Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы и понятия психологии мотивации.






Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка, свойство субъекта, изнутри побуждающего к совершению действия. Мотивация внутренний динамический процесс, на основе которого формируется поведение ч, ведущее к удовлетворению актуальной потребности. Процесс включает инициацию, направление, организацию, поддержку поведения. Целенаправленность и активность. Мотивация -это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков, осмысление поведения, а также развитие у человека способности предсказывать поведение, что является важным в общении и взаимодействии людей.

73. Потребность как основа процессов мотивации. Леонтьев определял потребность, как «единицу» мотивации. П - состояние нужды человека в определенных благах, которых недостает для нормального существования. П придает человеку активность. Характеристики человеческих потребностей – предметность, сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Потребности: 1. Индивидные – видовые; 2. Гомеостатические – экзогенные (например, познавательная потребность, не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями); 3. Позитивные – негативные (мотивация избегания); 4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет); 5. Первичные (наследованные) – вторичные (приобретенные). Потребность в своем развитии имеет 2 качественных фазы: 1) предмет еще не определен, 2) опредмечивание потребности - появление мотива и деятельности. Леонтьевым отмечена еще одна характеристика потребностей: их специфическая динамика -- способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Разделяет постоянный и актуальный объем потребности (количество благ, необходимых для ее удовлетворения).

Рубинштейн: потребность должна быть представлена психически. Ее отражение - эмоция. Эмоция - отражение потребности, ее актуального состояния.

74. Общая организация мотивационной сферы личности. Соотношение биологического и социального уровней мотивации Потребности, мотивы и цели —осн составляющие мотивац сферы человека. Мотивация - внутренний динамический процесс, на основе которого формируется поведение ч, ведущее к удовлетворению актуальной потребности. Процесс включает инициацию, направление, организацию, поддержку поведения. Целенаправленность и активность. Мотивация -это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков, осмысление поведения, а также развитие у человека способности предсказывать поведение, что является важным в общении и взаимодействии людей. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Потребности называют состояние нужды. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Параметры мотивац сферы: широта (разнообразие П, М, Ц), гибкость (разнообразие возможностей удовлетворения одной и той же нужды) и иерархизированность (сложность системы). Кроме М, П, Ц побудителями поведения явл интересы, задачи, желания и намерения. Но они больше ответственны за стиль, а не за направлен­ность поведения. Интерес- особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напря­мую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент вре­мени потребностью. Задача возни­кает, когда на пути движения к цели возникает препятствие. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и доволь­но часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состоя­ния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес­сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляю­щие поведением человека, им осознаются, другие нет.

2 уровня мотивации: природный (физиология) и личностный (социальный). Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении).
75. Классификация мотивов. По Фрейду: либидо и танатос. По Маслоу: физиологические (сон, еда), безопасность, общение+принадлежность; в уважении; в самопознании, гармонии(эстет), самоактуализации (сдвиг ради развития). Пока неудовл – источник мотивации. Снизу вверх.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.