Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.






Память – совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения. Сюда же могут быть отнесены процессы забывания. Внимание – совокупность процессов отбора материала и сосредоточения на нем. Это универсальные психические процессы. Внимание и память рассматривают как необходимую характеристику любой деятельности. Они обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимым условием познания, но не сводятся к нему. Благодаря УПП субъект может сохранять единство своего Я во времени: память позволяет удерживать прошлый опыт, внимание – извлекать актуальный. Двусторонняя связь внимания и памяти. 1.Запоминается то, на что обратили внимание. Мы непроизвольно обращаем внимание на то, что связано с прошлым опытом. Заучивание невозможно в условиях отвлечения внимания.

41. Определение памяти. Метафоры памяти. Память-один из важнейших познавательных психических процессов, состоящий из запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Ни один процесс не протекает без нее. Закрепление опыта, развитие личности, целостность личности, понятия о себе. Лучше запоминаетя то что имеет эмоц окраску, важное для ч. Продуктивность зависит от волевых. Забывание необх чтоб не было перегрузки.

Двигательная память: позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Образная памятьпозволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.Это ведущий вид памяти.

Восковая табличка Цицерон, След Декарт, Память-это портниха, кот действует иглой вправо-влево, вниз-вверх Вердж Вулф. Хранилище мыслей, Компьютерный диск.
42. Подходы к изучению памяти.
1. Первая крупная теория ассоцианизм Эббингауз, Миллер. Изучали устойчивость, силу асс связей. Есть 3 типа ассоциаций: по смежности, по сходству признаков, по контрасту. Эффекты Эббингауза: лучше запоминается первое и последнее; однажды заученное легче учить чем новое. 2 Гештальт –целостность структуры запоминания и воспроизведения. 3.Джемс – дифференцирует виды памяти: первичная (типа кратковременной, открыта для сознания, активное хранилище следов, недавно происходящее); вторичная (типа долговр, хранилище где следы хранятся долго но не всегда осознанно). 4. Торндайк и бихевиор: исследование формирования навыка в процессе научения: память это совокупность двигательных и речедвигательных действий, образованных в опыте путем повторения и подкрепления. 5. Взгляды Джемса легли в основу когнитивистской модели памяти как многофункц устройсва по приему, обработке и хранении инф. 6.Психоанализ –выяснили роль пол и отр эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. 7. Смысловая теория памяти (Бине, Бюлер)-зависимость запоминания\забывания от смысла в отл от механич заучивания.8. Сов школа-в рамках теории деят-ти. Память – это система теори практ действий по решению мыслительной задачи по запоминанию, сохр и воспроиз. 9. В совр науке – инф-кибернетич теория памяти. Алгоритмизация процессов памяти. Мозг-комп.
43. Основные процессы и системы памяти.
Запоминание (избирательно; мгновенное -импринтинг, непроизвольное-при многокр повторе, заучивание – специальное организованное повторение; логическое и механическое; дословное и смысловое), сохранение, воспроизведение и забывание (не дает перегрузке; физиол: корковое торможение-нервн связи распадаются, но при повторе они восстанавливаются; ретроактивное торможение-отриц влияние деят-ти после заучивания; проактивное торможение-...до заучивания). Эббингауз кривая забывания. Заучивал бессмысл списки слов чтоб изучить память в чистом виде. После лекции через 1 час сохр 65 проц. Потом уходит медленнее. Остается 30. Надо повторять сразу после. Все значимое для личности не забывается. Забытое не восстанавливается.Системы памяти: ультракратковременная \сенсорная; кратковременная, долговременная.
44. Произвольное и непроизвольное запоминание. Эксперименты Зинченко.
Непроизвольная: при запоминании и воспроизв отсутствует спец цель. При многократном повторе. Произвольная: есть задача запомнить, происходят мнемические действия через систему знаков. Мнемотехники. Эксер: «вспомни все, что ты видел по пути на работу». Лучше всего: то что делали а не думали; то что способствовало или препятствовало, необычное; связанное с кругом интересов. Вывод: непроизв память зависит от основной деят-ти, от мотивов и целей.
Эксперименты с карточками «рисунки и цифры»: то, на что направлена деятельность запоминается лучше, чем условия достижения цели; негативный эффект возраста; лучше запом самосозданный материал; чем больше активности на осмысливание, тем лучше запоминается.

