Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2.2. Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм.






История и философия науки – часть 1.

Тематический план семинарских занятий

Семестр, 2 модуль – материалы к семинарам и зачету

 

Занятие 1.

Раздел 1.1 Феномен науки философия в системе человеческой культуры.

Тема 1.1.2 Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Проблема начала науки и периодизации истории науки

2. Характеристика генезиса научного познания. Преднаука и развитая наука

3. Становление первых форм теоретической мысли в Античности.

Наука античности и средневековья

4. Становление опытной науки и социальных институтов науки в новоевропейской культуре

5. Современная наука

Ключевые понятия темы:

Наука, научное познание, преднаука, развитая наука, социальный статус науки, научная рациональность, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука сциентизм, антисциентизм, античная наука, опытная наука

Занятие 2.

Раздел 1.2 Концепции и проблемы философии науки.

Тема 1.2.2. Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм.

Вопросы для обсуждения

1. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

2. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования фундаментальных понятий и принципов науки (Р. Авенариус, Э. Мах).

3. Неопозитивистская концепция науки (лингвистический и логический озитивизм).

4. Верификация, конвенционализм, физикализм

Ключевые понятия: позитивизм, неопозитивизм эмпирикритицизм, логический позитивизм, верификация, конвенционализм, физикализм, протокольные суждения, атомарные суждения

 

Методические материалы. Философские концепции науки.

Первый позитивизм (Классический) 30-гг. XIXв. Представители: Огюст Конт (1798-1857) - во Франции, Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903) – в Англии

Идеи, принципы, положения Терминология
1. Отказ от поисков первопричин. Эти поиски – бесплодная «метафизика». Стремление к построению, которое должно опираться исключительно на «факты», полезное для применения на практике - позитивное знание. 2. Идея чистой науки. Освобождение научного познания от всякой философской интерпретации. «Наука сама себе философия». 3. Наука - средство удобного и «экономного» обозрения многообразия ощущений субъекта и ориентации в будущих ощущениях. 4. Наука и ее законы отвечают не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». (О.Конт) 5. Идея философии науки, которая занимается систематизацией специального знания, разработкой методологических процедур, позволяющих выявлять наиболее перспективные гипотезы и направления в науке (Милль) 6. Идеализация науки как единственного эффективного средства решения всех проблем человечества. (оптимизм в отношении будущего, связанный с неограниченными возможностями прогресса науки?) 7. Идея логики познания, получения нового позитивного знания, - разработка индуктивных методов установления причинных связей (метод сходства, различия, остатков и сопутствующих изменений – Дж.С.Милль). 8. Идеал научной рациональности и объективности (по образцу механики, математики и физики), в соответствии с которым выделялся позитивный научный метод и принципы классификации наук (этот идеал впоследствии обозначался как классический идеал рациональности). 9. Идея научной социологии как позитивной науки, в задачу которой входит создание «социальной физики» как фундамента изучения и реорганизации общества. Принцип естественнонаучного познания распространялся на область биологии и социологии (О.Конт, Г.Спенсер) 10. Разработка идеи эволюционизма в ее широком применении. Положение: эволюция вселенной – необходимый процесс. (Г.Спенсер) позитивное знание - полезное, его содержание должно быть сведено к непосредственно «данному» (ощущениям). научная рациональность, ее автономия от культуры, религии, философии, морали, истории научная социология «социальной физики» Экономное мышление Логика познания

Второй позитивизм (эмпириокритицизм, или махизм), появился в конце XIXв. на фоне «кризиса в физике». Попытка интерпретировать явление радиоактивности, приводила к выводу о том, что вещество, т.е. материя (как тогда считали), может превратиться в нечто, не имеющее массы, а это не материя. На первый план вышли чисто мировоззренческие вопросы: что мы изучаем, каково соотношение наших знаний об этом мире с самим этим миром?

Представители: австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896)

Терминология: “ эмпириокритицизм ” означает “критика опыта”, Нейтральные элементы, Принципиальная координация, Интроекция (от лат. intro — внутрь, iacere — бро­сать). Усвоение опыта других людей как своеобразное вкладывание (вбрасывание) чужих ощущений и воспри­ятий в мою душу и тело. Истолкования такого рода Авенариус обозна­чает термином «интроекция». Позднее этот термин стал применяться в психоанализе, обозначив включение в психику индивида взглядов, мотивов, обра­зов, установок других людей.

