Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностная и ситуационная тревожность






Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, что особенно значимо для педагога, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность».

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудачи.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Знание закономерных проявлений тревожности является условием эффективности индивидуального подхода педагога в учебно-воспитательной работе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой мотивация?

2. Какие виды мотивации различают?

3. Назовите уровни мотивационной сферы.

4. Какие два основных мотива составляют мотивацию достижения успехов?

5. Дайте сравнительную характеристику деятельности людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.

6. *Познакомьтесь с концепцией А.Маслоу (см. Приложение.). Согласны ли вы с предложенной им иерархией потребностей?

 

Литература

 

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.