Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственного аппарата, созданное специально для обеспечения исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Органы исполнительной власти характеризуются следующими признаками: 1. Создаются при участии Президента РФ. 2. Самостоятельны. 3. Издают правовые акты управления. 4. Являются юридическими лицами разновидностью государственных организаций. 5. Находятся на государственном финансировании 6. Права защищаются в порядке согласительного производства или в судебном порядке. Органы исполнительной власти можно классифицировать на следующие виды: 1. В зависимости от государственного устройства РФ а) федеральные органы исполнительной власти, б) органы исполнительной власти субъектов РФ.
2. В зависимости от установленного порядка образования: а) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ – федеральные органы исполнительной власти, б) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев и т.д. отнесено к ведению субъектов РФ.
3. В зависимости от характера компетенции: а) органы исполнительной власти общей компетенции (правительства, администрации, мэрии); б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции; в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции. г) органы исполнительной власти специальной компетенции.
4. В зависимости от порядка разрешения вопросов в органе: а) коллегиальные органы исполнительной власти. б) единоличные органы исполнительной власти.
5. В зависимости от организационно-правовой формы органа исполнительной власти: а) Правительства (создаются на уровне РФ, республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях); б) министерства (федеральные и республиканские); в) федеральные агентства, федеральные службы (только на федеральном уровне); д) администрации или мэрии (в субъектах РФ, не являющихся республиками); е) департаменты, главные управления, управления, комитеты (создаются как структурные подразделения органов исполнительной власти, либо как самостоятельные органы в субъектах Федерации). Согласно Указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» федеральные органы исполнительной власти создаются в форме министерств, агентств и служб. Федеральное министерство – это орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Агентство ведет реестры, регистры и кадастры в установленной сфере деятельности. Федеральная служба – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и органы Государственной границы, борьбы с преступностью. Службы выдают лицензии, осуществляют регистрацию актов, документов, объектов, прав. Высшим органов исполнительной власти является Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и членов Правительства. Членами Правительства являются руководители министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, приравненных по статусу к министерствам. Основным направлением деятельности Правительства РФ является разработка и представление в Государственную думу федерального бюджета и осуществление контроля за его исполнением; обеспечение единой финансовой, денежной, кредитной политики; обеспечение осуществления государственной политики в социально-культурной сфере; управление федеральной собственностью; обеспечение защиты прав, свобод, интересов граждан РФ.
16. Правительство РФ: состав и компетенция. . правительство – орган общей компетенции. Ст. 13-22 ФКЗ не носят исчерпывающего хар-ра. Это полномочия по опред. сферам жизнедеятельности. Прав-во может принять к своему ведению вопрос, который прямо не указан в перечне, если он не входит в исключительную компетенцию другого органа. Статья 13 ФКЗ «О правительстве» - сферы деятельности правительства. => конкретные полномочия в след.статьях.(реализ внутр и внеш политики рф, регулирование в соц эк сфере, единство системы ив в рф, контрол дет ее органов, формирует фед целевые программы и обеспеч их реализацию, реализует право зак инициативы. Группы бюджет соц наука природопользование Экономика образование) С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой. Состав – виды должностей, образующих орган (установлен ФКЗ): Председатель правительства Заместители Председателя Правительства Члены правительства – федеральные министры Структура – количество и конкретное наименование должностей, определяемое Президентом по Представлению Председателя Правительства в процессе формирования органа. Структура Правительства РФ по состоянию на май 2012 Председатель Правительства – 1 Заместители Председателя Правительства РФ (всего 7): – Первый заместитель Председателя Правительства РФ - 1 – Заместители Председателя Правительства - 6 В том числе: Заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель аппарата Правительства. Члены Правительства РФ – федеральные министры-21. Актуальную структуру и список ФОИВ см. на официальном сайте Правительства РФ. Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА (нормативными актами): - ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д. - Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства: 1. Планирование и организация работы правительства: 1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа) 1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д) 1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства 2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства 3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных. 4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов 5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство 6. порядок взаимодействия правительства с органами законодательной и судебной власти 7. порядок работы с обращениями граждан. Аппарат Правительства.
Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ. Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ. Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г. Структура Аппарата Правительства: Руководитель аппарата 8 секретариатов 3 пол преда в ГД сф и высших судах 22 департамента н-р культура Организационно-правовые формы деятельности правительства: 3 формы деятельности правительства: - заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей. Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании. - заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании
В компетенции Правительства есть 2 " половинки":
- компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или иных отраслях или межотраслевые отношения. (Указано в ФКЗ 13-22) - компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Правительство руководит всеми ОИВ, которые ему подведомственны – ФОИВ, включая министерства, ведомства, агентства. В отношении органов, подчиненных Президенту РФ (), Правительство осуществляет остаточное регулирование в то части, в которой руководство этими органами не урегулировано Указами Президента. Правительство всегда адресует свои акты всем органам власти. Если есть специфика в отношении органов, подчиненных президенту – учитывается. Компетенционные блоки: 1. Компетенция по регулированию отдельных сфер жизнедеятельности населения (ст.13-22 ФКЗ) 2. Компетенция в системе исполнительной власти – руководит подведомственными ему ФОИВ, а в отношении остальных осуществляет остаточное регулирование: Утверждает положения о подведомственных ФОИВ Осуществляет в отношении подведомственных ФОИВ кадровые полномочия (назначение, освобождение от должности, привлечение к дисциплинарной ответственности): – Заместителей федеральных министров – Руководителей служб и агентств всех – Заместителей руководителей служб и агентств, напрямую подведомственных Правительству – Руководителей органов и учреждений при Правительстве Вправе отменять и приостанавливать действие актов подведомственных ему ФОИЫ Распределяет функции и полномочия между ФОИВ в случае их реорганизации Устанавливает основы регламентного регулирования деятельности ФОИВ Заслушивает отчеты и дает обязательные для исполнения указания (поручения)
|