Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение с фермером






 

Предположим, что некий фермер использует буйволов, что­бы вспахать рисовое поле. Где-то в середине дня, почувствовав усталость, он распрягает буйволов и решает отдохнуть, укрыв­шись в прохладной тени дерева. Затем, проснувшись, он не на­ходит животных, но не тревожится, а просто идет к водоему, где в жаркий день все животные собираются на водопой. Там он и находит своих буйволов, без особого труда приводит их обрат­но, снова запрягает и начинает пахать поле.

 

Точно так же, когда вы продолжаете выполнять это упражне­ние, ваше дыхание становится настолько тонким и едва улови­мым, что вы, возможно, его не заметите и не сможете почувст­вовать. Если случится нечто подобное, не тревожьтесь. Дыха­ние не исчезло, оно все еще находится там, где было раньше, прямо на кончике носа. Сделайте несколько более интенсив­ных дыханий, и вы снова его почувствуете. Продолжайте на­правлять все внимание на ощущения, возникающие от прикос­новения дыхания к крыльям носа.

 

Когда вы удерживаете ум сфокусированным на крыльях но­са, вы сможете отметить появление знака, указывающего на то, что медитация идет успешно. Вы почувствуете приятное ощу­щение, связанное с появлением этого знака. Разные люди, практикующие медитацию, воспринимают его совершенно по-разному. Знак может напоминать звезду, драгоценный камень, жемчужину, семя хлопчатника, гвоздь из сердцевины дерева, длинную струну, венок из цветов, клубы дыма, паутину, пелену облаков, цветок лотоса, диск Луны или Солнца.

 

Ранее вы использовали в практике в качестве объектов ме­дитации вдох и выдох. Теперь у вас есть еще и знак — третий объект медитации. Когда вы сосредоточиваетесь на этом треть­ем объекте, ум достигает той стадии концентрации, которая не­обходима для практики медитации прозрения. Знак четко ощу­щается на крыльях носа. Подчините его себе, установите над ним полный контроль, так чтобы он мог возникать в любое вре­мя по вашему желанию. Соедините ум с этим знаком, который есть в настоящий момент, и пусть ум течет вместе с каждым по­следующим мгновением. Поскольку вы направляете на него чистое внимание, вы увидите, что и сам знак каждое мгновение меняется. Удерживайте ум с этими меняющимися мгновения­ми. Отметьте также, что ваш ум можно сосредоточивать только на настоящем моменте. Это единство ума с настоящим момен­том называется мгновенным сосредоточением. Поскольку эти мгновения непрерывно проходят, сменяя друг друга, ум неот­ступно следует за ними. Вместе с ними он меняется, вместе с ними появляется и исчезает, но он не привязывается ни к одно­му из них. Если мы попытаемся остановить ум на одном из мгновений, нас постигнет разочарование, потому что удержать ум невозможно. Ему необходимо оставаться там, где что-то происходит в каждое новое мгновение. Поскольку настоящий момент можно найти в любое время, каждый момент бодрство­вания можно сделать мгновением сосредоточенности.

 

Для того чтобы соединить ум с настоящим моментом, мы должны найти нечто, происходящее в этот самый момент. Од­нако вы не можете фокусировать ум на каждом меняющемся мгновении без определенной степени сосредоточенности, не­обходимой, чтобы поспевать за движением. Достигнув этой степени сосредоточенности, вы можете пользоваться ей для фокусирования внимания на всем, что переживаете, — будь то движение передней стенки живота вперед и назад или подъемы и спады в эмоциях, в дыхании, в мыслях и тому подобное.

 

Для достижения успеха в медитации прозрения вам необхо­дим этот вид мгновенного сосредоточения. Это все, что вам нужно для практики медитации прозрения, потому что все в ва­шем переживании живет только в течение одного мгновения. Если вы направите сосредоточенное состояние ума на те изме­нения, которые происходят у вас в уме и теле, вы заметите, что дыхание — это физическая часть, а ощущение дыхания, вос­приятие этого ощущения и восприятие знака — это ментальные части. Заметив их, вы сможете обратить внимание на то, что они все время меняются. У вас в теле могут возникать самые разные ощущения, причем, совершенно иные, нежели ощуще­ния, возникающие в процессе дыхания. Наблюдайте их во всем теле. Не пытайтесь создавать ощущения, если они не возника­ют естественно в какой-либо части тела. Если возникает мысль, наблюдайте и ее. Вам следует обратить внимание и на то, что природа всех ваших переживаний — физических или психичес­ких — непостоянна, безличностна и неудовлетворительна.

 

По мере развития внимательности ваше недовольство тем, что все меняется, неприятие неприятных переживаний, стрем­ление к приятным и понятие о существовании «я» будут заме­нены более глубоким прозрением в непостоянство, неудовле­творенность и безличностность. Это познание реальности в пе­реживании поможет вам выработать более спокойное, мирное и зрелое отношение к жизни. Вы увидите, как то, что вы раньше считали постоянным, изменяется с такой непостижимой быст­ротой, что даже ум не в силах угнаться за этими изменениями. Вы увидите, сколь неуловимо непостоянство и безличност­ность. Это прозрение укажет вам путь к миру и счастью, даст мудрость, необходимую для того, чтобы решать повседневные жизненные проблемы.

 

Если ум все время связан с потоком дыхания, естественно, мы сможем сфокусировать его на настоящем моменте. Мы мо­жем заметить ощущение, возникающее от соприкосновения дыхания с краями ноздрей. Когда земной элемент вдыхаемого и выдыхаемого воздуха соприкасается с земным элементом на­ших ноздрей, ум чувствует поток входящего и выходящего воздуха. Ощущение тепла появляется в ноздрях или в какой-то другой части тела вследствие соприкосновения тела с элемен­том огня, порожденного в процессе дыхания. Когда элемент земли, присутствующий в потоке дыхания, касается ноздрей, возникает и чувство непостоянства дыхания. (Хотя в дыхании присутствует и элемент воды, ум не в состоянии его почувство­вать).

