Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие творчества






Психология творчества – раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

 

Следует отметить многозначность толкования понятия «творчества» (более 100 определений). Объясняется это тем, что данное понятие является предметом исследования разных наук (философии, психологии, педагогики, эстетики и др.). В зависимости от широты употребления выделяются всеобщие, общие и единичные определения творчества. Выделим три определения творчества.

Творчество – это созидание общественно значимых новых ценностей, индивидуальная неповторимость результатов (всеобщее определение, поскольку такие функции признаются всеми авторами).

Творчество – это способ самоутверждения личности, целенаправленная преобразующая деятельность (общее определение, поскольку используется большинством авторов).

Творчество – это психологическая структура произведения, или «творчество» - есть творчество»(единичое, так как дается только одним автором).

Основателем психологии творчества в отечественной науке считают Я.А.Пономарева. Он рассматривал творчество как форму развития, а психологию творчества - как науку о психологическом механизме развития живых систем, построенном на принципе их внутрисистемного взаимодействия.

Я.А.Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Важным фактором является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявления.

В качестве элемента творческой деятельности рассматривается творческий акт. Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на более низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового, оригинального продукта. Творческий акт проходит несколько этапов:

1. Этап постановки проблемы (где активно сознание).

2. Этап решения (ведущую роль играет бессознательное).

3. Этап отбора и проверки правильности решения (активно сознание).

 

Творческая активность. В психологии творчества исследователи большое внимание уделяют творческой активности как важнейшему аспекту творческой уникальности человека. Выделяют следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека – креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность, надситуативная активность. Среди перечисленных факторов последний (надситуативная активность) требует пояснения. В.А.Петровский для характеристики творческой активности ввел принцип надситуативной активности, который предполагает способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А.Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула.

Общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.