Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурные части беседы






4.

Организация устной работы по эстетическому воспитанию

Принципы организации устной работы по эстетическому воспитанию. Структурные части беседы об искусстве. Приемы адаптирования текста беседы: вопросы, вопросительная форма предложений, «метод исторических аналогий», ситуация уподобления. Технологии организации восприятия детей при рассматривании произведения искусства. Технология музейной педагогики.

Учебно-творческие задания по теме Организация устной работы по эстетическому воспитанию

ЗАДАНИЕ 1 Заполнить таблицу «Характеристика эстетического восприятия» объем задан 5 баллов
ЗАДАНИЕ 2 Заполнить таблицу «Структурные части беседы» объем задан 3 балла
ЗАДАНИЕ 3 Составить конспект «Технологии музейной педагогики» 3-4стр. 3 балла
ЗАДАНИЕ 4 Заполнить таблицу «Технологии музейной педагогики» объем задан 5 баллов
ЗАДАНИЕ5 Составить конспект и таблицу по теме «Теория композиции» 3-4стр. 5 баллов
ЗАДАНИЕ 6 Составить беседу-рассматривание по картине 1, 5-2 стр. 5 баллов
ЗАДАНИЕ 7 Составить беседу-рассматривание по иллюстрации 1, 5-2 стр. 5 баллов

Примечание: наибольший балл – 26-31, нижняя граница положительной оценки – 20

ЛИТЕРАТУРА

1. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия – М., 2005

2. Сотникова С.И. Музеология. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

ЗАДАНИЕ 1. Заполнить таблицу Характеристика эстетического восприятия произведений искусства детьми с нарушениями речи

Этапы восприятия Возрастные особенности восприятия (учет биологических потребностей, уровня развития ВПФ, сенсорных предпочтений детей) Технологии, приемы, средства работы логопеда на примере организации восприятия художественного произведения
установка на восприятие произведения искусства    
пониманиевыразительных элементов    
формирование реципиентом цельного образа произведения    
уподоблениедуховно-психических состояний произведения своим    
осмыслениесвоих ощущений, чувств, состояний, возникающих во время общения с художественными произведениями    

ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с принципами организации устной работы по эстетическому воспитанию и заполните таблицу

СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ БЕСЕДЫ

Этапы Цели Приемы проведения Примеры по теме
1.Создание зрительного образа (объекта рассмотрения или явления искусства) Подготовка детей к восприятию новой информации: активизация памяти и зрительного анализатора для воспроизведения необходимых зрительных образов,. Вопросы на воспроизведение прошлого зрительского и бытового опыта («ревизия» знаний по этой теме). Вопросы в ходе наблюдения и рассматривания объектов зрительного ряда (натуральных объектов, репродукций, макетов и пр.) с целью первоначального самостоятельного исследования, проблемная ситуация о невозможности решить проблему без информации учителя – переход к восприятию нового (следующий этап).  
2.Новая информация (объяснение нового материала) - этимология слова -краткая историческая справка - краткая технологическая справка Давать информацию о предмете максимально полно, но в короткие сроки («информационный поток»), учитывая возрастные особенности младшего школьника, демонстрировать объяснительный уровень образовательного процесса, организовывать эмоциональное погружение в информационно-образовательную среду Рассказ на объяснительном уровне (использование причинно-следственных связок) Вопросительные формы предложений для активизации мышления Прием исторических аналогий («исторических параллелей») – использование зрительных образов (портрет человека в историческом костюме) для иллюстрации (пояснения младшему школьнику) определенных исторических эпох. Ситуация уподобления (ситуация сопереживания, ситуация «вхождения в картину») – использование сенсорного опыта младшего школьника для имитации чувственного переживания. Позволяет понять (через воображаемые действия органов чувств- обоняния, осязания, слуха, зрения -) явления и события, изображенные в картине или технологические процессы, свидетелем которых ребенок не был или не может быть.  
3. Создание художественного образа (объекта рассмотрения или явления искусства) Завершить беседу особым образом – подведением итогов (выводов) информационного сообщения через актуализацию терминов искусства: линия, пятно, ритм, силуэт, форма, композиция, пространство, объем, цвет, колорит, пропорции, конструкция и пр. Вопросы типа: «За что мы любим (объект рассмотрения)? Почему нам так нравится это?», имея в виду выяснение средств художественной выразительности. Встраивание терминов искусства в небольшой рассказ-оценивание (блиц). По сути, постоянное (на каждом уроке) использование в речи терминов искусства, их интерпретация в различных ситуациях, способствует усвоению понятий искусства в контексте (опосредованно).  