 

Мы также чувствуем расширение и сжатие легких, верхней и нижней части живота, когда воздух входит в легкие и выходит из них. Расширение и сжатие верхней и нижней части живота и груди — это часть всеобщего ритма. Все во Вселенной подчиня­ется тому же самому ритму расширения и сжатия, что и наше дыхание и наше тело. Все возникает и исчезает. Однако наи­больший интерес для нас представляет явление подъема и спада дыхания и мельчайших частиц нашего ума и тела.

 

Вместе со вдохом мы в какой-то степени переживаем состо­яние спокойствие. Это свободное от напряжения спокойствие превратится в напряжение, если мы через несколько мгнове­ний не сделаем выдох. Когда мы выдыхаем, напряжение осла­бевает. После выдоха мы испытываем неудобство, если слиш­ком долго ожидаем, пока легкие снова наполнятся свежим воз­духом. Это значит, что всякий раз, когда наши легкие наполне­ны, мы должны сделать выдох, и всякий раз, когда они пусты, мы должны вдохнуть. Вдыхая, мы в некоторой степени пережи­ваем спокойствие; выдыхая, мы также в некоторой степени пе­реживаем спокойствие.

 

Мы желаем обрести спокойствие и ос­лабить напряжение, ибо напряжение и чувство, возникающее в результате нехватки воздуха, нам неприятны. Мы хотим, чтобы спокойствие продолжалось дольше, а напряжение исчезало бы­стрее, чем это обычно происходит. Но ни напряжение не исче­зает так быстро, как мы того желаем, ни спокойствие не удер­живается так долго, как мы того желаем. И снова мы приходим в состояние возбуждения или раздражения, потому что хотим, чтобы спокойствие вернулось и оставалось дольше, а напряже­ние побыстрее исчезло и больше никогда не возвращалось. Вот мы и видим, что даже слабое желание постоянства в ситуации непостоянства становится причиной боли или несчастья. И по­скольку при этом отсутствует реальное «я», для контроля за си­туацией, мы испытываем еще более горькое разочарование.

 

Однако, если мы наблюдаем дыхание, не желая обрести спо­койствие и не чувствуя отвращения к напряжению, возникаю­щему вследствие вдохов и выдохов, а только переживая непо­стоянство, неудовлетворенность и безличностность дыхания, наш ум становится умиротворенным и спокойным.

Ум не все время ощущает дыхание. Он переключается на звуки, воспоминания, эмоции, на процесс восприятия, осознавания и на объекты ума. Когда мы переживаем эти состояния, нам надо забыть об ощущении дыхания и немедленно фокуси­ровать внимание на них — на чем-то одном, а не на всех сразу. По мере их угасания мы позволяем уму вернуться к дыханию, которое является исходной точкой, куда ум может вернуться после кратких или долгих путешествий к различным состояни­ям ума и тела. Нужно помнить, что все эти блуждания ума про­исходят внутри самого ума.

 

Всякий раз, когда ум возвращается к дыханию, он возвраща­ется туда с более глубоким прозрением в непостоянство, не­удовлетворенность и безличностность. Ум становится более проницательным благодаря непредвзятому и объективному на­блюдению этих явлений. Ум обретает прозрение в то, что это тело, эти ощущения, различные состояния сознания и множе­ство объектов ума следует использовать только для приобрете­ния глубокого проникновения в реальность психофизического комплекса ум-тело.

 

ГЛАВА 6

 

КАК НАМ РАБОТАТЬ С ТЕЛОМ?

 

Практика медитации существует уже несколько тысячеле­тий. Этого времени вполне достаточно для эксперимен­тальной работы, и техника ее выполнения была доведена до со­вершенства. Буддийская практика всегда признавала, что ум и тело тесно связаны между собой и что они влияют друг на дру­га. Поэтому мы хотим предложить вам различные способы ра­боты с физическим телом, которые помогут вам овладеть этим мастерством. И эти практики необходимо выполнять. Однако помните, что позы являются всего лишь вспомогательным сред­ством. Не смешивайте эти два понятия (ум и тело). Медитиро­вать — вовсе не значит сидеть в позе «лотоса». Медитация — это работа ума. Медитировать можно всюду, где бы вы ни пожела­ли. Но позы помогут вам овладеть этим мастерством, ускорят ваше продвижение и развитие. Поэтому используйте их.

 

Общие правила

 

При принятии тех или иных поз преследуется три цели. Во-первых, позы создают ощущение устойчивости тела. Они поз­воляют вам отвлечь внимание от таких проблем, как равнове­сие и мышечная усталость, чтобы вы могли центрировать свое сосредоточение на заданном объекте медитации. Во-вторых, они способствуют неподвижности тела, которая затем обеспе­чивает неподвижность ума. Это приводит к глубокому, устойчи­вому и спокойному сосредоточению. В-третьих, они дают вам возможность сидеть в течение длительного времени, не позво­ляя, чтобы три главных врага практикующего медитацию — боль, мышечное напряжение и сонливость — одолели вас.

 

Са­мое главное — сидеть с прямой спиной. Необходимо, чтобы по­звоночник находился в вертикальном положении, а позвонки располагались наподобие столбика монет — один над другим. Голову нужно держать на одной линии с позвоночником. Все это выполняется без напряжения. Не должно быть никакой скованности. Вы — не деревянный солдатик, и здесь нет сер­жанта. Спину держите прямо, но не надо прилагать никаких мышечных усилий. Сидите в легкой и удобной позе. Нужно, чтобы позвоночник был похож на гибкое молодое деревце, рас­тущее на мягкой почве. Все тело просто висит на нем свободно и без напряжения. Возможно, вам придется немного поэкспе­риментировать с позой, так как ни одна из привычных поз не годится для медитации. Обычно во время ходьбы или разговора мы сохраняем напряженную, искусственную позу, а во время отдыха сидим развалясь. Однако это все приобретенные при­вычки; со временем можно переучиться и изменить их.

 

Ваша задача — принять такую позу, в которой вы сможете неподвижно просидеть все отведенное для медитации время. Вначале, вероятно, сидение с прямой спиной покажется вам несколько необычным, но постепенно вы привыкнете к этой позе. Это достигается в процессе практики, прямая поза очень важна. В физиологии она известна как поза пробуждения, ей сопутствует бдительность ума. Если вы сгибаетесь, то приходит сонливость. В равной степени важно и то, на чем вы сидите. В зависимости от выбранной позы, вам потребуется стул или по­душка. Сиденье нужно выбирать очень тщательно: слишком мягкое сиденье может сразу же погрузить вас в сон, а слишком жесткое — вызвать ощущение боли.