Идеи, принципы, положения
1. Исходное положение эмпириокритицизма: «существует только опыт». 2. Отказ от признания какой бы то ни было объективности в опыте. Наш опыт ощущений - это и есть мир, в котором мы живем. Ощущения существуют сами по себе как элементы мира. 3. Опыт состоит из элементов, он первичен, материя и дух – вторичны. Подчеркивается нейтральность элементов «чистого опыта». «Ничьи» ощущения, «ничей» опыт – таким должно быть естественное представление о мире. 4. Новая модель реальности вместо механицизма, новая философия нейтральности (третья линия- не материализм и не идеализм). Элементы опыта (ощущения) и их функци­ональные отношения представляют собой единственную реальность, которую можно допустить. Функциональные отношения между элементами мира позво­ляют сконструировать два типа процессов — физические и психичес­кие. Поскольку оба этих типа порождают комбинации одних и тех же элементов, постольку сами элементы не являются ни физическими, ни психическими. Они нейтральны. 5. Э.Мах отмечал ограниченность механицизма и невозможность свести к механическим движениям все изучаемые на­укой процессы. Его критика представлений механической картины ми­ра об абсолютном пространстве и времени предвосхищала последую­щие идеи теории относительности. Мах считал метафизической мифологемой не только механистическую концепцию атома, но и сами представления об ато­мистическом строении вещества. 8. Цель научного познания - накопление опытных данных, а также отыскание таких понятий и законов, которые давали бы на­иболее экономное описание элементов опыта. Если опытные факты представ­лены в науке прямыми описаниями, непосредственно фиксирующими наблюдения, то теории выступают косвенными описаниями на­блюдений. Они полезны постольку, поскольку мы не можем удержать в памяти все многообразие наблюдений. 9. Научные законы - эко­номный способ описания ощущений, представляющих данные на­блюдения. В научном исследовании эти данные, согласно Маху, и есть элементы чистого опыта, не нагруженного никакой метафизикой. 10. Теоретические законы, представления и понятия - сжатая сводка опытных данных, способ их упорядочива­ния. По мере расширения опыта происходит смена теорий. Прежние теории отбрасываются и заменяются новыми, более экономно опи­сывающими опыт. 11. Р. Авенариус. Познание - особый аспект жизнедеятельности, органично включенный в нее. Жизнь - процесс накопле­ния и расходования энергии. Стратегия выживания связана со стремлением организмов минимизировать затраты энергии в процессе адаптации к среде, экономно расходовать свои энергетические запасы. 13. Интегральное единство субъективного и объек­тивного, физического и психического суть принципиальная координация «Я и мира». Идея принципиальной координации согла­совывалась с концепцией нейтральных элементов мира Э.Маха. Она подчеркивала, что опыт представляет собой изначальную реальность, в которой нет расщепления на субъект и объект. Такое расщепление возникает в результате некритического воспри­ятия индивидами чужого опыта. 14. Организм в своем поведении постоянно трансформирует внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее. Акты поведения выступают одновременно актами понимания мира. В человеческой жизнедея­тельности, согласно Авенариусу, интегрировано, слито то, что связа­но с внешней средой, и то, что связано с человеческой активностью. 15. Опыт любого индивида не ограничи­вается только личным чувственным опытом, он расширяется за счет научения, восприятия опыта других людей. Но в этом процессе чужой опыт, который выступает таким же единством вну­треннего и внешнего, как и собственный, воспринимается и оценива­ется как нечто внешнее. В результате возникает представление о внешнем объективном и внутреннем субъективном, которые затем преобразуются в противопоставление субъекта и объекта, души и те­ла, материи и сознания. Чувственный опыт начинает рассматривать­ся как состояние души, как психическое. Усвоение опыта других людей истолковывается как своеобразное вкладывание (вбрасывание = интроекция) чужих ощущений и воспри­ятий в мою душу и тело.

 

Третий позитивизм – неопозитивизм (Логический позитивизм) сложился в 20-30 гг. XXв почти одновременно в Австрии, Англии и Польше.

Основные представители: М. Шлик (1882-1936), Л. Витгенштейн (1889-1936), Р. Карнап (1891-1970), Г. Райхенбах (1891-1953), Б. Рассел (1872-1970).

Терминология: логический атомизм, интерсубъективность, конвеционализм, верифицируемрсть, физикализм, редукция, формализм, языковая игра, формализованные системы, атомарные и молекулярные высказывания, кумулятивизм, протокольные предложения, язык наблюдения, язык теории и метатеории, значение, смысл, семантический треугольник.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.