Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема государственного регулирования науки. Научно-техническая инновационная политика.






1. Главная задача – укрепление взаимосвязи между наукой, производством и социальной жизнью. Становление инновационной экономики, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирмы, подавляющей части отраслей и подсистем национальной экономики. В инновационной экономике научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта.

Интеллектуальный потенциал фирмы включает компоненты:

1) вложения в НИОКР, 2) вложения в человеческие ресурсы, 3) торговая марка, лицензии, ноу-хау, патенты, 4) квалификация менеджмента, 5) корпоративная культура (отношения с финансовыми институтами, поставщиками, потребителями), 6) корпоративная архитектура, (минимизация иерархических отношений в фирме, адаптивность, способность к сетевыми взаимоотношениям, 7) корпоративная этика (социальная ответственность фирмы, взаимодействие с обществом и властями, экологичность продукции и производства.

Составляющие интеллектуального потенциала (ИП) получают рыночное признание и рыночную оценку, становятся интеллектуальным капиталом (ИК), доля которого постоянно растет в экономической оценке фирмы.

Об этом свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса. Начиная с 80-х гг. при оценке фондового капитала резко увеличивается разрыв между стоимостью материальных активов фирмы и стоимостью ее ИК, в пользу увеличении веса последнего в общей рыночной капитализации. В экономическую теорию и практику был введен новый коэффициент (коэфф. Тобина) отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных и физических активов. В менеджменте возникла новая область управления интеллектуальными активами или управления знанием.

В 1991 г. крупнейшая шведская страховая и финансовая компания впервые ввела должность «корпоративный директор по интеллектуальному капиталу», начиная с 1995 – стала предоставлять акционерам официальную оценку своего ИК.

Роберт Слоу (проф. Массачусетского технологического ин-та, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1987г.) доказал, что экономический рост США на 50% обеспечивается не наращиванием традиционных факторов (труд и капитал), а достижениями н.-т. прогресса. Он выполнил свои расчеты относительно первой половины XXв. Сегодня уже стало фактом, что развитие основных сфер жизнедеятельности общества напрямую зависит от развития инновационных технологий, причем со временем зависимость экономики от науки становится сильнее и очевиднее. В США даже появилась школа экономистов, утверждающих, что экономика, основанная на знаниях, не подвластна законам цикличности, определявшим ее путь в прошлом. Инновации в конце века обрели характер каскадов, их диффузия в обществе протекает намного быстрее.

Пример. Четверть населения США им села на автомобиль через 35 лет после его изобретения (телефон – через 39), за персональный компьютер – через 18, мобильный тел. - через 13, подключалась к сети Интернет – через 7.

Инновационные процессы (каскады) и экономические успехи некоторых стран не меняют некоторых базовых законов (оснований), определяющих характер НТП.

Необходимо выделить два обстоятельства объективного характера:

1) Многоступенчатость процесса инноваций (последовательность инновационного цикла, которая начинается не с рыночных товаров и технологий, а с фундаментальных исследований и имеет в большинстве своих стадий затратный характер).

Исходный этап – фундаментальное открытие, мотивированное нет практическим интересом, а познавательным. Авторы не ориентируются на прямое использование получаемых результатов. Современный каскад инноваций опирается на открытия 25-30-летней давности. Спонсором фундаментальных исследований остается государство, чьи вложения в науку всегда окупаются с лихвой. Пример. По подсчетам Бюджетного управления конгресса США, вложения в фундаментальную науку окупаются, в конечном счете, с прибылью от 38 до 80%. Но отсрочено. Прибыль получают не те, кто работал над проблемой и пришел к фундаментальному открытию, а государство. (Ученый получает зарплату и пенсию). 73% патентных заявок, поступающих в Патентное Бюро, содержат ссылки на финансирование из государственной казны.

Второй этап инновационного цикла – прикладное исследование, в котором выясняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере, выполняются расчеты проектов, разработки макетов, опытных образцов, их испытания и коррекция. Результат этого этапа – прототип (проект) изделия, относительно которого оцениваются рыночные перспективы.

Третий этап – конструктивная доработка прототипа, превращение его в товарный образец, параллельно - маркетинговые исследования. Итог – изделие поступает на рынок.

Далее происходит распространение нового товара, диффузия инновации, которая приводит к коммерческому эффекту (прибыли) через товарооборот.

На характер инновационного цикла влияют:

- Глобализация науки, экономики, информационных ресурсов, Интернет, транснациональный характер явлений и исследований. Инновационный цикл становится интернациональным.

- Ограничения, накладываемые формами интеллектуальной собственности

- Наличие собственной фундаментальной и прикладной научной базы.

- Система образования

- Экономическая поддержка

- Научно-техническая политика.

Цикл нововведений является объективным условием инновационной политики.

2) Экспоненциальный рост стоимости НТП.