45. Ультракратковременная, кратковременная, долговременная память. Ультракратковременная/сенсорная до1 сек.Хранение непосредственно отпечатка информации. Иконическая-зрительная, файершоу 0, 3-0, 4сек; Эхоическая-слуховая 0, 7-0, 8; тактильная. Инф угасает и не попадает в кратковр, если нет повторений. Обеспечивает целостность восприятия динамич явлений. Кратковременная (до 20сек). Четкий объем 7+-2 элемента. Миллер. Информация кодируется и хранится элементами. Может происходить укрупнение элементов – перегруппировка символов. Здесь хранится обобщенный а не полный образ воспринятого. Эта память работает без предварит сознат установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение. Она связана с актуальным сознанием. Из сенсорной в кратковр попадает только та, кот осознается и привлекает внимание. Существует за счет временных нейтронных связей в коре мозга. Осн роль кратковременной памяти –фильтр. Ее свойство-замещение. Из-за ограниченного объема новая инф вытесняет ту, что там есть и она бесследно исчезает. Путем повторения инф удерживается и переходит в долговременную. Долговременная –емкость безгранична (все что больше 15 мин), хранится вечно, но проблемы с воспроизведением. Хранится в виде семантических схем (по смыслу). Чем совершеннее это устройство, тем легче вспомнить. Во сне информация консолидируется (гипокамп). Для ребенка мыслить- это вспоминать; для нас вспоминать- значит мыслить. Чем более осмысленна инф, тем легче ее вспомнить.

46. ​ ​ Характеристика сенсорной памяти. Основные результаты ее исследования. Ультракратковременная/сенсорная до1 сек.Хранение непосредственно отпечатка информации. Иконическая-зрительная, файершоу 0, 3-0, 4сек; Эхоическая-слуховая 0, 7-0, 8; тактильная. Инф угасает и не попадает в кратковр, если нет повторений. Обеспечивает целостность восприятия динамич явлений. Эксперименты Сперлинга по иссл иконической памяти: происходит регистрация 75 % зрительного поля; «портрет»; не контролируются ментально. Если зрительная информация поступает достаточно быстро, то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти.

47. Характеристика кратковременной памяти. Основные результаты ее исследования. Кратковременная (до 20сек). Эксп Эббингауза (Заучивал бессмысл списки слов чтоб изучить память в чистом виде. Список элементов, которые можно запомнить сразу, назвал объёмом кратковременной памяти; Определил объем - 7 элементов списка. кривая забывания. Эффекты Эббингауза: лучше запоминается первое и последнее; однажды заученное легче учить чем новое.) Миллер: Четкий объем 7+-2 элемента. Информация кодируется и хранится элементами. Может происходить укрупнение элементов – перегруппировка символов. Здесь хранится обобщенный а не полный образ воспринятого. Эта память работает без предварит сознат установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение. Она связана с актуальным сознанием. Из сенсорной в кратковр попадает только та, кот осознается и привлекает внимание. Существует за счет временных нейтронных связей в коре мозга. Осн роль кратковременной памяти –фильтр. Ее свойство-замещение. Из-за ограниченного объема новая инф вытесняет ту, что там есть и она бесследно исчезает. Путем повторения инф удерживается и переходит в долговременную.
48. Контролируемые процессы в кратковременной памяти. Забывания в кратковременной памяти.
Кратковременная (до 15 мин). Четкий объем 7+-2 элемента. Миллер. Информация кодируется и хранится элементами. Может происходить укрупнение элементов – перегруппировка символов. Здесь хранится обобщенный а не полный образ воспринятого. Эта память работает без предварит сознат установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение. Она связана с актуальным сознанием. Из сенсорной в кратковр попадает только та, кот осознается и привлекает внимание. Существует за счет временных нейтронных связей в коре мозга. Осн роль кратковременной памяти –фильтр. Ее свойство-замещение. Из-за ограниченного объема новая инф вытесняет ту, что там есть и она бесследно исчезает. Путем повторения инф удерживается и переходит в долговременную.
49. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
Долговременная –емкость безгранична, хранится вечно, но проблемы с воспроизведением. Долговременная память является не статическим хранилищем, а широко разветвленной, динамической и модулируемой сетью в головном мозге, где инф хранится в виде семантических (смысловых) схем, а также в зрит и слуховой форме. Чем совершеннее это устройство, тем легче вспомнить. Во сне информация консолидируется (гипокамп). Для ребенка мыслить- это вспоминать; для нас вспоминать- значит мыслить. Чем более осмысленна инф, тем легче ее вспомнить.

Основная функция ДП – сохранение опыта, необходимого для успешной реализации деятельности.

Совр гипотеза о структуре ДП: 4 системы долговременной памяти отвечают за разные виды информации и хранятся в разных участках ГМ. Предполагают, что во время эволюции эти различные системы развивались по очереди и также в сегодняшнем растущем человеческом мозгу образуются по очереди и настраиваются одна на другую.

