Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационно-динамический подход. Личность как система мотивов.






Мотивация –это динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через деятельность удовлетворять свои потребности. Возникающие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами. Его роль - придать поведению импульс и направленность к цели. 2 уровня мотивации: природный (физиология) и личностный (социальный). Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.Мотив-один из осн элементов теории деят-ти. Сруктура деят-ти: НУЖДА (смутное ощущение нехватки)- формирует ПОТРЕБНОСТЬ (отчетливое осознание необходимости, эмоц напряженность, желание)- формирует МОТИВ (то, ради чего; внутр побудительные силы ч) - рождает ЦЕЛЬ (образ желаемого будущего, который направляет и регулирует деят-то) – формируется ПЛАН (цель делится на задачи) - результат – оценка результата.

Леонтьев: Личность рождается дважды (в 5-6л и в подростковом, сознательно выстраивая иерархию мотивов). Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н.Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе».

Мотивы: смыслообразующие (каждое действие характеризуется личностным смыслом, иначе говоря, человека можно спросить: " Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое? ") и мотивы-стимулы (побуждают). Внешние (зарплата) –внутренние (стремления). Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения. Осознанные мотивы: желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе поведения мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Оптимум мотивации (з-н Йоркса-Додсона, арка): с усилием мотивации эфф-ть деяти-ти растет, но до опр уровня. При чрезмерной мотивации будет хуже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.