 

Одежда

 

Одежда для медитации должна быть свободной и легкой. Ес­ли она затрудняет кровообращение или сдавливает нервные окончания, то в результате возникает боль и ощущение покалы­вания в онемевших ногах; обычно в таких случаях мы говорим, что «отсидели ноги». Если вы носите пояс, ослабьте его. Не на­девайте тесные или плотные брюки. Для женщин лучше всего длинные юбки. Также всем прекрасно подойдут свободные брюки из тонкого эластичного материала. В Азии традицион­ной считается легкая, ниспадающая одежда самых разных стилей, например, саронги и кимоно. Снимите обувь; лучше не на­девать и тугие, облегающие чулки или колготы.

 

Традиционные позы

 

Если вы сидите на полу в традиционной азиатской позе, вам потребуется подушка, чтобы было удобно сохранять спину пря­мой. Выберите плотную подушку, толщина которой при сжатии будет не менее трех дюймов (7-8 см). Сядьте ближе к переднему краю подушки, скрещенные ноги расположите прямо перед со­бой на полу. Если на полу есть ковер, его вполне достаточно, чтобы предохранить от давления голени и лодыжки. Если ковра нет, вам, вероятно, потребуется для ног какая-то подстилка. Вполне подойдет сложенное одеяло. Не садитесь на всю подуш­ку, потому что такое положение вызывает давление ее передне­го края на нижнюю поверхность бедер, что приводит к сдавли­ванию нервов. Результатом может быть боль в ногах.

 

Ноги можно складывать по-разному. Приведем четыре спо­соба в порядке увеличения сложности.

 

1. Поза американских индейцев. Правая стопа подкладыва­ется под левую голень, а левая — под правую.

 

2. Бирманский способ. Обе ноги лежат плашмя на полу от коленей до стоп, одна перед другой и параллельно друг другу.

 

3. Поза «полулотоса». Оба колена касаются пола; одна нога и ступня лежит сверху на икре другой ноги.

 

4. Поза «лотоса». Оба колена касаются пола; ноги скрещены в области икр; левая ступня лежит на правом бедре, а правая ступня — на левом. Обе подошвы повернуты вверх.

 

Во всех этих позах руки сложены одна на другой в виде ча­ши, они лежат на коленях, ладони обращены вверх. Руки рас­полагаются чуть ниже пупка, сгиб каждой кисти прижат к бед­ру. Такое положение рук придает устойчивость верхней части тела. Не напрягайте шею и плечи, а руки расслабьте. Расслабьте и диафрагму, она раскрыта до максимального расширения. Следите, чтобы не было напряжений в области живота. Подбо­родок поднят.

 

Глаза можно оставить открытыми, но можно и закрыть. Если они открыты, удерживайте взгляд на кончике носа или на небольшом расстоянии перед собой. Не смотрите на что-то конкретное; просто смотрите вперед в произвольном на­правлении, где вас ничего особенно не привлекает, чтобы вооб­ще забыть о зрении. Не напрягайтесь. Вы не должны быть ско­ванно-неподвижными. Расслабьтесь. Пусть тело будет естест­венным и гибким и висит на прямом позвоночнике, как тря­пичная кукла.

 

Половинная и полная позы «лотоса» — это традиционные медитационные позы в Азии. «Полный лотос» считается наи­лучшей позой, так как наиболее устойчив из всех. Сидя в этой позе, вы сможете сохранять полную неподвижность в течение очень долгого времени. Но эта поза требует значительной гиб­кости в ногах, и выполнить ее может далеко не каждый. Кроме того, критерием выбора позы должно быть не то, что скажут другие. Остановите свой выбор на той позе, в которой вы буде­те чувствовать себя удобно. Выберите положение, в котором вы сможете сидеть как можно дольше, не чувствуя боли и не двига­ясь. Попробуйте разные позы. Со временем связки растянутся. И тогда вы сможете попробовать сесть в «полный лотос».

 

Можно ли использовать стул?

 

Может оказаться, что сидеть на полу для вас невозможно из-за боли или по какой-то другой причине. Это не проблема. Вы всегда можете использовать стул. Возьмите стул с ровным сиде­ньем, прямой спинкой и без подлокотников. Лучше всего си­деть, не опираясь спиной на спинку стула. Передняя часть си­денья не должна подпирать низ бедер. Поставьте ноги рядом; обе стопы устойчиво опираются на пол. Как и в традиционных позах, положите обе руки, сложенные в виде чаши одна на дру­гой, на колени. Не напрягайте шею и плечи, расслабьте руки. Глаза можно держать открытыми или закрытыми.

 

При выполнении всех описанных выше поз помните о це­лях. Вы хотите достичь состояния полного физического покоя, однако не хотите заснуть. Вспомните сравнение с грязной водои. Вы хотите помочь тому, чтобы тело пришло в состояние полного равновесия, что приведет к равновесию и ум. Необхо­димо также достичь состояния бдительности на уровне тела, порождающую ясность ума, именно ту ясность, к которой вы стремитесь. Поэтому экспериментируйте! Ваше тело — это ин­струмент для создания желаемых состояний ума. Используйте его разумно.

 

ГЛАВА 7

 

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С УМОМ?

 

Медитация, которой мы обучаем, называется медитацией прозрения. Как мы уже говорили, разнообразие возмож­ных объектов медитации почти безгранично; и на протяжении веков до настоящего времени в практике использовалось ог­ромное их число.

 

Даже в рамках традиции випассаны есть неко­торые различия. Есть учителя медитации, которые учат своих учеников следить за дыханием, наблюдая подъем и опускание передней стенки живота. Другие же рекомендуют сосредото­чить внимание на прикосновении тела к подушке, руки к руке или ноги к ноге. Однако система, основы которой мы здесь из­лагаем, считается наиболее традиционной; вероятно, именно этому методу учил своих учеников Готама Будда. В беседе Буд­ды о внимательности, называемой «Сатипаттхана-сутта», кон­кретно указывается, что внимание надо концентрировать на дыхании и лишь затем переходить к наблюдению всех прочих физических и психических явлений по мере их возникновения.

