Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законами композиции






являются: 1) закон цельности, 2) закон типизации, 3) закон контрастов, 4) закон новизны, 5) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон ЦЕЛЬНОСТИ

позволяет воспринимать произведение как единое целое и имеет три основных свойства: неделимость, связь (и взаимную согласованность) всех элементов и неповторимость элементов.

Неделимость композиции – это невозможность воспринимать композицию как сумму самостоятельных частей. Невозможно убрать часть композиции без ущерба для оставшейся части и для картины в целом. Если закрыть часть картины, то оставшаяся часть «рассыплется», как мозаика.

Связь и взаимная согласованность элементов означает, что в картине должно быть все продумано – главные и второстепенные персонажи и предметы согласованы по цвету, формам, размерам, взаимному расположению, все продумано логично и красиво, как в природе. Эту закономерность человек и подсмотрел в природе, где форма и цвет предмета существуют как части целого в единстве со средой, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого.

Неповторимость элементов композиции по форме, размеру, пятнам, интервалам между ними также важна для подчинения картины закону цельности. Все похожее либо объединяется в силуэт, либо индивидуализируется.

Про закон цельности можно сказать – ни прибавить, ни убавить. «Как бы ни была сложна композиция по сюжету, сколько бы ни было в ней фигур, какими бы ни были они по масштабу, но коль скоро картина несет в себе особый изобразительный мир, то чем цельнее, монолитнее будет организм этого мира, тем яснее зритель будет воспринимать смысловое и пластическое решение» (А.М.Лаптев). «Когда же картина как бы «склеена» из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные выразительные фигуры из нее. Целого нет» (Е.А.Кибрик).

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин П.Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»,

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»,

А.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», К.Брюллова «Последний день Помпеи».

Закон ТИПИЗАЦИИ

позволяет мгновенно понять что, с кем и где происходит, т.к. художник использует типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие. Для достижения правдивости в картине нужно достоверность изображаемых событий поднять до высоты художественного уровня, это требует высокой степени художественного обобщения – определить как типичное в типичных обстоятельствах. Кроме того, художник должен продумать и очень точно определить кульминационный момент в событии и суметь его передать художественными средствами. Дело в том, что изобразительное искусство в отличие от других искусств (литература, театр, балет, кино) не имеет возможности развернуть сюжет во времени, а может передать лишь ощущение развития во времени (ощущение движения от прошлого через миг, изображенный в картине, к будущему). Если художник не справится с определением кульминационного момента события, картина будет казаться безжизненной, движения героев – застывшими.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: В.Суриков «Боярыня Морозова», В.Перов «Чаепитие в Мытищах», В.Васнецов «Алёнушка», а также поисковые этюды главных героев к этим картинам. Определите, как, следуя закону типизации, художники передали образы главных героев в картинах.

 

Закон КОНТРАСТОВ

можно определить как сочетание противоположного, он играет исключительную роль в достижении образности и богатства содержания произведения искусства, при наличии контраста ярче виден смысл происходящего. Контраст как универсальное средство помогает создавать яркое и выразительное произведение. Контраст может проявляться в разных видах: контраст величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), контраст форм (округлых и прямолинейных), контраст плоскости и объема, контраст света и тени, контраст цвета, контраст характеров и психологического состояния (доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного).

Про закон контрастов можно сказать, что все познается в сравнении. На фоне большого предмета маленький объект кажется еще меньше, добро ярче проявляется на фоне зла, контрастные цвета звучат отчетливее.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин Тициана «Динарий кесаря», В.Перова «Чаепитие в Мытищах», К.Коровина «Северная идиллия».

 

Закон НОВИЗНЫ

определяет уникальную роль художника в создании картины и понимается как способность художника увидеть необычное в обычном, передать знакомый всем сюжет новыми художественными средствами. В самом начале работы над картиной огромное значение имеет поиск оригинального композиционного решения, свежесть взгляда художника на многообразный мир.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: П.Веронезе «Поклонение волхвов» и Ван дер Гус «Поклонение пастухов», Микеланджело «Святое семейство», Эль Греко «Святое семейство с Магдалиной» и Рембрандт «Святое семейство».

 

Закон ПОДЧИНЕННОСТИ ВСЕХ СРЕДСТВ КОМПОЗИЦИИ идейному замыслу требует, чтобы организация картины во всех деталях и частях подчинялась не формальным мертвым схемам построения, а идейному содержанию. Через композиционные схемы художник выражает то, что его заинтересовало, увлекло, т.е. дает нравственную и эстетическую оценку изображенному. Поэтому все, что изображает художник, должно быть одухотворено идейным замыслом. С другой стороны, воплощая художественный замысел, необходимо учитывать соотношения объемов, цветовых пятен, света и тени, симметрию или асимметрию и пр. Данный закон требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоничное сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.