Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в области занятости населения






Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, раз­вития системы социального партнерства, стимулирования мобиль­ности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой госу­дарственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре­гулированию в сфере труда и социального развития, включая во­просы занятости населения и безработицы. Оно формирует, опреде­ляет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занято­сти населения государство проводит политику содействия реализа­ции прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в об­ласти содействия занятости населения:

1. развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

2. обеспечение равных возможностей всем гражданам Россий­ской Федерации независимо от социального положения, политиче­ских убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к ре­лигии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

4. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5. обеспечение социальной защиты в области занятости насе­ления, проведение специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, по­мощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполня­ющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста — за два года до наступления возра­ста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; бежен­цы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, вос­питывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвер­гшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

6. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

7. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поис­ке работы;

8. сочетание самостоятельности органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматриваю­щих мероприятия по содействию занятости населения;

9. координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и соци­альной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение до­ходов, предупреждение инфляции;

10.координация деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работни­ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

11.обеспечение занятости в местах проживания коренных ма­лочисленных народов и других национальных меньшинств Россий­ской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

12.международное сотрудничество в решении проблем занято­сти населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельно­стью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется со­гласно с федеральными целевыми программами содействия занято­сти населения Российской Федерации и соответствующим им реги­ональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являют­ся активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости — это совокупность право­вых, экономических и организационных мер государства, проводи­мых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

- по профилактике — предупреждению увольнений работни­ков для сохранения рабочих мест;

- профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конку­рентоспособности;

- активному поиску и подбору рабочих мест;

■ субсидированию создания новых рабочих мест на существу­ющих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

- организации новых рабочих мест путем организации спе­циализированных производств, общественных и временных работ;

- поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;

- квотированию рабочих мест для слабозащищенных катего­рий граждан и др.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

1. меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отно­шения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в тру­доустройстве: подбор подходящей работы и профессиональное консультирование, профориентация, профинформация, психоло­гическая поддержка и др.;

2. меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под рис­ком увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудо­устройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сгла­живание негативных ее последствий. Она включает в себя:

■ выплату гарантированных государством пособий по безра­ботице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

■ выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

■ организацию дешевого питания в специальных столовых и др.

Политика в области занятости населения находит выражение

в федеральных, территориальных и отраслевых программах содей­ствия занятости населения.

В соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом Рос­сийской Федерации и Законом о занятости населения Российской Федерации государство в области занятости гарантирует своим гражданам:

■ свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с раз­ными режимами труда;

■ охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу;

■ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и тру­доустройстве при посредничестве органов службы занятости.

В системе рыночной экономики предприятия и учреждения подвержены воздействию сил конкуренции, которые могут приве­сти к необходимости реструктуризации производства, его сокраще­нию или даже ликвидации. Если подобные действия происходят, то трудовым законодательством предусмотрены определенные гаран­тии, льготы и компенсации увольняемым работникам.

При увольнении граждан в связи с ликвидацией организации, а также в связи с сокращением численности или штата увольняе­мым работникам выплачивается выходное пособие в размере средне­го месячного заработка. За ними также сохраняется средний месяч­ный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключитель­ных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения. Но для этого необходимо, чтобы уволенный работник обратился в орган служ­бы занятости в течение двух недель после увольнения и не был им трудоустроен. Решение об этом принимает орган службы занятости.

При сокращении численности или штата работников преиму­щественное право оставления на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равен­стве этих показателей преимущество оставления на работе имеют: семейные работники, имеющие двух и более иждивенцев; работни­ки, в семье которых нет других работников с самостоятельным зара­ботком; работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профзаболевание; инвалиды Великой Отечественной войны и некоторые другие.

При сокращении численности или штата работников организа­ции работодатель обязан.предложить работнику другую работу или вакантную должность в соответствии с его специальностью и ква­лификацией.

Работодатель также обязан предупредить работников о пред­стоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокра­щением численности персонала (штата) не менее чем за два месяца до увольнения.

Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращени­ем численности или штата, в соответствии с заключенными коллек­тивными договорами (соглашениями) гарантируется после увольне­ния сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользо­ваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошколь­ными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Безработным гражданам государство гарантирует:

■ бесплатные услуги по профессиональной ориентации и пси­хологической поддержке, профессиональной подготовке, перепод­готовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

■ обеспечение социальной поддержки в виде пособий по без­работице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

■ компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

■ бесплатные медицинское обслуживание и медицинское ос­видетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

■ возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной мерой государственной социальной поддержки безра­ботных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости. В подавляющем большинстве (более чем в 80%) развитых стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуще­ствляется на основе систем страхования по безработице. Подобные решения находятся в соответствии с рекомендацией Международ­ной организации труда № 67, где говорится, что пособие по безра­ботице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способ­ного к систематической работе по какой-либо профессии и ищуще­го подходящую работу, или в связи с частичной безработицей. Российским законодательством также предусмотрена возмож­ность добровольного страхования на случай потери работы путем заключения соответствующего договора со страховыми организаци­ями. Однако подобная практика пока не получила широкого разви­тия.

Государственная политика занятости в Российской Федерации до 2001 г. проводилась в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который фор­мировался за счет средств предприятий (отчислений 1, 5% от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами некоторых регионов. Финансирование мероприятий го­сударственной политики занятости населения с 2001 г. осуществля­ется из государственного бюджета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.