МАТЕРИАЛЫ К ЗАДАНИЮ 2

БЕСЕДА «КАРАНДАШ»

Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с новым инструментом рисования. Знакомьтесь, это графитный карандаш. (Пауза). Что? Неужели, знаете? Что же вы знаете о карандаше? (пишущий кончик, серая линия, деревянная рубашка). Итак, мы знаем о карандаше все: это серый стержень в дере­вянной рубашке, его заточенным концом можно рисовать линии.

Посмотрите, карандаш не согласен, с тем, что вы все о нем знаете. Давайте послу­шаем: карандаш – что означает это слово, «кара» - черный, «даш» - камень. Что полу­чилось? Где же можно найти черный камень? Верно, в земле. В земле нашли минерал «графит». А можно в земле найти готовый карандаш? Можно найти только сердцевину карандаша - графит. Давно ли появился карандаш? Очень давно, но не у пещерных.людей, как уголь. А когда? Когда вы подрастете, вы узнаете, что это было в 16 веке. Вот так одевались люди в те времена.(Гейслер).

Графитные карандаши ещё только появились, их было мало. Кроме того, стержни пачкали пальцы, ведь их просто вытачивали из минерала. И только через 200 лет придумали вправлять стержни в деревянную трубочку. Это придумал француз Контье, вот так одевались люди в те времена (18в.).

Как же делают карандаши сейчас? Послушайте, что говорит карандаш: " Родом я с карандашной фабрики. Моё деревянное платье - из кедра (липы или тополя). Надеюсь, все знают; что кедр - это вечнозеленое хвойное дерево с колючими иголками. Кедр растёт в Сибири. Затупится мой графитовый нос, кедровый футлярчик нетрудно зачинить. Представьте себе, на фабрике на каждой кедровой дощечке машина проре­зывает б бороздок-канавок. В каждую канавку другая машина кладёт по одному гра­фитному стержню, третья машина смазывает дощечку клеем и покрывает другой точно такой же дощечкой. Получается 6 карандашей-близнецов под одной крышей. Теперь наступает черед для следующей машины. Она своими острыми ножами разрезает дощечку на 6 частей. Так сразу появились на свет б карандашей.

Что же умеет графитный карандаш? Вот линия и вот линия, а вот множество линий -это штриховка. Карандаш - умелый мастер, особенно в руках художника. Посмотрите, вот карандашные рисунки, они такие разные; но что в них общее - они серого цвета, в них есть и линии, и пятна. Карандашом легко работать. Тем более, что у карандаша есть дружок. Этот дружок исправляет все ошибки карандаша. Это ластик. Но он не ласковый, у него суровый характер - и карандашную линию и верхний слой бумаги он сдирает мелкими кусочками стекла, которые добавлены в резиновое тело. Ластик сделан из резины, поэтому как мы называем ластик? – резинка…

ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь с принципами организации устной работы средствами музейной педагогики. Составьте конспект «Технология музейной педагогики»

МАТЕРИАЛЫ К ЗАДАНИЮ 5

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира.

Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры – «специальное музейное образование» школьника. Формирование музейной культуры человека определяется в музейной педагогике степенью подготовленности к восприятию музейной информации и связано с умением выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их с общественно-исторических позиций.

Подготовка будущего педагога-логопеда невозможна без знакомства с новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения предмета (музейного объекта) в учебно-воспитательный процесс, без изучения идей музейной педагогики. В этой связи будущие педагоги должны иметь представления:

- о музее как социокультурном институте, его истории возникновения и развития; о видах и формах бытования музея, о поиске новых моделей;

- о музейной педагогике, истории ее становления, формах и методах работы в рамках школьного образования.

