Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 1.1. Понятие копинг-поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе .. 6






Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие копинг-поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе……………………………………………..………6

1.2. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте………………17

1.3. Краткая характеристика подростков с девиантным поведением………..24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...30

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Методы и этапы исследования……………………………………………..32

2.2. Результаты исследования и их интерпретация……………………..……..35

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….…..44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современной литературе появляется всё больше статей и публикаций, которые посвящены профилактике девиантного поведения среди подростков. Одним из механизмов адаптации человека к меняющимся социальным условиям является совладающее поведение. Копинг-поведение в значительной мере определяет эффективность социально-психологической адаптации подрост-ков.

Подростки и юноши, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестоким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за своё поведение, за своё будущее, и поэтому часто оказываются в стрессовых ситуациях. Это приводит к дезадаптивному, делинквентному и девиантному поведению.

Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, подростки зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффективные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления и прибегают к деструк-тивным формам защитного поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют рассматривать изуче-ние копинг-поведения как важнейшую проблему современной психологии. Особую актуальность данная проблема приобретает у подростков с девиант-ным поведением.

В научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е.Личко, В.С.Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С.Лисецкий, С.В.Березин), социальная (Дж.А.Соломзес, В.Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова).

Изучению личностных черт, характерных для подростков, склонных к девиантному поведению, посвящены работы А.А.Коломеец, Н.Г. Найдено-вой, Ю. П. Лисицына и П. И. Сидорова и др.

Проблематике совладающего (coping) поведения посвящено большое количество зарубежных исследований (Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Эндлер, Дж. Паркер, Р. Моос, П. Виталиано и многие другие). В настоящее время над различными аспектами этой проблемы (совладающее поведение в семье, на разных этапах возрастного развития, в ситуации болезни или формирую-щейся зависимости, в условиях профессионального стресса) работает целый ряд ученых: В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, А.В. Махнач, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.Д. Сапоровская, Н.И. Сирота, В.А. Ташлыков, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский и другие.

Цель исследования – изучить психологические особенности копинг-поведения девиантных подростков.

Объект исследования: копинг-поведение личности.

Предмет исследования: психологические особенности копинг-поведения девиантных подростков.

Гипотеза исследования: мы предположили, что существуют различия между психологическими особенностями копинг-поведения подростков, склонных к табакокурению и не склонных к нему.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие копинг-поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе;

2. Выделить особенности копинг-поведения в подростковом возрасте 3.

3. Исследовать психологические особенности копинг-поведения девиантных подростков;

4. Провести сравнительный анализ психологических особенностей копинг-поведения подростков, склонных к табакокурению и не склонных к нему.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования (анализ, обобщение и систематизация литературы).

2. Методы эмпирического исследования: тестирование. В работе были использованы следующие методики:

1) «Шкала психологического стресса PSM-25» (Leinyr, Tessier & Fillion);

2) «Копинг-тест для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях» (Р.Лазарус);

3) «Индикатор копинг – стратегий» (Д.Амирхан).

3. Методы математической статистики: описательная статистика, критерий Манна – Уитни.

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 50 учеников лицея им. М. Бурангулова (с. Раевский) в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 25 человек склонны к табакокурению и 25 человек ведут здоровый образ жизни.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие копинг-поведения, выделены психологические особенности копинг-поведения подростков с девиантным поведением.

Практическая значимость исследования заключается в том, чторезультатыданного исследования будут полезны психологам, педагогам и родителям, взаимодействующим с девиантными подростками, склонными к табакурению.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, насчитывающего 52 источника и 2 приложения. Общий объем работы составляет 52 страницы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.