Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования и их интерпретация






Поскольку в качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что существуют различия между психологическими особенностями копинг-поведения подростков, склонных к табакокурению и не склонных к нему, результаты, полученные нами в ходе самого исследования, мы будем представлять по группам:

группа 1 – подростки, ведущие здоровый образ жизни;

группа 2 – подростки, склонные к табакокурению.

 

Данные всех проведенных методик мы предоставим в виде таблиц и диаграмм.

В таблице 1 представлены результаты исследования уровня стресса по «Шкале психологического стресса RSM – 25».

Таблица 1.

Результаты исследования по Шкале психологического стресса RSM–25, %

Уровень стресса Группа 1 Группа 2
Высокий уровень стресса    
Средний уровень стресса    
Низкий уровень стресса    

Рисунок 1. Результаты исследования по «Шкале психологического стресса PSM – 25»

 

В результате исследования стресса по методике «Шкала психологического стресса RSM–25» мы выявили 3 уровня.

Высокий уровень стресса наблюдается у 20% испытуемых из группы 1и у 46 % испытуемых из группы 2. Это свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

Средний уровень стресса выявлен у 48% испытуемых из группы 1и у 30 % испытуемых из группы 2. Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Для каждого человека существует свой оптимум активации, при котором деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает уровня дистресса.

Низкий уровень стресса у 32% испытуемых из группы 1и у 24 % испытуемых из группы 2, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

В таблице 2 представлены результаты исследования выбора стратегии совладающего поведения, которые были получены с помощью методики «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан).

Таблица 2.

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан), %

Шкала Группа 1 Группа 2
Разрешение проблем    
Поиск социальной поддержки    
Избегание проблем    

Анализируя табличные данные (таблица 2), можно сказать, что в группе 1 наибольшее количество (64 %) испытуемых ориентировано на разрешение проблем. Значительно меньше подростки (24 %) ориентированы на поиск социальной поддержки и наименьшее количество испытуемых, (20 %) ориентированы на избегание и бегство от проблемы.

В группе 2 нами получены другие результаты: в большей степени подростки этой группы (52 %) ориентированы на поиск социальной поддержки, значительно меньше (32 %) на избегание проблем и меньшинство (16 %) ориентировано на разрешение проблем.

На рисунке 2 представлены процентное соотношение выбора стратегии совладающего поведения.

Рисунок 2. Процентное соотношение выбора стратегии совладающего поведения по методике «индикатор копинг – стратегий» (Д.Амирхан)

 

Анализируя рисунок 2 можно сделать вывод о том, что подростки, ведущие здоровый образ жизни, в большинстве случаев (64 %) ориентированы на такую стратегию поведения, как разрешение проблемы. Такие люди успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. В группе подростков, склонных к табакокурению, большинство (52 %) нацелены на поиск социальной поддержки и тем самым, ориентированы на обращение за помощью к своему окружению (семье, друзьям) для того, чтобы эффективно разрешить свои проблемы.

В таблице 3 представлены результаты исследования выбора стратегии совладающего поведения.

Таблица 3.

Методика «Копинг-тест для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуация» (Р.Лазарус), %

Шкала Группа 1 Группа 2
Конфронтационный копинг    
Дистанцирование    
Самоконтроль    
Поиск социальной поддержки    
Принятие ответственности    
Бегство-избегание    
Планирование решения проблемы    
Положительная переоценка    

Анализируя табличные данные (таблица 3), можно сказать, что в группе 1 большинство испытуемых ориентированы на положительную переоценку (28 %) и самоконтроль (20 %). Меньшее количество на бегство, избегание (12 %), планирование решения (12 %) и поиск социальной поддержки (16 %). Совсем немногие выбирают такие стратегии как конфрантацию (8 %) и дистанцирование (4 %). И не один испытуемый не ориентирован на такую стратегию совладающего поведения как принятие ответственности.

В группе 2 большая часть испытуемых нацелена на поиск социальной поддержки (20 %) и бегство-избегание (20 %). Меньшее количество испытуемых ориентированы на положительную переоценку (16 %), самоконтроль (16 %) и дистанцирование (12 %). И, наконец, в меньшей степени подростки из группы 2 ориентированы на планирование решения проблемы (8 %), конфронтационный копинг (4 %) и принятие ответственности (4 %).