 

Мы сидим и наблюдаем, как воздух входит в ноздри и выхо­дит из них. На первый взгляд этот процесс кажется весьма странным и бесполезным. Прежде чем перейти к особым указа­ниям, давайте посмотрим, что лежит в его основе. Первый во­прос, который мы могли бы задать: «Зачем вообще использо­вать какой-либо фокус внимания? Ведь мы в конечном счете пытаемся развить осознавание. Почему бы нам не сидеть, про­сто осознавая все, что от случая к случаю возникает в уме?» Действительно, существуют и такие методы медитации. Иногда их называют бесструктурной медитацией, и эти методы доволь­но трудны. Ум изворотлив. Мышление по своей глубинной природе — очень сложный процесс. Мы хотим сказать, что мысли овладевают нами, опутывают нас своими цепочками.

 

Одна мысль наводит на другую, та — на третью, потом еще и еще и так далее. А минут через пятнадцать мы внезапно про­буждаемся и понимаем, что все время предавались мечтам или сексуальным фантазиям, или же нас одолевали заботы, связан­ные с финансами или чем-то еще.

Существует различие между осознаванием и обдумыванием мысли. Это очень тонкое различие. Прежде всего, этот вопрос связан с ощущением мысли, ее структуры. В структуре мысли, которую вы просто осознаете, направив на нее чистое внима­ние, ощущается легкость; здесь есть дистанция с наблюдаю­щим ее сознанием. Она возникает легко, как мыльный пузырь, и так же быстро исчезает; совсем не обязательно, что она даст толчок другой мысли. Сознательная же мысль по своей струк­туре, как правило, гораздо тяжелее. Она тяжела, настойчива и неотступна. Она поглощает вас, берет контроль над сознани­ем. По своей природе она навязчива и ведет к следующей мыс­ли, так что мысли в цепочке следуют одна за другой без оста­новки.

 

Намеренная мысль вызывает в теле напряжение — сокраще­ние мышц или частое сердцебиение. Но вы не почувствуете на­пряжения, пока оно не перерастет в явную боль, потому что на­меренной мысли свойственна жадность. Она поглощает все ва­ше внимание, но вы этого не замечаете. Различие между осо­знаванием мысли и ее обдумыванием вполне реально. Но оно столь тонкое, что его трудно заметить. И сосредоточение — один из инструментов, с помощью которого можно увидеть это различие.

 

Глубокая сосредоточенность способна замедлять мысли­тельный процесс и ускорять наблюдающее за ним сознание, в результате чего повышается способность его исследовать. Со­средоточение — это наш микроскоп, который помогает наблю­дать тонкие внутренние состояния. Мы используем фокус вни­мания, чтобы однонаправленность ума сочеталась со спокой­ной и неусыпной внимательностью. Без неподвижной точки отсчета мы просто потеряемся, нас захлестнут беспрерывные волны изменений, вновь и вновь возникающие в уме.

 

Мы используем дыхание в качестве фокуса. Оно служит той жизненной точкой отсчета, от которой ум отклоняется и к ко­торой он возвращается. Невозможно понять, что такое отвлечение внимания, если нет фокуса, отправной точки, от которой отклоняется ум. Это система отсчета, относительно которой мы можем следить за бесконечными изменениями и паузами, кото­рые происходят все время и составляют часть нормального мы­шления.

 

В древних палийских текстах медитацию сравнивают с дрес­сировкой дикого слона. В те времена дрессировка состояла в том, что пойманное животное привязывали к столбу прочной веревкой. Если вы делаете это со слоном, он чувствует себя не­счастным. Целыми днями он трубит, вытаптывает землю, пыта­ется разорвать веревку. Наконец до него доходит, что уйти не­возможно, и он успокаивается. В этот момент вы можете его по­кормить, дотронуться до него, приняв меры предосторожности. Со временем веревка и столб уже не понадобятся, и вы можете обучать слона, давая ему различные задания. Теперь у вас есть дрессированный слон, которого можно занять полезной рабо­той. В этой аналогии дикий слон — ваш необузданный и очень активный ум, веревка — это внимательность, а столб — объект медитации, т.е. дыхание. Укрощенный слон, прошедший шко­лу дрессировки, — это хорошо обученный, сосредоточенный ум, который затем можно использовать для тяжелой работы — проникновения сквозь слои иллюзий, скрывающие реальность. Этот ум укрощен с помощью медитации.

 

Следующий вопрос, который стоит задать: «Почему первич­ным объектом медитации выбрано дыхание? Почему бы не взять что-нибудь поинтереснее?» На это есть множество отве­тов. Подходящим объектом медитации может быть только та­кой, который развивает внимательность. Он должен быть все­гда с нами, легко доступен и дешев. Объект не должен порож­дать у нас те состояния ума, от которых мы хотим избавиться, — будь то жадность, гнев или заблуждения. Дыхание отвечает всем этим критериям. Дыхание — это нечто общее, присущее всем человеческим существам. Все мы носим его с собой, куда бы ни шли. Оно всегда здесь, всегда в наличии, никогда не ос­танавливается с момента рождения и до самой смерти, и оно ничего не стоит.

 

Дыхание — это процесс за пределами понятий, это то, что можно пережить непосредственно, то, что не подлежит обду­мыванию. Более того, это очень живой процесс, часть жизни в постоянном изменении. Дыхание циклично: вдох сменяется выдохом, воздух входит в тело и выходит. Таким образом, дыха­ние — модель жизни в миниатюре.

