Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте






Прежде чем переходить к анализу особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте опишем основные психологические свойства подростков. Подростковый возраст - это достаточно длинный переходный период, характеризуемый целым рядом перемен на физическом уровне. Именно в подростковом возрасте происходит активное развитие личности.

В плане физиологии подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-16 лет и примерно совпадает с обучением детей в 5-8 классах средней школы. В развитии ребенка подростковый период занимает особое положение. Также в других названиях этого возраста: «переходный», «трудный», «критический», отражается сложность и важность процессов развития, происходящих в данном возрасте.

Основным содержанием и специфическим отличием всех сторон развития (физического, умственного, нравственного, социального) в данный период является переход от детства к взрослости.

Также важность подросткового возраста определяется и тем, что в данный период развития у ребенка закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Достаточно сильный диссонанс в Я-концепцию подростка вносят интенсивный физический рост и связанные с ним волнения, осознание проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и так далее. Напряжение, связанное с данным обстоятельством, нуждается в преодолении с помощью роста силы Я, прибывающей за счет освоения жизненного пространства, выстраивания собственного места в нем [39].

Деятельность, определяющую основные изменения в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе, мы называем ведущей. Так, например, у младших школьников ведущая деятельность – учебная, но в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Становление нового уровня самосознания ребенка происходит именно в процессе общения с ровесниками. Также в процессе этого общения происходит формирование навыков социального взаимодействия, умения подчинятся и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков важным информационным каналом.

Зачастую в подростковом возрасте часто и быстро меняются интересы и пристрастия, наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, появляются конкретные жизненные планы и усилия по их осуществлению.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Родители стараются ограничить детей в общении с друзьями, пытаясь вернуть прежние школьные успехи. Но очень важно помнить, что именно общение является у подростков ведущей деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка [1].

Не только психологические изменения являются причиной особенностей поведения подростка, но и изменения, происходящие в организме ребенка. Поведенческие реакции в данный период развития обусловливаются половым созреванием и неравномерным физиологическим развитием подростка. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Часто поведение подростков непредсказуемо, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

· целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

· неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

· повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

· развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

· романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

· нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

· потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Самые бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-нибудь из окружающих ущемить самолюбие подростка. Наиболее эмоционально неустойчивый возраст у мальчиков 11-13 лет, у девочек 13-15 лет [28].

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности связан с тем, что в подростковом возрасте происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в повышенном интересе к себе и своим возможностям: исследование себя и своих способностей осуществляется через прохождение тестов, участие в олимпиадах. Также подростки часто что-то доказывают друг другу, общаются на темы, которые затрагивают моральные и нравственные вопросы.

Интерес к себе обусловливается развитием сознания и самосознания, поэтому подростку свойственно уходить в себя, он очень чувствителен к критике и достаточно самокритичен. В связи с этим любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Выход на новый уровень самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и способности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие часто происходит через противопоставление себя миру взрослых. Из этого противопоставления может следовать негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.

В связи с вышесказанным, у подростков наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу, авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в данный период имеют влияние на подростка только при условии, что они значимы и за пределами семьи, иначе они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении с ровесниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, образующие особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился, не слушает моего мнения…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. В данном случае важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать с взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях [34].

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. В этом своем стремлении подросток хочет поступать так, как он сам знает и умеет, расширить свои права. Зачастую такое поведение провоцирует запреты. Необходимость таких запретов обусловливается тем, что именно в подобном противостоянии с взрослым подросток исследует границы и рамки дозволенного, пределы своих физических и социальных возможностей. С помощью этой борьбы за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий [34].

Все это дает нам основание для более детальной проработки вопроса о развитии стратегий совладания в подростничестве, как значимом этапе в формировании личности.

Прежде всего, отметим, что стратегии совладания подростков, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей [8].

Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для ребенка и подростка 12 лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети и подростки чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, так как заострение эмоциональных свойств личности - их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») - для детей самое обычное дело» [8, с. 136].

Младшим подросткам эффективно помогают инфантильные стратегии «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «схожу с ума». А старшим - «обнимаю, прижимаю, глажу» и «молюсь». Скорее всего, это связано с ростом полового влечения, характерного для подросткового и юношеского возраста, в основе которого лежит потребность в физическом контакте, нежности, ласке. «Молитвы» как обращение к Богу связаны с более глубоким осознанием всемогущества Творца и его добродетельских и защитнических функций [9].

Используя биографически-описательный подход Томе Х. разработал систему категорий, с помощью которых описал формы реакции молодых людей (возраст 12-22 года) на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов.

В качестве редких реакций в подростковом возрасте определены «обвинения», направленные на себя или окружающих, «податливость», «психосоматические реакции» и «внутреннее дистанциирование». Автор правомерно подчеркнул зависимость «иерархии реакций» от таких факторов, как смена поколений, здоровье, политико-экономическая и историческая ситуации.

Согласно исследованиям Тышковой М. у подростков 11-12 лет преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач [23].

Еще одной специфической формой поведения подростков в ситуациях психологической угрозы является детский ритуализм. Он может выступать симптомом нарушения психического благополучия или в форме сознательно конструируемых поведенческих стратегий.

В исследованиях базисных копинг-стратегий у подростков 11-12 лет, проведенных Сирота Н.А., Ялтонским В.М., Лыковой Н.М. обнаружены следующие факты. У подростка 11-12 лет еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом. В его наборе стресспреодолевающих стратегий присутствуют все предлагаемые окружающей действительностью пути преодоления стресса. При этом подросток пока еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. Вместе с тем, отмечается, что приоритетную тенденцию развития в младшем подростничестве получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Это создает ситуацию риска для всей популяции подростков исследуемого возраста. В силу своего возраста 11-12-летние подростки находятся на некоторой условной грани развития, когда вектор их копинг-поведения может быть легко изменен в сторону активного адаптивного поведения или неадаптивного поведения ведущего к формированию зависимости. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию подростка.

Что касается интеллектуальных стратегий, то они возрастают постепенно с переходом подростка на уровень теоретичного, абстрактно-логического мышления (12-14 лет).

К старшему подростковому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют). Постепенно подростки все больше прибегают к обдумыванию и осмысливанию затруднительных ситуаций. Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей подростка.

Существенное влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения - детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90].

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» - педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности.

Резюмируя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.