Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознание личности. Образ «Я» и его структура






Для самого человека, субъективно, личность – это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем отчет в свих поступках. Процесс осознания себя (своих потребностей, мотивов и т.д.) в качестве субъекта деятельности называется самосознанием.

Самосознание начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Затем, (не позднее 2-3 лет) ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных поступков. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании – ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризиса неполноценности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого образования – образа «Я».

Образ «Я» - это относительно устойчивая,, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ «Я» включает в себя три компонента.

1. Когнитивный компонент: характеризует содержание представлений человека о себе: своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах и т.д. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, для другого – спортивные достижения.

2. Эмоционально-оценочный компонент: отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самооценке, уровне притязаний и самоуважении (подробнее см. ниже).

3. Поведенческий (волевой) компонент: определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе образ «Я» выражает реальное Я (представление о том, каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я ( представление о том, каким я хотел или должен стать); зеркальное Я (представление о том, каким меня видят другие).

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

 

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важных его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения.

Самооценка может быть адекватной (если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности) и неадекватной (если она не соответствует успешности человека). Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. уровнем трудности целей, которые ставит человек перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех.

Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

 

Еще одним важным аспектом образа Я личности является самоуважение, характеризующееся отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает.

В начале ХХ века американским психологом У.Джемсом была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения человека, а знаменатель – его притязания:

 

успех

Самоуважение = --------------------

притязания

 

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения, в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

 

С образом «Я» тесно связано понятие самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают.

В процессе жизни человека образ «Я» изменяется, обогащается, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако, в отличие от частных самооценок образ «Я» является относительно устойчивым. Устойчивость образа»Я» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения. Именно это позволяет человеку ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому образ «Я» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие проявления характеризуют человека как индивида, субъекта, индивидуальности?

2. В чем проявляется сложность феномена личности?

3. Возможен ли факт существования индивида без личности, личности без индивида? Ответ обоснуйте.

4. Дайте сравнительную характеристику различных подходов к структуре личности.

5. Какие формы направленности выделяют?

6. Что такое самосознание?

7. Дайте характеристику компонентам образа»Я».

8. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

9. В чем заключается связь самооценки с уровнем притязаний?

10. *Составьте характеристику личности ребенка, опираясь на рассмотренные структуры личности.

Литература

 

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. - М., 1986.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001.

4. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. – 1987. – № 4.- С. 126-137.

5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

6. Райгородский Д.Я. Психология личности: В 2т. – Самара., 2000.

7. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов н/Д, 1996.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.