С.И.Сотникова выделяет несколько исторических этапов в развитии музея: античное протомузейное коллекционирование, возникновение музеев в эпоху Возрождения, развитие музея как социокультурного института в последующие исторические эпохи (художественное, образовательное, идеологическое и пр. назначения музеев).

Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Высокого Возрождения (XV – XVI вв.), однако его предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы, уходящий своими истоками в античность.

С античной культурой связана и этимология слова «музей» (гр. museion –храм муз, лат. museum – место ведения философских дискуссий) – под понятием «мусей» подразумевали философское учреждение (наряду с другими широко бытовавшими названиями: академия, ликей, кабинет).

Мусеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Свойственная культуре Древней Греции состязательность (агональность) накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в мусеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, - скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей. Победители Олимпийских игр имели право помещать собственную статую в Алтис – священную рощу в Олимпии. Первоначально для этой цели создавалась абстрактная фигура, но трехкратный победитель состязаний мог воздвигнуть свое изображение. «Самое драгоценное имущество – это золотая статуя в Олимпии» - гласила пословица того времени.

Коллекции накапливались также и в сокровищницах древнегреческих храмов. Жертвоприношения делались для того, чтобы: умилостивить бога при обращении к нему с просьбой, при покаянии и просьбе о прощении, а также в знак благодарности при успешном решении жизненных проблем. Вероятно, вначале приношения делались только натурой, однако впоследствии они сменились предметами-символами, для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества – вотивные (лат. votivus – посвященные богам). Однако сокровищницы храмов таких богов как Аполлон, Зевс, Афина, Артемида имели более многообразный состав: серебряная и золотая посуда, мебель, картины, статуэтки людей и животных, статуи из мрамора и золота, а также одежда и украшения (для статуи божества или жрецов). В древнегреческих храмовых собраниях хранились и военные трофеи, которые демонстрировались, время от времени, как свидетельства военной мощи государства, а также курьезы, например, - кости гигантских животных (окаменелости). Они выставлялись на обозрение и трактовались как останки расы титанов, олицетворявшей для греков силу и сверхчеловеческие возможности. В ментальности древних греков такие свидетельства о мифологических персонажах не ассоциировались с прошлым как определенным этапом в жизни цивилизации: как известно, в Древней Элладе бытовало представление о цикличности времени. Историческая рефлексия и связанное с ней формирование представление о преемственности, наследовании культуры появятся позднее – в эллинистическую и древнеримскую эпохи.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, основным источником храмовых сокровищниц эллинистического и древнеримского мира становились военные трофеи: рукописи, статуи, геммы и пр. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а с ними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. Обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности царя, военачальника. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города. «Кажется, в стенах Рима живет еще другой народ, состоящий из статуй» (Кассиодор, V-VI вв.).

В эллинистической и Римской культуре происходило накопление обширного материала, связанного с природой и культурой завоеванных стран. В прилегавших к храмам садах содержались экзотические животные и птицы, в прудах – рыбы, внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения и животные, предметы экзотического быта жителей дальних стран (например, одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни и пр.). При всей условности трактовки диковинки пробуждали в людях любознательность и свидетельствовали о многообразии мира природы и культуры Земли. Зарождение научного коллекционирования связано с именем Аристотеля, философа, воспитателя Александра Македонского. Аристотель основал Ликей (335 г.до н.э.) – своеобразную академию (ее называли «школой перипатетиков», т.е. «прогуливающихся»), где философ вел беседы с широким привлечением натурного материала: при Ликее существовал зверинец, куда по приказу Александра Македонского поставляли экзотических животных. В Ликее философом было описано и систематизировано более 500 видов животных, а приемником Аристотеля – Теофрастом – более 400 видов растений, используя коллекцию академии.

Дальнейшее концептуальное продолжение функций афинского Ликея нашло воплощение в другом крупном центре эллинистического мира – Мусейоне, созданного в течение десяти лет (с 297г. до н.э.) трудами грека Деметрия Фалерского, находившегося на службе у Птолемея I.Мусейон был размещен в царском квартале египетской столицы, имел огромную библиотеку, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, коллекцию «натуральных» предметов. В специальном дворце размещалось художественное собрание.

