себе больше; люди скорее хотят получить либо положительную информацию, либо информацию, которая просто подтверждает то, что они уже знают. Если мы хотим получать только положительную информацию о себе, это значит, что самоуважение можно легко повысить с помощью внешних обстоятельств. Например, любое событие, которое создает хорошее настроение, обычно повышает самоуважение — мы чувствуем себя хорошо, и поэтому у нас возникают положительные чувства по отношению к себе. Даже одежда, которая нам нравится, может увеличивать уровень самоуважения. Таким образом, самоуважение можно достаточно легко повысить в экспериментальных условиях: например, когда участникам исследования намеренно сообщают, что они очень хорошо справились с заданием, их уважение к себе повышается. Люди с очень низким уровнем самоуважения более других склонны к самозащите. Они также хотят получать позитивную информацию и повышать самооценку, но лишь тогда, когда поиск такой информации не связан с риском. То есть они проводят социальное сравнение, только будучи уверенными успехе. Люди с высоким уровнем самоуважения стремятся к социальному сравнению даже с риском для себя, вероятно для того, чтобы определить, как лучше поступать в будущем, а также чтобы почувствовать себя лучше, сконцентрировавшись на негативных поступках других людей (Crocker, 1993). Другими словами, одна из стратегий, помогающих сохранить позитивное отношение к самому себе, — сосредоточиться на несовершенстве других. Другой подход к объяснению причин интереса к самооценке связан с теорией управления страхом, согласно которой высокий уровень самоуважения успокаивает скрытый страх смерти. Теория предполагает, что основной мотив нашей жизни — избежать смерти и всего, что с ней связано (например, конец существования); сохранение высокого уровня самоуважения__является основным средством, которое мы развили в себе, чтобы выполнить эту задачу. Согласуясь с этой теорией, Хармон-Джонс и ее коллеги обнаружили в ходе трех экспериментов, что на людей с высоким уровнем самоуважения не влиял страх смерти, в то время как на людей со средним уровнем самоуважения такое влияние имело место. Пышчинский и его коллеги провели два эксперимента в поддержку одного из положений теории управления страхом, касающегося того, что смерть является важной психологической переменной. К прохожим на улице подходили и просили их заполнить анкету. В одном случае участники находились напротив похоронного бюро, так что идея смерти должна была выдвигаться на первый план; в двух контрольных группах прохожие еще не дошли или уже прошли мимо здания похоронного бюро. Как показывает, те люди, которые находились рядом с похоронной конторой, чаще предполагали, что другие люди разделяют их мнение окакой-то проблеме (например, о том, надо ли преподавать в школах христианские ценности). В целом эти результаты говорят о том, что мы формируем самооценку с целью защитить себя от негативных событий, включая предельное негативное событие — смерть. Мысли, связанные со смертью, могут влиять на суждения Исследователи обращались к прохожим, находящимся напротив похоронного бюро, не дошедшим до него или только что прошедшим мимо него, и просили их заполнить анкету. Те участники опроса, которые находились напротив похоронного бюро (где идея смерти бросалась в глаза), чаще предполагали, что другие люди поддерживают их мнение (явление, известное как эффект ложного консенсуса), чем те, кто еще не дошел или уже прошел мимо похоронной конторы. Другое исследование показывает, что это влияние ослабевает или вовсе исчезает у людей с высоким уровнем самоуважения.

Эксперимент 2.) Последствия позитивной и негативной самооценки. Результаты исследований снова и снова показывают, что высокий уровень уважения к себе оказывает на человека благотворное влияние, тогда как низкий уровень имеет много негативных последствий. Например, негативная самооценка ассоциируется с низкими социальными способностями депрессией, особенно у женщин, враждебной реакцией на негарантирован-ность работы. Допускалось даже, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья; более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевного состояния.

Получены данные о существовании специфических психологических коррелятов самоуважения. Например, экспериментальные действия, вызывающие негативную самооценку (и связанные с ней отрицательные эмоции) приводят к ослаблению иммунной системы и, как следствие, к большей уязвимости для болезней. Были открыты и более сложные связи. Серото-нин — это биохимический элемент, содержащийся в различных фруктах и орехах, а также в яде ос и скорпионов. У млекопитающих серо-тонин был обнаружен в сыворотке крови, головном мозге и желудке. Он участвует в процессе сужения кровяных сосудов, стимуляции расслабления мускулов и передаче импульсов между нервными клетками. Изучение самцов обезьян показало, что социальный успех (высокое доминирующее положение и популярность у самок) связан с более высоким уровнем серотонина; низкий уровень серотонина, в свою очередь, связан с импульсивностью и агрессивностью. Появилось интересное, хотя и достаточно гипотетическое предположение, что у людей вместе с повышением самооценки повышается и уровень серотонина. Отсюда следует, что любой фактор, влияющий на самоуважение, может также иметь биохимический эффект и что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки и уменьшения агрессивности.__ некоторые другие аспекты ≪ Я»-функционирования также представляют интерес. Сейчас мы рассмотрим два таких аспекта: самоконтроль и самоэффективность.

Самоконтроль на основе внутренних и внешних сигналов

Впервые разработанное Снайдером понятие самоконтроля касается тенденции людей регулировать свое поведение либо на основе внешних событий, например реакции других людей (высокий уровень самоконтроля), либо исходя из внутренних факторов, например своих собственных убеждений, отношений и интересов (низкий уровень самоконтроля). Человек с низким самоконтролем обычно более последовательно реагирует на различные ситуации, чем человек с высоким самоконтролем. Хойл и Совардс описали самоконтроль с точки зрения различий в реакциях на социальные ситуации. Люди с высоким самоконтролем анализируют социальную ситуацию, обращаясь к публичному ≪ Я≫, сравнивают это ≪ Я≫ с социальными стандартами поведения и стараются изменить свое нублич-ное ≪ Я≫, чтобы оно соответствовало ситуации. Напротив, люди с низким самоконтролем анализируют социальную ситуацию, обращаясь к личному ≪ Я≫, сравнивают это ≪ Я≫ со своими личными стандартами поведения, а затем стремятся изменить ситуацию, чтобы она соответствовала их личному ≪ Я≫. Снайдер предположил, что люди с высоким самоконтролем заняты ролевыми играми, потому что стремятся получить положительную оценку других людей. Другими словами, они формируют свое поведение, чтобы удовлетворить публику — полезная характеристика для политиков, продавцов и актеров. Описание генерал-лейтенанта Джорджа С. Паттона в статье журнала Time от 9 апреля 1945 г., по- видимому, соответствует этому типу Генерал является одновременно актером. Умение привлечь внимание заложено в нем на уровне инстинктов, Как все искусные актеры, он может справиться и с острой болью в мозоли, и изобразить полет красноречия. Он приспосабливает свое поведение к настроению своей публики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.