Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация чувств. Виды эмоциональных состояний






Классификация чувств. Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявления, в силу чего рассматривается несколько классификаций их по определенным основаниям:

- по степени интенсивности: слабые (например, печаль) и сильные (например, радость);

- по степени продолжительности: длительные (например, любовь) и кратковременные (например, волнение);

- по субъективному переживанию: положительные (связанные с удовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие удовольствие) и отрицательные (связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие);

- по содержанию (в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются): простые (гнев, страх, радость и др.) и сложные (моральное чувство, эстетическое чувство).

 

Виды эмоциональных состояний. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Рассмотрим каждое из них.

Чувственный тон – простейшая форма эмоционального переживания, эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъект к их сохранению или устранению. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия и т.д. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение, во-первых не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей характера и т.д. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней, недель (даже может стать устойчивой чертой личности). В то же время, настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте.

Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Человек способен управлять своим настроением.

Эмоции в узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона, чувство любви к футболу, хоккею нельзя назвать эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием восхищения при наблюдении хорошей игры или состоянием негодования при неопытном судействе.

Сточки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил, побуждают его к поступкам, а астенические – характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у одного человека чувство страха может вызвать повышение мускульной силы, он может броситься навстречу опасности, а у другого, наоборот, -полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

 
 


Американский исследователь К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции»:

o интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение;

o радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределена;

o удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие чувства;

o страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

o гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

o отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными, эстетическими принципами и установками субъекта;

o презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства;

o страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности;

o стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес-возбуждение.

Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимой группы, и аффективный гнев болельщиков на стадионе и т.д. Аффект возникает в виде вспышки, порыва, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии.

Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение») – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа:

1. Реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.

2. Стабилизация – все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

И если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третий этап:

3. Истощение – значительное ухудшение самочувствия, возможны различные заболевания и даже смерть.

Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение – «стресс кролика».

Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство», «разрушение планов») – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, чувство безысходности, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Она органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным (например, страсть ученых к науке).

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.