В античности сложилась практика собирания, хранения и презентации собраний, накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. К этому же периоду относятся и первые опыты «экскурсионного» обслуживания: служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам.

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый опыт их учета: в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов (по художественным школам). Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов. Собрания картин, создававшихся преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax – доска, картина и theke – хранилище), собрания скульптур – глиптотеками (гр. glyptos – вырезанный, изваянный и theke – хранилище).

В греко-римской культуре коллекции рассматривались как часть общенародного достояния, это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики: весьма приветствовались акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям. Цезарь подарил шесть коллекций резных камней и построил для них специальное здание на Капитолии, Август реконструировал храм Согласия для размещения в нем императорского музея, его сподвижник Агриппа предложил рассредоточить художественные коллекции из частных вилл по дорогам к храмам, в театрах, термах, базиликах и общественных садах. Азиний Поллион открыл доступ к своему богатейшему собранию картин, именно поэтому его галерею называют первым европейским музеем.

В эпоху Возрождения становление музея как социокультурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. В составе собраний музеев эпохи Возрождения, как правило, присутствовали три компоненты: памятники античности, предметы современного искусства, а также естественнонаучный материал.

Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Наиболее показателен в этом отношении Уффици – первый частый музей или галерея, построенная Козимо Медичи как канцелярия (в буквальном переводе «уффици» и есть «канцелярия»), место «высокого досуга» мудрого правителя. Согласно представлениям гуманистов, образ идеального правителя, созданный ими под девизом «Оружие и ученость», мыслился как альтернатива невежественному и дикому средневековому барону-разбойнику. «Оружие» символизировало отвагу и доблесть во время войны, «ученость» предполагала размышления, исследования, «высокий досуг» в мирное время. В обеспечении такого досуга правителя музейным коллекциям отводилась первоочередная роль. Уффици постепенно заполнялась коллекциями предметов археологических раскопок (собрания произведений этрусского и греческого искусства), скульптурами, изделиями из золота и керамики, картинами современных мастеров. Здесь на образцах античной скульптуры обучались многие флорентийские художники, а в дни торжеств и праздников Уффици открывали для «приличной публики». Многие флорентийские художники и сами были активными собирателями античной скульптуры, повышенный интерес к которой в значительной мере определялся отсутствием античной живописи в составе известного в то время наследия. Как известно, знакомство с ней стало возможно лишь после раскопок Помпеи и Геркуланума в конце XVIII вв., открывших миру образы античной настенной живописи.

Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в эпоху Возрождения сыграли и представители духовенства – кардиналы и избиравшиеся ими папы. Факт собирания Отцами Церкви памятников античной культуры свидетельствует о сложности и неоднозначности их отношения к античности. На первый взгляд кажется странным факт признания, и даже поклонения, реалиям языческой культуры, однозначно определявшейся церковным догматом как антихристианская. Однако в эпоху Возрождения памятники Греко-римского искусства начинают рассматриваться христианской церковью как образцы непревзойденного творчества человека, а красота, запечатленная в их творениях, как свидетельство трансцендентной истины. Так, папа ПавелII, страстный коллекционер, построил в Риме Палаццо «Венеция» с музеем античного и византийского искусства в нем, папа ЮлианII плодотворно занимался коллекционированием и размещением в садах Ватикана античных статуй (знаменитый Антиквариум ЮлинаII), папа Лев X покровительствовал художникам – в это время появляются шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры. Опыт папской резиденции (концентрация античных памятников и современных картин) был воспринят французскими кардиналами. Ришелье в своей парижской резиденции устроил музей, коллекция которого составила 500 картин (в том числе, работы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана), 50 статуй, 100 бюстов, китайская керамика, ковры, гобелены и мебель. Собирательская деятельность кардинала Мазарини положила начало формированию ядра будущего Лувра. В доме кардинала в Париже находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей. После смерти кардинала собрание перешло к Людовику XIV, значительно пополнившему коллекцию и расширившему ее состав. По замыслу короля средоточием художественного богатства страны, а также академией художеств должен был стать Лувр, сюда было свезено все королевское собрание, а в 1681 году в торжественной обстановке открыта картинная художественная галерея.

Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции. Музеи (естественнонаучные, университетские) способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и «чужих» культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.

Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I: Кунсткамера приняла первых посетителей в 1719 г. В экспозиции музея были собраны редкие и диковинные вещи, а сотрудники должны были вести образовательную работу. В допетровской России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей при монастырях и церквах: широко известны коллекции Киево-Печерской лавры, Софийского собора в Новгороде. В Оружейной палате Московского Кремля с XVI в. ведется систематическое коллекционирование оружия и драгоценностей.

Музей, возникший в 1683 г. в Оксфордском университете, создал первый прецедент использования музейных коллекций в обучении. В XVIII-XIX вв. музей активно осваивает новую область социальной практики - сферу образования. За это время университетскими музеями был накоплен огромный опыт, направленный на оптимизацию обучения. Не случайно во второй половине XIX в. образовательные возможности музея были использованы в ряде стран в реформировании школьного образования. Нацеленное подключение к реформированию музея способствовало возникновению новых видов учебного музея: первоначально – школьного, а затем и детского.

Педагогами-реформаторами начала XX в. была сформулирована концепция учебного музея, принципы построения специальных учебных экспозиций, методы работы музея со школьниками. Первые попытки построения новой концепции музея принадлежат А.Лихтварку и нашли отражение в его трудах: «Упражнения в рассматривании произведений искусства, или Музейные диалоги», «Воспитание чувства цвета», «Студент и искусство», «Пути и цели дилетантизма» и др. В них автор впервые высказал идею о необходимости дифференцированного подхода к посетителю, обратил внимание на удобство осмотра музея с помощью письменных аннотаций, путеводителей и устных объяснений. Ученый предложил музейный диалог: вместо изучения художественных стилей – обучение творческому восприятию, умению наслаждаться произведением искусства. Под влиянием идей Лихтварка разрабатывал свой метод «молчаливых экскурсий» А.В.Бакушинский, также нацеленный на стимулирование творческой активности посетителей. Наиболее полно этот метод был изложен им в работе «Художественные экскурсии систематического типа»(1925). Немецкий педагог-реформатор Г.Кершенштейнер предложил модель специальной учебной экспозиции, построенной в соответствии со школьной программой по педагогическому принципу.

Опыт, накопленный школьными музеями, получил дальнейшее применение к детской аудитории, дав начало возникновению детского музея. Появление этих музеев фактически означало включение в состав посетителей дошкольников в различном возрастном диапазоне. Вероятно, поэтому первые детские музеи в России возникли как школьные, т.е. по своей концепции были сугубо образовательными учреждениями. Первый опыт восходит к 1905 – 1908 гг. и связан с деятельностью педагогического общества «Сетлемент», в рамках которого был создан одноименный детский клуб. На занятиях разнообразных его кружков, связанных с определенным предметом. Широко использовались натурные экспонаты: гербарии, чучела животных, различные модели и приборы, причем некоторые из них были собраны или изготовлены самими детьми.

Однако в 20-е гг. XX в. формируется представление о детском музее как внешкольном учреждении. В концепции такого музея главной фигурой становится ребенок как формирующаяся личность. В этом контексте изучается его игровая деятельность, особенности восприятия им окружающего мира. Одним из ярких примеров такого музея является созданный в 1918 г. в Москве Музей игрушки (расформирован в 1931 г.). Его создатель Н.Д. Бертрам – художник, знаток народных ремесел. Он хорошо знал и понимал мир ребенка. В залах этого музея можно было давать представления, детям – предаваться любимым играм, а взрослым, наблюдавшим за игрой, - придумывать новые игрушки. Наряду с данной концепцией в 1920-е гг. разрабатывается новая, базирующаяся на американской модели. Автор российской версии – художник, архитектор, и педагог А.У.Зеленко заимствовал американский опыт построения музея, ориентированного на психологические особенности ребенка, - с том числе на способность чувственного познания окружающих предметов (потрогать, ощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус, сделать своими руками). Так, в соответствии с методом тактильного познания строилась экспозиция и вся работа с ребенком. Примерно в это же время была предпринята попытка создания музея, ориентированного на изучение особенностей художественного творчества ребенка. Такой эксперимент осуществил искусствовед и музеевед Ф.И. Шмидт, создавший в Харькове Музей детского творчества. В нем дети, разные по уровню развития, художественной одаренности, социальному положению, выполняли рисунки, которые затем экспонировались. Главная задача музея заключалась не в отборе одаренных детей на основе оценки эстетических достоинств их работ, а в презентации самого феномена детского художественного творчества.

