Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические барьеры в творчестве






Психологический барьер в творчестве – это психологическое препятствие обнаружению решения творческой задачи, то есть вся совокупность привычных представлений, образов, способов действий, которая мешает увидеть иной не стереотипный вариант рассмотрения задачи.

А.В.Антонов выделяет следующие виды психологических барьеров:

1) барьер оценки объекта изобретения, как не отвечающего общественным потребностям;

2) барьеры неверия в собственные силы (гиперсложности, боязни авторитетов, «принципа невозможности»);

3) «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипности мышления, выбора и переноса знаний);

4) семантические барьеры.

Американские психологи Г.Линдсей, К.Халл и К.Томпсон (Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творчкское и критическое мышление //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981) считают серьезными препятствиями на пути к творческому мышлению такие моменты, как:

конформизм. Если первые детские фантазии не находят поддержки у взрослых, может получить развитие боязнь показаться смешным или не очень умным. По этой причине ребенок опасается высказывать необычные, творческие идеи;

внутренняя и внешняя цензура. Если люди бояться собственных идей, они склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы;

регидность, что означает недостаточную подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды. Указанные авторы утверждают, что типичные учебные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют учить постановке и решению новых проблем, улучшать уже существующие решения;

желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала;

отсутствие критичности мышления.

Остановимся подробнее на критичности мышления. Данные авторы рассматривают два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того, чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является предметом изучения психологии творчества? Дайте ему определение.

2. В чем заключается принцип формирования творческих способностей Я.А.Пономарева?

3. Выделите этапы творческого акта.

4. Какие основные факторы творческой активности вы знаете?

5. Назовите направления в изучении творчества зарубежных психологов.

6. Сформулируйте условия, которые способствуют быстрому нахождению решения творческой задачи.

7. Приведите примеры, иллюстрирующие психологические барьеры в творчестве.

8. В каком соотношении необходимо развивать у ребенка творческое и критическое мышление?

9. *Познакомьтесь с представлениями К.Леонгарда о творческой личности. Согласны ли вы с его мнением и почему? Какими чертами, на ваш взгляд, обладают творческие, артистические натуры?

…Неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

 

Литература

1. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

  1. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982. - № 5. – С. 80-84.
  2. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
  3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.
  4. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск, 1991.
  5. Страхов И.В. Психология творчества. – Саратов, 1968.
  6. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985. - № 6.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.