На рисунке 3 представлено процентное соотношение выбора стратегии совладающего поведения.

Рисунок 3. Процентное соотношение выбора стратегии совладающего поведения по методике «Копинг-тест для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуация» (Р.Лазарус)

 

Анализируя рисунок 3 можно сделать вывод о том, что среди подростков, ведущих здоровый образ жизни, большинство испытуемых (28%) выбирают стратегию положительной переоценки. Они преодолевают негативные переживания за счет положительного переосмысления, рассмотрения их как стимула для личностного роста. 20% испытуемых выбирают такую стратегию совладающего поведения, как самоконтроль. Такие люди преодолевают трудные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, высокий контроль и стремление к самообладанию. 16 % ориентированы на такую стратегию, как поиск социальной поддержки. Таким испытуемым свойственно решать проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществлять конкретные действия за счет проявления внешних (социальных ресурсов), поиска информации, эмоциональной и поведенческой поддержки.

В группе подростков, склонных к табакокурению, 20 % испытуемых ориентированы на поиск социальной поддержки. Таким испытуемым свойственно решать проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществлять конкретные действия за счет проявления внешних (социальных ресурсов), поиска информации, эмоциональной и поведенческой поддержки. 20 % испытуемых ориентированы на бегство-избегание, что характеризует их как людей, которые реагируют на проблему по типу уклонения, отрицания, фантазирования, отвлечения и т.д. И по 16 % испытуемых ориентированы на самоконтроль и положительную переоценку. Для них характерно преодоление негативных переживаний за счет положительного переосмысления, рассмотрения их как стимула для личностного роста, а также как людей, которые при возникновении стрессовой ситуации концентрируются на контроле своего поведения.

Таким образом, можно сказать, что подросткам, ведущим здоровый образ жизни, характерен высокий самоконтроль, самообладание. Они любят фантазировать, мечтать, могут пойти на риск и агрессивные усилия по изменению ситуации. Также им очень важна эмоциональная и действенная поддержка. Но не один из испытуемых не считает, что проблема может возникнуть из-за него самого. Для подростков склонных к табакокурению свойственно стараться избегать, возникающие проблемы, искать поддержку среди друзей и близких. Также испытуемые склонны контролировать свое поведение в случае возникновения стрессовой ситуации.

 

Для определения достоверности выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют различия между психологическими особенностями копинг-поведения подростков, склонных к табакокурению и не склонных к нему, мы воспользовались непараметрическим U-критерием Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различия по уровню выраженности признака для двух независимых выборок. В нашем случае в качестве признака выступают копинг-стратегии, а выборками – подростки, ведущие здоровый образ жизни и подростки, склонные к табакокурению. Поскольку в каждой выборке было по 25 человек Uкр(при р=0, 05)=227 и Uкр(при р=0, 01)=192. Расчет по критерию представлен в приложении № 3.

Таблица 4.

Результаты расчетов по U-критерию Манна-Уитни

Шкала Uкр Результат
Уровень стресса   Есть различия
Разрешение проблем 262, 5 Различий нет
Поиск социальной поддержки 201, 5 Есть различия с вер-тью ошибки 5%
Избегание проблем   Различий нет
Конфронтационный копинг 214, 5 Есть различия с вер-тью ошибки 5%
Дистанцирование   Различий нет
Самоконтроль 304, 5 Различий нет
Поиск социальной поддержки 299, 5 Различий нет
Принятие ответственности   Различий нет
Бегство-избегание   Различий нет
Планирование решения проблемы   Есть различия
Положительная переоценка 290, 5 Различий нет

 

На основании полученных данных мы можем говорить, что достоверные различия выявлены между подростками, ведущими здоровый образ жизни и подростками, склонными к девиантному поведению по уровню стресса и по ориентации на планирование решения проблемы. Тенденция к достоверным различиям выявлена по шкалам «Конфоронтационный копинг», «Поиск социальной поддержки».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.