 

Ощущение дыхания тонкое, но оно вполне различимо, если научиться на него настраиваться. Чтобы найти его, потребуется некоторое усилие. И все же каждый может это сделать. Нужно над этим работать, но без напряжения. По всем этим причинам дыхание — идеальный объект медитации. В обычном состоя­нии дыхание — непроизвольный процесс, идущий в собствен­ном темпе без сознательных усилий. Но лишь одно волевое уси­лие способно замедлить его или ускорить, сделать долгим и плавным или коротким и прерывистым. Равновесие между ес­тественным, непроизвольным дыханием и искусственным кон­тролем дыхания довольно тонкое. Здесь нужно усвоить не­сколько уроков о природе воли и желания. Кроме того, участок на кончике носа можно считать своего рода окном из внутрен­него мира во внешний. Это пункт связи и место передачи энер­гии, где материя из внешнего мира входит внутрь и становится частью того, что мы называем «я», и откуда это «я» частично выходит наружу, чтобы раствориться во внешнем мире. Здесь тоже есть чему поучиться: нужно понять, что такое «я» и как мы его создаем.

 

Дыхание — явление общее для всех живых существ. Истин­ное понимание процесса дыхания на основе собственного пе­реживания сближает нас с другими живыми существами. Оно показывает вашу глубинную связь со всей жизнью. Наконец, дыхание — это процесс, протекающий в настоящий момент. Этим мы хотим сказать, что оно всегда происходит именно «здесь и сейчас». Разумеется, обычно мы не живем в настоя­щем. Большую часть времени мы предаемся забытым воспоми­наниям или пытаемся заглянуть в будущее, томимые тревогой и надеждой. В дыхании нет ничего от этой «оторванности от вре­мени». Когда мы действительно наблюдаем дыхание, мы не вольно оказываемся в настоящем моменте. Мы выбираемся из трясины ментальных образов и оказываемся в состоянии чис­того переживания того, что происходит здесь и сейчас. В этом смысле дыхание — это срез реальности. Внимательное наблю­дение этой модели жизни в миниатюре ведет к прозрению, ко­торое вполне применимо и к другим нашим переживаниям.

 

Прежде чем использовать дыхания в качестве объекта меди­тации, надо сначала найти его. То, что вы ищете, — это физиче­ское, осязаемое ощущение прикосновения воздуха, когда он входит в ноздри и выходит из них. Обычно такое ощущение по­является где-то в районе кончика носа. Но местонахождение этой точки у разных людей может быть разным в зависимости от формы носа. Для того чтобы найти свою собственную точку, быстро сделайте глубокий вдох и отметьте точку непосредст­венно внутри носа или над верхней губой, где вы наиболее от­четливо ощущаете входящий воздух. Затем выдохните и поста­райтесь заметить ощущение в той же самой точке. Именно в этой точке вы будете следить за всем процессом дыхания.

 

Как только вы ясно установили местонахождение точки своего ды­хания, не отклоняйтесь от нее. Используйте только эту точку, чтобы удерживать постоянное внимание. Если же вы не зафик­сируете точку, то окажется, что вы движетесь вглубь носа и на­ружу, вверх и вниз по трахее; вы будете вечно гнаться за дыхани­ем и никогда не сможете его догнать, потому что оно постоянно меняется, движется и струится.

 

Если вы когда-нибудь пилили дрова, вы понимаете, что это такое. Занимаясь плотницким делом, вы не станете наблюдать за тем, как пила ходит взад и вперед. У вас закружится голова. Вы устанавливаете внимание на том месте, где зубья пилы вон­заются в дерево. Это единственный способ пилить по прямой линии. Практикуя медитацию, вы сосредоточиваете внимание в той единственной точке, которую ощущаете внутри носа. Из этого удобного для наблюдения положения вы следите за дви­жением дыхания с ясным и невозмутимым вниманием.

Не пы­тайтесь контролировать дыхание. Это не дыхательное упражне­ние из йоги. Сосредоточьтесь на естественном и непринужденном движении дыхания. Не пытайтесь его регулировать или как-то подчеркивать. Большинство начинающих практику ис­пытывает затруднения именно в этом. Чтобы помочь себе сфо­кусироваться на ощущении, они бессознательно усиливают ды­хание. В результате прикладывают чрезмерные и неестествен­ные усилия, которые наделе не только не помогают, но и меша­ют сосредоточиться. Не увеличивайте глубину дыхания, не уси­ливайте звуки, связанные с ним. Последний пункт особенно важен при групповых медитациях. Громкое дыхание может вы­зывать раздражение у тех, кто сидит рядом. Просто дайте дыха­нию двигаться естественно, как будто вы спите. Отпустите его, и пусть процесс дыхания идет, подчиняясь собственному ритму.

 

Звучит хорошо, однако сделать это гораздо сложнее, чем вы думаете. Не расстраивайтесь, если заметите, что вам мешает собственная воля. Просто воспользуйтесь этим как возможнос­тью наблюдать природу сознательного намерения. Наблюдайте тонкую взаимосвязь дыхания, внутреннего побуждения кон­тролировать дыхание и стремления отказаться от контроля. Возможно, какое-то время вы будете испытывать трудности, но это в высшей степени полезное упражнение и всего лишь пере­ходная фаза. Процесс дыхания в конце концов пойдет естест­венно, и у вас не будет возникать желания им управлять. Здесь вам придется усвоить главный урок: осознайте свое навязчивое желание подчинять себе Вселенную.

 

Дыхание, которое на первый взгляд кажется таким прозаи­ческим и неинтересным, на самом деле представляет собой не­обычайно сложный и увлекательный процесс. В нем много тон­костей, если посмотреть внимательно. Есть вдох и выдох, есть дыхание длинное и короткое, глубокое и поверхностное, плав­ное или прерывистое. Эти категории каким-то образом связаны между собой. Внимательно наблюдайте за дыханием, основа­тельно изучайте его. Вы найдете огромное число вариаций и не­прерывный цикл повторяющихся стереотипов. Дыхание можно сравнить с симфонией. Не наблюдайте лишь общий контур ды­хания. В нем можно увидеть нечто большее, нежели просто вдох и выдох. Каждое дыхание имеет начало, середину и конец.

 

Каждый вдох проходит через процесс рождения, развития и смерти, то же самое происходит и с каждым выдохом. Глубина и частота вашего дыхания изменяется в соответствии с эмоцио­нальным состоянием, с мыслями, мелькающими в уме, со зву­ками, которые вы слышите. Изучайте эти явления, это необы­чайно увлекательно.

