Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет темперамента детей в учебно-воспитательной работе






Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует оговориться, что нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что, в принципе, невозможно), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М.Грановская:

- при работе с холериком: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы;

- при работе с сангвиником: перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия;

- при работе с флегматиком: флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую;

- при работе с меланхоликом: в отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

 

Необходимо помнить, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений (люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов). Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темперамента: И.А.Крылов и М.И.Кутузов – флегматики, А.С.Пушкин и А.В.Суворов – холерики, М.Ю, Лермонтов и А.И.Герцен – сангвиники, поэт В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь и П.И.Чайковский – меланхолики.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое темперамент?

2. Откуда произошли названия темпераментов?

3. Назовите конституционные типологии. Дайте им краткую характеристику.

4. Что является основанием для выделения типов темперамента в учении И.П.Павлова? Дайте характеристику нервной системы сангвиника и меланхолика.

5. Выделите основные психологические свойства темпераментов.

6. Сравните флегматика и меланхолика.

7. Обоснуйте положение о том, что нет лучших и худших темпераментов.

8. *Покажите, в каких из названных видов деятельности и почему будут более эффективны люди определенного типа темперамента:

1) индивидуальная научная деятельность;

2) вербальное общение;

3) групповая спортивная игра;

4) литературная деятельность;

5) спасение в экстремальной ситуации.

 

Литература

 

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Уч. пособие. – Пятигорск, 1990.

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001. – С.149-204.

  1. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избр. псих. труды. – М., 1990. – С. 33-48, 316-334.
  2. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.21-58.
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.