1. " узнавание" (мы не знаем, каким образом мы это выучили). первая ступень смысловой обработки. предполагает " облегченное изучение" (подражание) или " поиск старых путей" (сходство новой информации с полученной ранее). Если, например, маленький ребенок впервые увидел рыбу, то потом он будет узнавать другие виды рыб, хотя они выгл по другому. Этот же вид памяти работает у грудных детей и малышей до года, когда они учатся, подражая взрослым, намного лучше, чем когда тому же самому их пытаются научить на словах. Своим примером родители утверждают манеру поведения, которую дети неосознанно копируют, - так происходит воспитание, и об этом стоит помнить, когда речь идет о манерах, поведении, чтении или спортивных интересах. Реклама работает на тех же самых принципах, делая ставку на раздражители, которые воспринимаются человеком подсознательно. Система " узнавания" дает возможность воспроизводить в памяти ранее полученную информацию, в том числе визуальные образы.

2. Процедурная память отвечает за выученные двигательные процессы в целом (велосипед, один раз на всю жизнь). При координации движения мускулатуры лица, языка, дыхания и голоса активируется процедурная память.

3. Семантическая память на определенные факты. отвечает за школьные знания, жизненный опыт и общие связи. Для владения языком, включая грамматику.

4. Эпизодическая память хранит автобиографические воспоминания и сопровождается пол или отр эмоциями (поэтому накрепко). Здесь необходим язык, поэтому она не развивается до 3-4 лет (большинство людей не могут себя вспомнить в эти годы). Зависит от семантической памяти и от интеллекта и опирается на них. требует высшей степени сознания. Она полностью созревает только после формирования в мозге большого количества нейронных соединений в возрасте 20 лет.

Узнавание и процедурная память – неосознанные; эпизодич и семантическая – осознанные.

За узнавание отвечает кора ГМ; за процедурную – мозжечок и базальные узлы; за осознанную лимбич система (гипокамп) и кора.

Виды: Двигательная память: позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки; есть уже на 1 мес. Первонач на уровне усл рефлексов. Далее на ее базе развиваются другие виды памяти. Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. С 6 мес. Может не соотв реальности. Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. В 1, 5-2 года. Словесно-логическая память на логические построения, мысли. отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.Это ведущий вид памяти. Произвольная, непроизвольная.


50. Забывание и его причины.
забывание (не дает перегрузке; физиол: корковое торможение-нервн связи распадаются, но при повторе они восстанавливаются; ретроактивное торможение-отриц влияние деят-ти после заучивания; проактивное торможение-...до заучивания). Эббингауз кривая забывания. Заучивал бессмысл списки слов чтоб изучить память в чистом виде. После лекции через 1 час сохр 65 проц. Потом уходит медленнее. Остается 30. Надо повторять сразу после. Все значимое для личности не забывается. Забытое не восстанавливается.

51. Общая характеристика воображения и ее роль в психической деятельности. Самый психический процесс, т.к. макс проявляется загадочность и идеальность психики. До сих пор не ясна физиология, где это в ГМ. Воображение – это процесс создания новых образов путем переработки впечатлений восприятия и представлений, полученных из опыта. Т.о. воображение связано с восприятием, памятью и мышлением. Отличается от восприятия тем, что присутствует элемент фантазии. Память через воображение напоминает о прошлом, воображение о будущем – мечта. Человек планирует, творит, управляет своей деят-тью благодаря воображению (формирование внутр плана действий, представление действительности в образах и возможность пользоваться ими решая задачи). С пом вообр Ч. регулирует эм состояние (снятие напряженности за счет стравливания потребности). Вообр участвует в произвольной регуляции позн процессов. Вообр отражает свойства личности и псих состояния в данный момент. Продукт творчества отражает личность творца (личностные тесты проективного типа основаны на механизме проекции).
52. Механизмы процесса воображения.
Из вне Ч получает впечатление в процессе восприятия. Изнутри из памяти и опыта получает представления. - Анализ полученных впечатлений и представлений путем расчленения на элементы. Абстрагирование объекта – выделение из фона. – Синтез новых образов: комбинирование, агглютинация (кентавр), гиперболизация (увел объекта или частей); схематизация (упрощение), акцентирование (подчеркивание особенностей), типизация (выделение общего).
53. Виды воображения.

Постепени волевых усилий: произвольное (воссоздающее, творческое, мечта, грезы) и непроизвольные (сон, дрема).

По степени активности: активное (Ч вызывает образы по желанию: воссоздающее, творческое, мечта) и пассивное (образы возникают непроизвольно: сон, дрема, грезы).

Творческое – действительность не просто копируется, воссоздается, а конструируется.

Воссоздающее – задача воспроизвести реальность как она есть.