 

Однако это не означает, что вам нужно сидеть и мысленно беседовать с собой: «Это короткое прерывистое дыхание, а вот это — глубокое и долгое. Каким же будет следующее?» Нет, это не випассана, это мышление. Вы заметите, что явления подоб­ного рода происходят чаще всего в начале практики. Эта фаза также будет переходной. Просто отмечайте такие явления и возвращайтесь к внимательному наблюдению ощущений, воз­никающих в процессе дыхания. И вновь ум будет отвлекаться, но вы все время возвращаете внимание к дыханию, возвращае­те его снова и снова, снова и снова — столько раз, сколько ум будет отвлекаться, и до тех пор, пока отвлечения в уме не пере­станут возникать.

 

Впервые начиная эту практику, будьте готовы к тому, что столкнетесь с некоторыми трудностями. Ваш ум будет все время блуждать, отвлекаясь от объекта, метаться из стороны в сторону подобно опьяневшему шмелю, который летает по каким-то не­вероятным траекториям. Не тревожьтесь. Явление «обезьяньего ума» хорошо известно. С ним приходится иметь дело каждому продвинутому медитирующему. И если другие люди сумели как-то преодолеть эту преграду, то сможете и вы. Когда происходит нечто подобное, просто постарайтесь заметить, что вы только что думали, мечтали, беспокоились или были заняты чем-то другим. Мягко, но настойчиво, не огорчаясь и не осуждая себя за блуждания ума, просто возвращайтесь к чисто физическому ощущению дыхания. Сделайте это и в следующий раз — и так снова и снова, снова и снова.

 

В какой-то момент практики неожиданно для себя вы може­те сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто со­шли с ума. Ваш ум — это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый, он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера. Так было всегда, просто раньше вы этого не замечали. К тому же вы не более бе­зумны, чем любой из вашего окружения. Разница только в том, что вы напрямую столкнулись с такой проблемой, а они нет. Именно поэтому они все еще чувствуют себя относительно спо­койно. Однако это не значит, что их положение лучше. Неведе­ние может быть блаженством, однако оно не приводит к осво­бождению. Поэтому не допускайте, чтобы такое понимание вы­било вас из колеи. В действительности — это веха на пути, знак того, что вы действительно движетесь вперед. Сам факт того, что вы своими глазами прямо взглянули на проблему, означает, что вы на правильном пути и найдете выход из затруднительно­го положения.

 

В безмолвном наблюдении дыхания есть два состояния, ко­торых следует избегать: это мышление и провал. Мыслящий ум наиболее явно проявляется в виде обезьяньего ума, о котором мы только что говорили. Состояние провала почти диаметраль­но противоположно ему. Как общий термин, «провал» указыва­ет на любое притупление сознания. В лучшем случае это вид пу­стоты ума, где нет ни одной мысли, нет наблюдения дыхания, нет осознавания чего бы то ни. было. Это промежуток, бесфор­менное серое пространство ума, более похожее на сон без сно­видений. Провал ума — это пустота. Избегайте его.

 

Медитация випассаны — активная деятельность. Сосредото­чение — это острое, концентрированное внимание на одном-единственном предмете. Сознание — это ясная и отчетливая бдительность. Самадхи и сати — это две способности, которые мы хотим развить. А провал ума не содержит в себе ни того, ни другого. В худшем случае мы погрузимся в сон, в лучшем — просто потеряем время.

Если вы обнаружите, что ваш ум пришел в состояние прова­ла, просто отметьте этот факт и верните внимание к ощущению дыхания.

 

Наблюдайте ощущение прикосновения на вдохе, по­чувствуйте это ощущение на выдохе. Вдыхайте, выдыхайте и наблюдайте то, что происходит. Если вы будете делать так неко­торое время — может быть, в течение нескольких недель или месяцев, — вы начнете ощущать прикосновение как физичес­кий объект. Просто продолжайте процесс — вдыхайте и выды­хайте. Наблюдайте за тем, что происходит. Когда сосредоточен­ность станет глубже, у вас будет все меньше и меньше труднос­тей с обезьяньим умом. Дыхание замедлится, и вы сможете, со­храняя все большую ясность, следовать за ним практически не­прерывно. Вы начнете испытывать состояние великого спокой­ствия, пребывая в котором, насладитесь полной свободой от явлений, называемых психическими раздражителями. Нет жад­ности, зависти, ревности, ненависти, нет страсти.

 

Исчезает страх, проходит возбуждение. Есть только прекрасное, ясное и блаженное состояние ума. Эти переживания кратко временны, они уйдут, когда закончится медитация. Тем не менее даже та­кие краткие переживания изменят вашу жизнь. Это еще не ос­вобождение, это вехи на пути, ведущем к свободе. Однако не ждите, что состояние блаженства придет незамедлительно. Да­же для того чтобы достичь этих вех, требуется время, усилия и терпение.

 

Опыт медитации — это не соревнование. Хотя здесь налицо определенная цель, но нет никакого графика. То, что вы делае­те, — это прокладка пути; вы копаете все глубже и глубже, по­стигая великие истины существования и освобождаясь от ил­люзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Не нужно спешить.

 

После успешной практики медитации вы почувствуете вос­хитительную живость ума. Вы почувствуете прилив мирной, жизнерадостной и ликующей энергии, которую вы сможете ис­пользовать, решая житейские проблемы. Само по себе это уже большая награда. Однако цель медитации — не в том, чтобы ре­шать проблемы: способность справляться с трудностями — это дополнительная польза, именно так ее и нужно рассматривать. Если вы сделаете слишком большой упор на решении проблем, то обнаружите, что ваше внимание обращается к этим пробле­мам во время медитации, мешая сосредоточиться на основной цели. Не думайте о своих проблемах во время практики. Просто осторожно отстранитесь от них.

 

Сделайте паузу и отдохните от всех этих волнений и тревог, планов и идей. Пусть на время медитации у вас будут каникулы. Доверяйте себе, поверьте, что вы сможете уладить все эти дела позже, используя живость ума и энергию, которую накопили во время медитации. Доверьтесь себе, и вы увидите, что все про­изойдет именно так.

