Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Краткая история косметики, причесок и гримировального искусства






Человечество во все времена уделяло большое внимание улучшению своей внешности.

Археологические раскопки, предметы искусства материальной культуры помогли узнать тайны жизни людей иных эпох. Благодаря этому мы знаем о гриме, косметике и парфюмерии древних египтян, греков, ассирийцев, римлян и т.д.

В египетских пирамидах находили предметы, предназначенные для мазей, масел, духов, красок. Египтяне умело использовали в лечебных целях, для смягчения кожи, дезинфекции ароматические мази, основанные на животных и растительных маслах. Грязь с тела тогда смывали песком, толченным кирпичом, пеплом. Уже тогда люди знали секреты приготовления ярких иллюминированных светящихся красок, получаемых из морских моллюсков; порошков, пудр, придававших белизну коже и скрывающих ее желтизну и прочие изъяны. Глазные впадины в Египте окрашивали мелко тертым малахитом или медным купоросом, брови и ресницы – черной краской. В египетских папирусах иногда упоминаются рецепты «по превращению старика в двадцатилетнего юношу». Еще в древности были известны туалетная вода, духи, краска для волос.

В Древней Греции писались книги по уходу за внешностью. У знати были специальные рабы-косметы, обязанностью которых было делать массаж, лечебные ванны, натирать тело ароматическими маслами.

В Древнем Риме любили духи, ими опрыскивали одежду, прически, арену цирка, сцену театра, добавляли в вина. Римские духи были разновидностью эссенций и мазей. Мазь для Юлия Цезаря «Телеум» изготавливалась из оливкового масла и цедры особого сорта апельсинов.

В Средние века крестоносцы завезли в Европу розовую воду.

В эпоху Возрождения появились специальные труды по косметике. Рецепты в основном составляли алхимики. Иногда в косметические средства добавлялись яды с целью устранения неугодных.

В 17 веке появилась мода на пудру, которую наносили толстым слоем, смешивая предварительно с яичным белком.

Английская королева Елизавета I на слой пудры наносила силуэты тонких кровеносных сосудов, подчеркивая «полупрозрачность» ее кожи. При дворе было принято сильно румянить лицо.

В 18 веке было модно делать накладные брови низковорсного меха.

В 17 веке в Европе и в России началась торговля специальными белилами и румянами для крашения лица. В 1884 году в Москве открылось парфюмерно-косметическое заведение «Товарищество Брокар». Французский парфюмер занимался продажей парфюмерных изделий французского и российского производства. Русская парфюмерия имела успех на международных выставках и конкурсах.

Косметика прошлого сильно отличается от современной. Современная косметика подразделяется на: декоративную, врачебную, лечебно-гигиеническую. Врачи-косметологи разрабатывают средства для украшения внешности, но и для устранения дефектов и даже их предупреждения.

Декоративная косметика украшает и скрывает небольшие недостатки (затушевывает их). Декоративная косметика делится на грим бытовой и грим театральный (профессиональный).

Грим бытовой – это маскирующий набор гримерных средств, которые служат для имитации естественного цвета лица, волос, ногтей. К бытовому гриму относятся пудры (компактные, порошкообразные, жидкие, в листочках), а также помады, румяна, белила краски для волос, тени.

Театральный грим представлен коробкой красок, мастикой для изменения формы носа и бровей, клеем для грима, пудры, крема, румян, вазелина. Театральный грим значительно отличается от бытового, так как он зависит от сценического освещения, он рассчитан на очень яркий и разнообразный свет и всегда значительно ярче бытового.

Ассирия. Ассирийцы самое серьезное значение придавали косметике и уходу за волосами. Волосы они разделяли прямыми проборами и зачесывали за ушами, концы прядей завивали в мелкие локоны. Иногда просто расчесывали на обе стороны и связывали в два пучка.

Бороды носили длинные. Усы, бакенбарды и бороды на подбородке завивали в мелкие кудри, а остальную часть бороды заплетали косичками в несколько рядов. Концы косичек мелко завивали, и борода казалась разделенной на несколько ярусов. Они применяли накладные бороды.