На фоне кризиса традиционной системы обучения детские музеи возникали и развивались как альтернативные образовательные центры. Они были ориентированы на воплощение идеи визуализации в образовании, воспитании, широкое использование игровых форм, а также учет психологических особенностей мировосприятия ребенка.

В настоящее время проблема приобщения ребенка к культурному наследию, накопленному человечеством, по-прежнему актуальна. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с раннего возраста. Это непростая задача реализуется в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики. Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в отечественную педагогическую практику, появились разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся. К их числу относятся музейно-экскурсионная программа «Предметный мир культуры» для начальной школы (1994) по инициативе МИРОСа творческой группой «Музей и образование» (Н.Г. Макарова, Е.Б.Медведева, С.Б.Минина, М.Ю.Юхневич); «Курс «Музей и культура» в начальной школе» под редакцией Е.Г.Вансловой (1995), экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», созданная в Русском музее (1994), «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников (Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова, 2000). Этот перечень может быть продолжен и дополнен программами для младших школьников, разработанными музеями Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. В нашем городе также существуют и активно внедряются в школьную практику музейно-образовательные программы, например, в музее «Смоленский лен» (Л.В.Синицина) и музее в Талашкино (Э.П. Жарич).

Главная цель музейно-образовательных программ – создание целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры через развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо решать следующие задачи (ПанкратоваТ.Н., ЧумаловаТ.В.):

- формировать устойчивую потребность и навыки общения с музейной вещью, экспозицией;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени и иной культуре;

- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Для решения этих задач необходимо создать условия, при которых маленький человечек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Один из основополагающих принципов музейной педагогики сформулирован Л.С.Выготским: «…в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность». Никакое число уроков не заменит соприкосновение с природой и знакомства с подлинными предметами, с фактическим изготовлением вещей (Д.Дьюи). Для формирования историко-культурного понятия недостаточно воспринимать объект и быть пассивным наблюдателем, понятие вырабатывается у ребенка в результате самостоятельного действия с предметом (Ж.Пиаже). Кроме того, лишь апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. В основе познания лежит чувственное восприятие (И.Г.Песталоцци), причем под сенсорным воспитанием понимается не только умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а развитие чувств, внимания, способности к собственному суждению о предмете (М.Монтессори). Отсюда главный методический принцип музейной педагогики совпадает с основным принципом ценностного освоения действительности: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить» (В.Франкл).

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не простое,: важно не количество посещений музеев, а степень подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Если младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического, скрытого смысла окружающих его вещей, то он продолжает скучать в музее, не усваивает информацию, т.к не готов к эстетическому наслаждению и не реагирует эмоционально на идею музейной экспозиции. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, «специальное музейное образование», которое дается детям на уроках и на внеклассных мероприятиях. Для подготовки к восприятию музейной информации применяются следующие методы (Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова):

- создания игровых ситуаций;

- практического манипулирования с предметами;

- использования ассоциативных связей;

- театрализации;

- самостоятельно-поисковой деятельности.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы педагога с учащимися: викторинах, командных соревнованиях и дискуссиях, творческих заданиях, выполняемых как на уроках, так и на музейных экспозициях, праздниках и театрализованных постановках.

Организация культурологических занятий прекрасно раскрыта в перечисленных выше программах и разработках по музейной педагогике. Добавим лишь то, что, на наш взгляд, не было включено: использование специальных рабочих тетрадей для детей и разъяснительную работу с родителями по данной теме.