Грезы-фантазии, связанные с желанием. Мечта более реалистична и осуществима, чем грезы.

Галюцинации – фант видения, не связ с реальностью – нарушение психики.

Анализ, абстрагирование и синтез в воображении. Из вне Ч получает впечатление в процессе восприятия. Изнутри из памяти и опыта получает представления. - Анализ полученных впечатлений и представлений путем расчленения на элементы. Абстрагирование объекта – выделение из фона. – Синтез новых образов: комбинирование, агглютинация (кентавр), гиперболизация (увел объекта или частей); схематизация (упрощение), акцентирование (подчеркивание особенностей), типизация (выделение общего). 55. Основные характеристики мышления как высшей психической функции.

Когда информации от органов чувств не хватает, вкл мышление. Для жизни нам не достаточно той единичной инф, которую мы получаем от ощущений и восприятия. Ч надо предвидеть последствия явлений, событий и своих действий. А для этого надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом- порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Характеристики:

1. Обобщенное отражение действительности. Выявляет существенные свойства окружающих нас вещей и основные закономерные связи 2. Опосредованное познание объективной реальности (мы судим о свойствах предметов без непосредственного контакта, а путем анализа косвенной информации. Погода- термометр). Благодаря этому, в процессе мышления мы можем познавать то, что вообще недоступно восприятию и представлению – напр, космос. 3. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Решение происходит с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации. 4. Неразрывная связь с речью: мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например глухонемые. Мы думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. (движения голосового аппарата, запрет читать про себя при логингите). Речь является орудием мышления. Ч гораздо лучше решает задачи, если формулирует их вслух.

Выражение мысли словами сложный процесс, этапы: 1. Формирование мотива высказывания (напр, необходимость решить какую-то проблему; это движ сила процесса). 2. Возникает мысль и общая схема содержания. 3. Замысел кодируется в речевые символы и создается генеративная схема развернутого речевого высказывания (=внутренняя речь - переход от «мысли» к внешней речи). 4. Внутренняя речь приводит к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи и происходит развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя. (одну и ту же мысль м разными словами; мысль понятна, а выразить не можем

На практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

 

56. Взаимосвязь мышления и речи. В культурно-исторической концепции Л.C. Выготского речевое мышление одна из высших псих функций. А слово, знак является определяющим в перестройке тех интеллектуальных функций, что даны человеку природой. Благодаря знакам мир окружающих человека физических предметов дополняется миром мыслимым.

Неразрывная связь мышления с речью: мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например глухонемые. Мы думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. (движения голосового аппарата, запрет читать про себя при логингите). Речь является орудием мышления. Ч гораздо лучше решает задачи, если формулирует их вслух.

Выражение мысли словами сложный процесс, этапы: 1. Формирование мотива высказывания (напр, необходимость решить какую-то проблему; это движ сила процесса). 2. Возникает мысль и общая схема содержания. 3. Замысел кодируется в речевые символы и создается генеративная схема развернутого речевого высказывания (=внутренняя речь - переход от «мысли» к внешней речи). 4. Внутренняя речь приводит к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи и происходит развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя. (одну и ту же мысль м разными словами; мысль понятна, а выразить не можем
57. Внутренняя и внешняя речь.

Выделяют два основных вида - знаковой речи – внешнюю (коммуникация) и внутреннюю (средство самоорганизации).

Культ-ист подход Выготского изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был частью природы, которая «шлифовала», его врожденные свойства, дающие ему возможность просто выживать, приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволяющие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать какую-то ситуацию, ощущение, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия данный подход рассматривал не те, которые имеют материальную основу (камень, палка, топор и т.п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные определенным образом камни, напоминающие о чем-то важном.

Ист корни знаков находятся в совместном труде. На первых порах это были звуки-команды, исходящие от другого человека.Затем Ч научился давать команды себе и управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами-знаками. Человек овладевал собственной психикой. Это процесс интериоризации - трансформаций внешних средств - знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь, образы представления, образы воображения).

Неразрывная связь мышления с речью: мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например глухонемые. Мы думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. (движения голосового аппарата, запрет читать про себя при логингите). Речь является орудием мышления. Ч гораздо лучше решает задачи, если формулирует их вслух.

Выражение мысли словами сложный процесс, этапы: 1. Формирование мотива высказывания (напр, необходимость решить какую-то проблему; это движ сила процесса). 2. Возникает мысль и общая схема содержания. 3. Замысел кодируется в речевые символы и создается генеративная схема развернутого речевого высказывания (=внутренняя речь - переход от «мысли» к внешней речи). 4. Внутренняя речь приводит к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи и происходит развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя. (одну и ту же мысль м разными словами; мысль понятна, а выразить не можем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.