 

Не ставьте перед собой слишком большие цели. Относитесь к себе бережно. Вы стараетесь следить за дыханием постоянно и без перерыва. Кажется, что сделать это достаточно легко, по­этому с самого начала у вас возникает стремление приложить усилия, чтобы все время работать старательно и упорно.

 

Это нереально. Займитесь лучше мелочами. В начале вдоха примите решение следить за дыханием только во время этого единственного вдоха. Даже это не так легко, но, по крайней ме­ре, выполнимо. Затем в начале выдоха примите решение сле­дить за дыханием только в течение одного этого выдоха — с са­мого начала и до конца. Вы еще не раз будете терпеть неудачи, но несмотря на это продолжайте работать.

 

Всякий раз, когда вы отвлекаетесь, начинайте сначала. На­блюдайте за один раз одно дыхание. Это тот уровень игры, кото­рый вы действительно можете выиграть. Остановитесь на нем — новое решение с каждым циклом дыхания, с крохотными еди­ницами счета времени. Наблюдайте каждое дыхание внима­тельно и отчетливо, каждую долю секунды, одну за другой; с каждой частицей времени принимайте новое решение. Дейст­вуя подобным образом, в конечном счете вы достигнете про­должительного и непрерывного осознавания.

 

Внимательность к дыханию — это осознавание данного мо­мента. Если вы выполняете все надлежащим образом, вы осо­знаете только то, что происходит в настоящий момент. Вы не оглядываетесь назад, не заглядываете вперед. Вы забываете о последнем дыхании и не ожидаете следующего. Когда вдох только начинается, вы не заглядываете вперед, пытаясь увидеть окончание этого вдоха. Вы не торопитесь вперед, к выдоху, который должен за ним последовать. Вы остаетесь именно здесь, с тем, что действительно происходит. Начинается вдох — именно на него и обращайте внимание, только на него и ни на что дру­гое.

 

Эта медитация — процесс переподготовки ума. Состояние, которого вы стремитесь достичь, — полное осознавание всего, что происходит в воспринимаемой вами вселенной, в точности так, как это происходит, и именно тогда, когда это происходит; это полное непрерывное осознавание настоящего момента. В этом и состоит высшая цель, и достигается она не сразу. Чтобы достичь ее, необходимо практиковать, поэтому мы начинаем с малого. Мы начинаем с того, что полностью осознаем одну ма­лую единицу времени, только один-единственный вдох. И до­биваясь успеха, мы оказываемся на пути к совершенно новому переживанию жизни.

 

ГЛАВА 8

 

СТРУКТУРИРОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ

 

До сих пор мы излагали, в основном, теорию. Теперь окунем­ся в реальную практику. Как же все-таки заниматься этим делом, называемым медитацией?

 

Прежде всего необходимо составить расписание занятий, выделить особое время, когда вы будете заниматься только практикой медитации випассаны, и ничем иным. В младенчес­ком возрасте вы не умели ходить. Кому-то пришлось немало потрудиться, чтобы обучить вас этому искусству. Вас водили, держа за руки. Вас многократно поощряли. Вас заставляли ста­вить одну ножку перед другой, пока вы не научились ходить са­мостоятельно. Эти периоды обучения составляли конкретную практику в искусстве ходьбы.

 

В практике медитации мы используем в основном те же при­емы. Мы отводим определенное время, специально предназна­ченное для развития способности ума, называемой вниматель­ностью. Мы посвящаем отведенное время исключительно этому и обустраиваем окружающее пространство таким образом, что­бы свести к минимуму отвлекающие факторы. Нельзя сказать, что научиться этому просто. Мы всю жизнь занимались разви­тием привычек ума, которые в действительности совершенно не соответствуют идеалу непрерывной внимательности. Чтобы из­бавиться от них, требуется некоторая сообразительность.

 

Как мы говорили раньше, наш ум подобен чашке с грязной водой. Цель медитации — очистить ум от этой грязи, чтобы можно бы­ло увидеть, что в нем происходит. Лучшее, что можно сделать, — это просто сесть и сидеть. Выделите достаточно времени, и все уляжется. У вас останется чистая вода. В медитации мы отводим особое время для этого процесса прояснения ума. Если смотреть на занятие со стороны, оно кажется совершенно бессмыслен­ным: сидим неподвижно, с каменными лицами, как у горгулий*, да только какой в этом прок? Однако внутри нас мало-помалу что-то происходит. Все ментальные загрязнения оседают, и до­стигается ясность ума, которая дает нам возможность подгото­виться к встрече с грядущими событиями нашей жизни.

 

* Горгулий — фантастические фигуры в готической архитектуре. — Прим.

ред.

 

Сказанное не означает, что нам нужно что-то предприни­мать, чтобы процесс оседания ускорился. Он идет естественно, сам собой. Оседание вызвано самим процессом спокойного си­денья и пребывания в состоянии внимательности. Фактически, любое усилие с нашей стороны, ускоряющее его, приведет к об­ратным результатам. Это будет подавление, оно не работает. Стоит только попробовать силой удалить из ума какие-либо за­грязнения, и вы дадите им дополнительную энергию. Возмож­но, вы достигнете временного успеха, но, в конечном счете, вы их только усилите. Они затаятся в бессознательном уме, пока вы не перестанете их наблюдать, а потом внезапно проявятся, и вы не сможете с ними бороться.

 

Итак, лучший способ сделать ясными субстанции ума — это просто позволить им самим успокоиться. Не вкладывайте ни­какой энергии. Просто внимательно наблюдайте водоворот грязи, никоим образом не участвуя в процессе. Затем, когда грязь наконец осядет, она так и останется на дне. В медитации мы проявляем энергию, но не силу. Нашим единственным уси­лием должна быть спокойная, терпеливая внимательность.

 

Процесс медитации в чем-то сходен с событиями прошед­шего дня. Все, что с вами происходит, сохраняется в уме в той или иной форме — мысленной или эмоциональной. В жизни вас настолько затягивает водоворот событий, что не остается времени на главные вопросы. Они вытесняются в бессознатель­ный ум, где бурлят, пенятся и разлагаются. А потом вы недоуме­ваете: откуда взялось все это напряжение? Во время вашей ме­дитации весь этот хлам выходит наружу в той или иной форме.