Использование рабочих тетрадей с изображениями предметов, которые детям предстоит рассмотреть в музее, поможет пробудить интерес и подготовит к восприятию экспозиции. Нами разработаны рабочие тетради по музею в Талашкино. Изображения в рабочих тетрадях представляют линейные рисунки подлинных предметов экспозиции (керамика, резьба по дереву, роспись по дереву и пр.) и используются для раскрашивания на уроках или дома, а также в качестве образца для изготовления предмета в материале (лепка, аппликация). Встречаясь с предметом-подлинником в музейной экспозиции, ребенок узнает его, сравнивает его цветовое и тональное решение со своим рисунком, пытается самостоятельно выявить художественную идею предмета, возможно, готов задать вопрос и получить ответ. Кроме того, изображения в рабочих тетрадях содержат фрагменты орнаментов русской вышивки и «переводы» этого символического языка. При посещении музея ребенок с удовольствием «читает» как книгу вышитый рушник, узор на переднике или рубахе. Наиболее сложным, но интересным моментом в определении сюжетной аналогии является сравнение иллюстрации в рабочей тетради с сюжетом из русских былин с росписью на балалайках, представленных в музейной экспозиции. Изображение самого «Теремка», которое предстоит раскрасить детям, также интересно сравнить с реальным декором музейного здания. И, наконец, в тетради выделяются чистые или частично заполненные страницы для самостоятельного исследования по темам: «Моя родословная», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моем доме», «Воображаемое путешествие по…».

Кроме того, будущий педагог должен уметь разъяснить значение музейной педагогики родителям, включить семью в сферу музейного воспитания.

Во-первых, родители должны не только выявить определенный интерес ребенка к той или иной области человеческих знаний, но и помочь ребенку удержать познавательную активность. У ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении, родители должны помочь в подборе информации из разных источников (репродукции, видеофильмы, слайды, CD-r по искусству). Закономерным результатом такого рода работы будет эмоциональный отклик ребенка на музейную экспозицию и усвоение основной идеи размещения предметов.

Во-вторых, ребенка следует познакомить с правилами поведения в музее:

- в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной обуви;

- большие сумки, зонты и пр. следует оставлять в гардеробе;

- музейные экспонаты нельзя трогать руками;

- рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать;

- переходить из зала в зал следует спокойно и т.п.

Менторский тон в изложении правил недопустим, наиболее эффективной будет игровая форма работы, например, картинки-вопросы, комиксы, занимательные упражнения, «вредные советы» и прочее.

В-третьих, родителям необходимо знать формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсий:

- беседа;

- коллекционирование;

- продуктивная деятельность (создание макетов, рисунков);

- подбор и чтение специальной литературы;

- игры и игровые упражнения.

Особенно эффективно стимулирует познавательную деятельность коллекционирование. Оно требует целеустремленности, укрепляет семейные традиции в ходе взаимодействия родителей с ребенком и даже формируют навыки музейной работы (приемы систематизации и оформления).

В современных условиях, когда развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям (а также, дало возможность устройства виртуальных выставок, положило начало формированию виртуального музея), не следует забывать о роли педагога в «протомузейном» образовании младшего школьника и об адекватном ответе на запросы общества, требующего от будущего учителя подготовки и по альтернативной программе, включающей в себя элементы музейной педагогики.

ЗАДАНИЕ 4. Составьте план-карту ответа по теме и з аполните таблицу «Технология музейной педагогики»

объект цели ознакомления приемы работы
народное искусство
дымковская игрушка    
хохломская ложка    
кукла-скрутка    
«история вещей»
игла (нить)    
открытка    
книга (бумага)    
изобразительное искусство
картина В.М.Васнецова    
иллюстрация    

Используйте выражения:

§ давать представления о..., формировать понятия о..., учить различать... по характерным признакам, учить употреблять слова «...», учить составлять связный описательный рассказ об объекте, познакомить с профессией, формировать «образ музея», формировать элементы исторического мышления (указать исторический этап), формировать элементы культурологического мышления.

§ тактильное обследование, практическое манипулирование с предметами, жест; создание игровых ситуаций, мим-инсценировка, мини-музей (экспозиция), инсценировка (театральная, кукольная, литературная); осуществление деятельности (лепка, рисунок, вышивка, шитье, вырезание, аппликация, скручивание), изготовление модели или макета музейной вещи; самостоятельно-поисковая деятельность.

ЗАДАНИЕ 5. Составить конспект и таблицу по теме «Теория композиции»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.