Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды потребностей и общие принципы функционирования мотивов. см 74.






Мотив- это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность. Мотив находится между потребностью и направленной активностью (деятельностью). Первая функция мотивов связана с потребностями (вначале побуждает потебность, а после того, как у потребности появляется предмет, побудительная активность передается мотиву). Эта ф-ия роднит нас с ж. Вторая ф-ция связывает мотив с действием: смыслообразующая (мотив наделяет смыслами выполняемые действия). Характерна для ч. Когда ч понимает смысл своих действий он м выдержать любое страдание.
77. Проблема базовых потребностей человека: подходы и теории.
Базовые потребности – потребности, свойственные человеку как представителю вида, а не как социальному существу (генотипически заложенная). Но тогда почему люди различаются своими базовыми мотивациями? – вид не должен быть однотипичен, не выгодно выпускать в мир одинаковых индивидов, особенности индивида – заготовки вида, патология – вариант нормы, заготовленной природой. Базовые потребности: 1. Познавательная потребность. Она эволюционирует в филогенезе. Познавательная потребность обуславливает приобретение опыта. Противоречие: при хорошем уходе дети вырастают психическими уродами (причина: не было постоянного эмоционального контакта). Значит познавательная потребность вторична. 2. Потребность в общении. 3. Сексуальность. 4. Тревожность (потребность в защищенности, безопасности – тревожность индикатор). 5. Игра (развитие) 6. Эстетическая потребность. отрывает от животного мира. Базовая потребность определяет общую картину личности, при разнообразном содержании (базовая мотивация создает стиль, а затем эта форма наполняется содержанием).

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию, т.е. потребности. Они описывают структуру потребностей и то, как они связаны с мотивацией человека к деятельности.Что побуждает ч к деятельности. Теория иерархии потребностей А. Маслоу: (физиологические (сон, еда), безопасность, общение+принадлежность; в уважении; в самопознании, гармонии(эстет), самоактуализации (сдвиг ради развития). Пока неудовл – источник мотивации. Снизу вверх.).
Теория потребностей существования роста и связей Альдерфера
: 1)потребности существования (т.е. физиол), 2) потребности связи (т.е. социал), 3) потребности роста (т.е.личностные). Отличие от Маслоу: движение не от низших потребностей к высшим, а в обе стороны, причем в противоположную сторону: вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если неудовлетворена потребность более высокого уровня; т.е когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. Процесс движения вверх по уровням - это процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда: Он исходит из того, что витальные потребности в совр мире уже удовлетворены и сосредотач на высших потребностях: достигать, соучаствовать и властвовать. Эти потребности приобретенные. Это не иерархия потребностей, а взаимовлияющие. Теория ожиданий В. Врума: активной потребности мало для мотивации. Человек должен надеяться, что выбрал придет к цели. Психоаналитическая теория Фрейда: либидо и танатос.
78. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования.
Мотивы деятельности человека имеют общественную природу. Находясь в структуре между потр и целями, они также соотносятся с ценностями общества, и во многом определяются ими.

Ценность — это положительная значимость объектов (чувственных или абстрактных) для человека, их достоинство. Также под ценностями понимаются абстрактные представления и идеи, выступающие эталонами должного. К ценностям относятся: мир между людьми, жизнь людей, представления о добре и зле, социальной справедливости, свободе, равенстве, правах и обязанностях людей, о дружбе, любви, творчестве, познании истины, красоте и гармонии, вере и святости и т.д.

В отличие от цели ценность не содержит ясного образа деятельности, но она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизненная позиция. Т.о. ценности составляют основание свойства человеческого сознания, называемого рефлексией.

Близки идеалам социальные нормы, хотя они отличаются более конкретным, инструментальным характером. Социальная норма — это общепризнанное в данном сообществе средство оценки существующих и складывающихся ситуаций, а также правило их воспроизведения и изме-нения. Важнейшая функция социальной нормы — регуляция поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Кроме М, П, Ц побудителями поведения явл интересы, задачи, желания и намерения. Но они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Интерес- особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.