Генри Адамс, американский историк в начале 19. в. сформулировал закон, согласно которому прогресс общества (и прогресс науки) растет подобно капиталу при начислении сложных процентов: за определенное число лет исходный объем удваивается, утраивается и т.д., то есть развитие науки описывается показательной функцией.

В 20 в. наука превратилась в крупную отрасль национального хозяйства, возникла ситуация научно-информационного взрыва (число публикаций и патентов росло как снежный ком). Выяснилось, что число крупных открытий (эпохальных в той или иной дисциплине) увеличивается линейно. Английский физик Н.Решер в 1978 г. предложил «закон логарифмической отдачи», отражающий ход НТП:

Производственная функция науки определяется соотношением:

F(t) = K lg R(t), где F(t) – мера суммарного числа первоклассных научных результатов, R(t) – суммарный объем ресурсов, затрачиваемых на н.-т. деятельность, K – коэффициент, величина которого зависит от конкретного содержания переменной R(t) – вид ресурсов, характер н. исслед.

Чтобы поддерживать скорость увеличения результатов F, нужно наращивать ресурсы R по экспоненте, чтобы R(t) = 10Kt.

Наука становится все дороже. Экспоненциальный рост вложений не может продолжаться вечно, стабилизация его неизбежная, значит неизбежно замедление темпа появления новых открытий.

Крупные открытия – только часть общего объема результатов н.-т. деятельности, которые образуют своеобразную пирамиду.

Общие черты научно-технической политики развитых стран в послевоенное время.

1. Тенденция проводить крупные исследования, которые требуют больших расходов, в рамках интернациональных исследовательских программ. Примеры интернациональных проектов: создание атомного реактора на основе ядерного синтеза, ускорителей, космического копа Хаббла, космических станций. Международными проектами являются: программа «Геном человека», европейские проекты космической техники, истребителя пятого поколения.

2. Разработка национальных программ повышения технического уровня и конкурентоспособности той или иной отрасли производства, объединяющей усилия государства, академического сектора и ведущих концернов. Такие программы обеспечивают «доконкурентную» стадию разработки изделий нового поколения, исследуются физические эффекты и способы и их применения, ведется поиск принципиальных технических решений, создаются макеты, испытательные стенды, комплекты оборудования для новых т технологий. Совместные ИР не ослабляют конкуренции между участниками. На базе одного-двух прототипов появляются десятки и сотни разнообразных рыночных продуктов.

3. Коллективные ИР наряду и в дополнение к собственной исследовательской базе и инт. потенциалу. Создаются исследовательские консорциумы на отраслевом уровне (с участием государства или без), обеспечивающие опять доконкурентную стадию разработок. Пример: американский консорциум «Sematech», специализирующийся на разработке интегральных схем.

4. Государство постепенно расширяет поддержку национальных ИР. Сегодня она охватывает в той или иной форме все стадии инновационного цикла. Государство выступает во всех ипостасях: финансист, заказчик, законодатель, покупатель. А также как субъект инновационной деятельности в госсекторе ИР. Координатор и политическая сила, которая регулирует отношения общества к науке внутри страны и защищает ее интересы вне страны, оказывая дипломатическое, политическое, военное давление в интересах национального бизнеса.

5. Один из наиболее активных компонентов национального инновационного комплекса – средний и малый бизнес (до 50% занятости и 50% ВВП). Государство поддерживает его, поскольку он обладает богатейшим инновационным потенциалом, характеризуется большей гибкостью и способностью к риску. В н.-т. политику входит комплексная поддержка со стороны органов власти всех уровней, налоговая, кредитная, консультативная, административная помощь.

6. Поддержка инновационного потенциала по двум направлениям:

- Прогностические работы и мониторинг состояния мировой научно-технической сферы, анализ перспектив, обнаружение «точек роста», которые берутся под опеку государства. В Японии министерство внешней торговли регулярно публикует обстоятельные 10-леьние «Предвидения» (Visions), которые сбываются с хорошей точностью. В США в составе Министерства обороны работает «Агентство перспективных исследовательских проектов» (Advanced Research projects agency), задача которого – отыскивать новые потенциально-полезные идеи, как бы рискованны они ни были, и создавать условия для их реализации. В гражданской науке такую функцию выполняет национальный научный фонд через систему грантов.

- Поощрение изобретательской деятельности, продажи лицензий, заключения соглашений о научно-технической кооперации государственной лаборатории с частными фирмами. В 80-90-х гг. конгресс США, приняв серию законов, снял все связанные с интеллектуальной собственностью преграды на пути коммерциализации научных результатов, полученных в госучреждении на государственные деньги, предусмотрел систему солидных вознаграждений авторам лицензируемых изобретений.

Инновационная деятельность давно перестала быть уделом одиночек, стала главным содержанием целенаправленной работы наиболее квалифицированной части населения, важнейшим компонентом жизнедеятельности общества.

Организация эффективной инновационного процесса, управление инновационной экономикой составляют главную задач научно-технической политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.