Ассирийцы знали секреты косметики. Знать чернила брови и ресницы, румянились и белились, тело натирали душистыми маслами, одежду пропитывали благовониями.

Древний Египет. Роль Египта в развитии грима и косметики огромна.

В высших сословиях лицо белили, а жилки на лице подкрашивали голубой краской, губы подкрашивали по контуру. Ногти красили вначале черной, а затем красной краской. Особое значение придавали душистым благовониям. Некоторые косметические средства до сих пор используются в современном мире – окраска волос и париков хной в красный цвет, а басмой – в черный. Уже тогда были известны гребень, шпильки их дерева и слоновой кости, щипцы для завивки волос.

Египтяне первыми заменяли свои волосы париками, которые в высшем сословии стали обычными головными уборами. Там же появились парики с локонами, с буклями и длинными, опускающимися по спине косами. Были и гладкие парики с прямым пробором и завитыми кудрями по сторонам.

Вместо естественных бород стали носить искусственные. По форме бороды можно было определить сословную принадлежность. Знать и жрецы носили маленькие бороды, подстриженные кубиком.

Детям брили головы, оставляя на макушке пучок волос, а вместо парика ребенок носила накладные косы с завитыми в трубку концами.

Позднее и женщины стали брить голову и носить парики (высшее сословие). Простые же женщины придерживались старых правил – носили длинные природные волосы, просто причесанные.

Древняя Индия. В Индии господствовал культ тела. Они часто омывали тело, растирались маслами и благовониями.

Сурьмой красили брови.

Ярко красной краской из сандалового дерева (ароматическая древесина) смазывали подошвы, пальцы на ногах грудные соски.

Мужчины носили длинные волосы и бороды, которые окрашивали в различные цвета – белый, зеленый, пурпурный. Волосы заплетали и покрывали головным убором, похожим на древнеперсидскую митру. Женщины заплетали свои волосы в косы. Замужние женщины опускали их вдоль спины, а девушки завязывали узлом на лбу. Баядерки носили волосы (локоны), падавшие им на плечи, в которые вплетали ленты, жемчужные нити, цветы и т.д.

Древняя Греция. До персидских войн в Афинах волосы не стригли, а закручивали на макушке в узел, который скрепляли шпилькой. Об этом говорят скульптурные портреты.

Позднее мальчики, вступающие в юношеский возраст, стали стричь волосы. А мужчины софисты (философы, учителя) подрезали волосы и очень заботились о них.

В классический период греки носили короткие курчавые волосы (зачесанные на лоб) и небольшую бородку, соединенную с усами.

По праздникам волосы смазывали елеем (елей – оливковое масло) и мазями, а сверху посыпали цветным порошком.

Женщины причесывались очень красиво: то, спуская косы вниз по шее, то, завивая их на темени или на затылке, то, собирая в узел, то, собирая их различным образом шпильками на затылке (узлом, сеткой и т.д.).

Гречанки красили волосы в золотистый цвет уже в V в. до н.э.

Древний Рим. Рим взял многие секреты косметики из Афин.

Патриции ходили с непокрытой головой. Они носили длинные прически и бороды.

Римляне носили колпачки с наушниками и подзатыльником и повязки, из-под которых волосы падали густыми локонами. Эта мода сохранилась до III в. до н.э.

С 300 годов до н.э. с появления в Риме первых цирюльников (парикмахеров, пришедших туда из Сицилии) римляне стали подрезать и завивать волосы, брить бороды (за исключением софистов и стоиков).

Римляне, позаимствовав у греков, торжественно приносили в жертву богам волосы детей и первой бороды у юношей. Затем до сорока лет не брили бороды, а только подрезали. Бороду опускали и в знак траура (семейного и общественного).

