Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятость населения и безработица






Занятость населения является важной социально-экономиче­ской категорией, связанной с реализацией права человека «свобод­но распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род де­ятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Занятость населения — это состояние его экономически ак­тивной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законода­тельству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость — это обеспе­ченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

По методологии Международной организации труда, заня­тые — это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

- выполняли работу по найму за вознаграждение на услови­ях полного либо неполного рабочего времени, а также иную прино­сящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан неза­висимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

- временно отсутствовали на работе из-за болезни или трав­мы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специ­альному графику; нахождения в резерве (при работе на транспор­те); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохра­нением содержания по инициативе администрации; забастовки; дру­гих подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безра­ботные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полу­ченные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняю­щие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Фе­дерации, занятые — это граждане:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключе­нием общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпри­нимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

- выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и ока­зание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивиду­альными предпринимателями, авторским договорам, а также явля­ющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-испол­нительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Госу­дарственной противопожарной службы, учреждений и органов уго­ловно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и выс­шего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетру­доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалифи­кации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, при­зывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской служ­бе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показыва­ет, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отли­чие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в от­меченных документах) относит к занятым большую группу безра­ботных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.

Практические по­требности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктив­ную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Продуктивная занятость — это занятость населения в об­щественном производстве. Она характеризуется численностью за­нятых людей из числа экономически активного населения, установ­ленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной служ­бе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутрен­них дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), заня­тых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию поня­тию занятости, данному в Законе о занятости населения в Россий­ской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость — это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее име­ют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структур­ной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной за­нятости характеризуется наличием постоянной работы с нормаль­ной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость определяется отношением величи­ны продуктивной занятости к величине занятости социально полез­ной. Уровень рациональной занятости — гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно пред­положить, для каждого этапа экономического развития страны оп­ределенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость — теоретическое понятие, подра­зумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффек­тивности занятости как об отношении явочного фонда рабочего вре­мени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость — максимизировать.

Скрытая занятость — это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяй­ственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сек­тор — нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость — форма занятости, характеризующа­яся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормаль­ная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная про­должительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по срав­нению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работни­ка дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость — такая форма занятости, при кото­рой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограни­ченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезон­ных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость — форма трудоустройства с нестандартны­ми условиями найма и труда. К таким условиям относят:

■ нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено го­сударственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

■ нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

■ нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домаш­них условиях), работа с домашнего телефона, работа на собствен­ном автотранспорте и др.;

■ самозанятость граждан, которая осуществляется без офор­мления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулиро­вать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режи­ма рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нор­мативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отно­шения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма за­нятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие аль­тернативных видов занятости, под которыми понимают разновид­ности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Становление рыночных отношений привело к перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Од­нако, чтобы уровень промышленного и строительного производства обеспечивал потребности экономики и населения, необходима вы­сокая производительность труда, а этого в отечественной промыш­ленности и строительстве не наблюдается.

Существенные изменения за годы рыночных реформ произошли в структуре занятых в экономике по формам собственности. Так, численность занятых в организациях государственной и му­ниципальной собственности сократилась с 68, 7% в 1992 г. до 32, 8% в 2006 г., т.е. в 2, 1 раза. Зато существенно возросла численность занятых на частных предприятиях — с 19, 5% в 1992 г. до 55, 4% в 2006 г., т.е. в 2, 8 раза. Увеличилась также занятость в организаци­ях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности с 0, 3% в 1992 г. до 4% в 2006 г. Подобные структур­ные изменения отражают процесс преобразования экономики ко­мандной в рыночную и связаны с приватизацией и разгосударствле­нием.

Нужно отметить, что женщины преобладают почти во всех категориях работников, кроме руководи­телей и рабочих. Особенно заметно преобладание женщин среди специалистов высшего уровня квалификации в области образова­ния, а также среди служащих, занятых подготовкой информации, документации и учетом, и среди служащих сферы обслуживания.

Скрытая форма занятости появляется тогда, когда занятость не регистрируется. На основании исследований, проведенных Все­российским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), были получены сведения, что заняты без юридического оформле­ния трудовых отношений примерно 4—5% общего числа работа­ющих. Таким образом, фактический уровень занятости населения находится выше официально регистрируемого уровня примерно на 4, 2-5, 3%.

Безработица — общественно-экономическое явление, появив­шееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью полу­чения дохода — заработка, а с другой стороны, отсутствием такой работы. По аналогии с понятием занятости безра­ботицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей на­емной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действу­ющему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.

В определениях понятия «безработный», так же как и понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международ­ной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и рос­сийским законодательством.

По методологии Международной организации труда, без­работные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

■ не имели работу (доходного занятия);

■ занимались поиском работы, т.е. обращались в государствен­ную или коммерческую службу занятости, использовали или поме­щали объявления в печати, непосредственно обращались к админи­страции предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

■ были готовы приступить к работе;

■ обучались по направлению службы занятости;

■ являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалида­ми, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.

В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Фе­дерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые:

■ не имеют работы и заработка;

■ ищут работу;

■ готовы приступить к работе;

■ зарегистрированы в органах службы занятости в целях по­иска подходящей работы.

Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граж­дане:

а) не достигшие 16-летнего возраста;

б) которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пен­сия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией орга­низации, сокращением численности или штата организации при отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступ­ления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего воз­раста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного харак­тера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Граж­данину не может быть предложена одна и та же работа (професси­ональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по одной и той же профессии (специальности) дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

е) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Рос­сийской Федерации занятыми;

Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «без­работный», во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработ­ным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и за­работка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по ста­рости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.

Росстат в соответствии с методологией Международной орга­низации труда безработными, во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах служ­бы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости; во-вторых, лиц, обу­чающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней.

Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необхо­димых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необ­ходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безра­ботных, в том числе зарегистрированных в органах службы занято­сти, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработи­це временно не выплачивается.

Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «непод­ходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональ­ной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспорт­ной доступности рабочего места.

Закон детализирует понятия транспортной доступности рабо­чего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жи­тельства безработного должна определяться органами местного са­моуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.

Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего зара­ботка гражданина, исчисленного за последние три месяца по послед­нему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированно­го в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к по­нятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, об­ласти, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт- Петербурге).

Закономерности рыночных отношений, действие экономических законов спроса и предложения на рынке труда предопределили появление в России массовой безработицы. Безработица порождается разными причинами. В зависимо­сти от продолжительности и социально-экономических последствий различают такие виды безработицы, как фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая.

Одной из причин безработицы может быть добровольное ос­тавление человеком работы с целью поиска более подходящего ва­рианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое ме­сто работы после окончания временной работы. Безработицу, которая явилась следствием названных причин, называют фрикционной. Фрикционная безработица считается неиз­бежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициа­тива увольнения исходит от самого человека. В результате безрабо­тицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности

Сезонная безработица вызывается сезонным характером не­которых работ. К ним относятся сельскохозяйственные работы, пе­реработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболов­ства и охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера страны и другие подобные работы. Сезонно рабо­тают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономи­ки. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени доброволь­ности такая безработица близка к фрикционной.

Следующим видом экономически оправданной безработицы является структурная безработица. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой — структуры производства, которое реагирует на изменение потреби­тельского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический прогресс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг. Потребительский спрос и структура производ­ства оказывают взаимное влияние друг на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно приводит к не­обходимости перестройки производства, появлению новых и отми­ранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала.

Разновидностью структурной является технологическая без­работица, когда в результате научно-технического прогресса, появ­ления новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время по­явление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает дав­ление на рынок труда.

Различие между структурными и фрикционными безработны­ми заключается в том, что первые нуждаются в обязательной допол­нительной подготовке или переобучении, тогда как вторые, за ис­ключением впервые ищущих работу, имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться.

По причинам возникновения выделяют также институциональную безработицу, которая обусловлена несовершенством не­которых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материаль­ные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя также сдерживает стимулы к поиску ра­боты или открытию собственного бизнеса.

Совокупность фрикционной и структурной безработицы не­которые экономисты считают естественным уровнем безработицы. Наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития эко­номики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких усло­виях многие предприятия сворачивают или прекращают деятель­ность, оказываясь банкротами. Численность персонала сокращает­ся, происходит массовое увольнение работников, рынок труда переполняется людьми, ищущими работу.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистриро­ванная безработица — это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем об­ращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, кото­рые работают по найму, однако:

а) не удовлетворены работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претен­зий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищут другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в админи­стративный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

По продолжительности безработица подразделяется на крат­ковременную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной ее разновидности. Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев. Длительная — от 12 до 18 месяцев. Застойная — свыше 18 месяцев.

Характеристики продолжительности безработицы условны. Для одного человека безработица в два-три месяца представляется чрез­мерно продолжительной, для другого, имеющего определенные на­копления, и более длительная безработица может быть не очень обременительной.

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрик­ционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования произ­водства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организа­ция переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и за­стойной ее формами, наиболее разрушительна для общества, она наносит населению значительный экономический, моральный и со­циальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодо­лению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее уровня.

Одним из негативных последствий безработицы является не­выпущенная продукция в силу нерабочего состояния трудоспособ­ных граждан, имеющих желание работать, и, как следствие, — сниже­ние темпов экономического роста, отставание объемов производства валового национального продукта. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уров­нем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормаль­ным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2, 5% (закон Оукена).

Длительная и застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граж­дан, подрывает физическое и моральное здоровье общества: теряют­ся квалификация и практические навыки, возникает психологиче­ская депрессия, в обществе растет социальная напряженность, жестокость и преступность, увеличивается распад семей, растет число нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, возрас­тает количество случаев суицида и других негативных явлений.

Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в странах, когда на волне всеобщего недовольства активизируют деятельность экстремистские группировки и партии, растет шовинизм, совершаются государствен­ные перевороты. Поэтому своевременные и эффективные меры по предотвращению или снижению негативных последствий массовой длительной безработицы должны быть приоритетными в социаль­но-экономической политике государства.

Рассмотрим наиболее общие показатели безработицы.

Уровень официально зарегистрированной безработицы — это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч­ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года).

Уровень общей безработицы — это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем вы­борочных обследований по состоянию на определенную дату, к чис­ленности экономически активного населения на эту дату.

Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных — это отношение числа зарегистрированных на опре­деленную дату безработных к общему числу безработных, рассчи­танных на определенной территории путем выборочных обследований по со­стоянию на определенную дату.

Коэффициент напряженности на рынке труда — это отноше­ние численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.