Женщины особенно следили за своим туалетом. Богатые женщины придавали своим прическам причудливые формы и меняли их, чуть ли не каждый день, используя при этом чужие волосы (шиньоны). Особенно ценились русые и рыжие волосы. Собственные черные волосы старались покрасить в светлые цвета. Вол время войны с галлами римские дамы использовали рыжие волосы галльских пленниц для изготовления париков.

Римские матроны расписывали щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха и др.

Римский театр зародился из обыкновенных сельскохозяйственных праздников урожая. Он не был связан ни с какими религиозными культами в отличие от греков.

Представления устраивались во время торжеств, триумфальных шествий в честь очередной завоевательской успешной войны, во время погребальных обрядов, все это чередовалось с гладиаторскими боями и цирковыми играми.

Ни римский театр во многом подражал греческому театру. В актерских труппах могли быть как вольноотпущенные, так и рабы. На актеров там смотрели с презрением.

Римские аристократы относились к театру как к развлечению и потому, на первом месте было не содержание, а яркость, красочность, декоративность.

В отличие от греческого театра в Риме актеры гримировались, надевали парики и бороды и использовали полумаски. Маски были запрещены. Они использовались лишь в крайних случаях, например, при изображении двойников (близнецов).

В римской комедии использовали трехликие маски, которые изображали лица разного пола и возраста. Все роли игрались мужчинами, и потому приходилось надевать маски подобного рода.

С развитие театральных форм появились новые виды театральных представлений: сатура и аттелана. В аттелане использовали четыре типа масок, присущих определенным героям.

Буккон – молодой смышленый парень, болтун и обжора. Лицо полное, румяное, щеки раздутые, губы обвислые от болтовни и пересудов и от вкусной пищи. Буккон не считался дураком и мямлей.

Доссен – злой маленький горбун, хитрый шарлатан, невежда, но умел расположить к себе людей своей мнимой ученостью.

Макк – глупый, влюбчивый дуралей, обжора и неудачник, терпящий побои. У него ослиные уши, большая голова, крючковатый нос.

Папп – скупой, богатый старик.

В этом жанре удобно было использовать именно маску, а не живое лицо. Использовали грим, парики, бороды.

Известный комический актер Росций (Iв. до н.э.) вел упорные споры по поводу возвращения на сцену маски, а так же трагический актер Эзоп, который очень серьезно относился к подбору масок и костюма. Маски в основном использовались в трагедиях, они имели искаженные черты лица, широкий отверстия для глаз и рта, через которые с первых рядов зрители видели даже мимику актеров. Парики крепились к маскам, были красиво завиты, локоны падали на плечи и лоб. Завивались и бороды.

В аттеланах использовались персонажи фантастических чудовищ, например, обжору Леундука. Его маска – это огромные глаза, красный рот, длинные зубы. В маске был механизм, который производил скрежет зубов, что наводило ужас на зрителя, особенно на детей.

Было еще фантастическое существо – Ламия – уродливая старуха, пожирающая детей. Маска у нее была искажена злостью, глаза сверкали, рот в улыбке с длинными клыками. Парики таких существ делались из волокон и шерсти животных, шелковых нитей.

В императорскую эпоху на смену драматических спектаклей пришла пантомима. В пантомимах использовались маски, но рот был нарисован и закрыт.

Если же спектакли игрались без масок, то использовали грим – косметику.

Помимо театра франты покрывали руки, лоб меловым порошком, обильно румянили щеки, сажей подкрашивали брови и глаза. На парики наносили пудру лазоревого цвета охрой и винными дрожжами румянили щеки.

Византия. В Византии до 400 года мужчины коротко стригли волосы, а бороды брили. Позднее они стали носить длинные волосы и отпускать бороды.

Прическа византийской женщины – это копия античной прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел, иногда заплетались в две косы. В них заплетались жемчужные нити и ленты. Голову покрывали чепцом, который часто состоял из лент, соединенных между собой металлическим ободком. На чепец накладывались косы. Излюбленной прической был валик, обрамляющий лицо. Он делился с помощью лент, которыми закручивались волосы (косы), а сверху набрасывалось покрывало. Часто волосы украшались цветами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.