 

У вас есть возможность взглянуть на него, увидеть его таким, как он есть, и дать возможность ему уйти. Поэтому мы устанав­ливаем время медитации, чтобы создать атмосферу, способст­вующую процессу освобождения. Через определенные проме­жутки времени мы восстанавливаем свою внимательность. Мы отодвигаем те события, которые постоянно будоражат ум. Мы отказываемся от любой деятельности, которая возбуждает сильные эмоции. Мы уходим в спокойное место и тихо сидим, и все, что было вытеснено, выходит в виде пузырей, а затем ис­чезает. В конечном счете весь процесс похож на перезарядку ба­тареи. Медитация подзаряжает вашу внимательность.

 

Где сидеть?

 

Найдите тихое, спокойное место, где вы будете одни. Сов­сем необязательно, чтобы это место оказалось в лесной глуши. Для большинства такой вариант практически невозможен, ведь это должно быть удобное место, где ничто не будет вас отвле­кать. Во время практики вы также не должны быть на виду. Во время медитации вам потребуется все внимание, поэтому не растрачивайте его и не тревожьтесь о том, какое впечатление вы производите на окружающих. Постарайтесь найти как можно более спокойное место. Это не должна быть звуконепроницае­мая камера, однако посторонние звуки сильно мешают практи­ке, поэтому шума должно быть как можно меньше. Хуже всего музыка и разговоры. Ум непроизвольно склонен подпитывать­ся этими звуками, и это рассеивает внимание, мешает сосредо­точиться.

 

Есть традиционные средства, которые помогут создать нуж­ное настроение. Хорошо затемнить комнату и зажечь свечу, ис­пользовать благовония. Прекрасно, если у вас есть колоколь­чик, чтобы отмечать начало и конец медитации. Однако это всего лишь атрибуты. Они лишь настраивают практикующих на медитацию, но ни в коей мере не являются неотъемлемой час­тью практики.

Вероятно, вы заметите, что полезно каждый раз сидеть в од­ном и том же месте. Особое место, предназначенное только для медитации, помогает большинству практикующих. Вскоре вы начнете связывать с этим местом спокойствие сосредоточенно­сти, и подобная ассоциация поможет вам быстрее достичь глу­боких состояний.

 

Главное — сидеть в таком месте, которое способствует вашей практике, и вы это чувствуете. Для этого вам придется немного поэкспериментировать. Попробуйте медити­ровать в нескольких разных местах, пока не найдете такое, где будете чувствовать себя комфортно. Нужно найти такое место, где вам удобно и ничто не отвлекает ваше внимание.

 

Многим помогают совместные медитации группы. Дисцип­лина регулярных занятий очень важна, и большинство практи­кующих считают, что гораздо легче поддерживать постоянную практику, если регулярно посещаешь групповые медитации. Вы дали слово, вы знаете, что вас ждут. Таким образом удается из­бежать синдрома «чрезмерной занятости». Возможно, вы смо­жете где-то в своем районе найти группу людей, практикующих медитацию. Неважно, если они практикуют другой вид медита­ции, лишь бы это была медитация в молчании. С другой сторо­ны, вы должны стараться в своей практике быть самодостаточ­ными. Не считайте, что наличие группы — это единственная мотивация для практики. Медитация — это удовольствие, если практиковать ее надлежащим образом. Используйте группу не как основу, а как вспомогательное средство для медитации.

 

Когда сидеть?

 

Здесь самое важное правило такое: когда речь идет о медита­ции, применяется характеристика буддизма как Срединного Пути. Не будьте слишком усердны, но и не отлынивайте. Это не значит, что нужно медитировать в любое время, подчиняясь внезапному порыву. Это значит, нужно составить расписание практических занятий и придерживаться его терпеливо, но на­стойчиво. Наличие расписания воодушевляет и побуждает к практике. Однако если окажется, что расписание перестало вам помогать и превратилось в тяжкое бремя, значит, здесь что-то не так. Медитация не должна превращаться в обязанность.

 

Медитация — это психическая деятельность. Вам придется иметь дело с чувствами и эмоциями во всей их неприглядной наготе. Поэтому для такой деятельности очень важно ваше от­ношение к каждому занятию. Весьма вероятно, что вы получите именно то, чего ожидаете. Поэтому ваша практика пойдет наилучшим образом, если вы с интересом предвкушаете меди­тацию. Если же вы садитесь в ожидании однообразной, нудной работы, вероятно, все так и будет. Поэтому ежедневно выраба­тывайте правильную установку для жизни. Пусть она будет ра­зумной, приемлемой. И если вы вдруг почувствуете, что путь к освобождению — это всего лишь утомительный и однообраз­ный труд, значит нужно что-то менять.

 

Утром, сразу после пробуждения, лучше всего медитировать, ибо это наилучшее время для медитации. Утром ваш ум сохра­няет свежесть, и вы еще не обременены обязанностями. Утрен­няя медитация — прекрасный способ начать день. Она настраи­вает и готовит вас к тому, чтобы вести дела успешно. Тогда весь день у вас пройдет легко, без особых проблем.

 

Однако убеди­тесь, что вы полностью проснулись. Вы не продвинетесь дале­ко, если будете сидеть и клевать носом, поэтому отведите доста­точно времени для сна. Перед тем как начать, умойтесь или примите душ. Возможно, вам захочется выполнить несколько физических упражнений, чтобы оживить кровообращение.

 

По­старайтесь полностью пробудиться, и лишь затем садитесь ме­дитировать. Не уходите с головой в повседневные дела, ибо в этом случае вы можете совсем забыть о медитации. Пусть меди­тация станет для вас самым важным делом, которое надо сде­лать утром.

 

Другое удобное для медитации время — это вечер. Ум забит всяким ментальным хламом, который скопился за день, и очень важно от этой тяжести освободиться перед тем, как лечь спать. Восстановите внимательность, и ваш сон станет сном в реаль­ности.

 

Если вы только начинаете практиковать, вполне достаточно медитировать один раз в день. Если у вас возникнет желание медитировать больше, это прекрасно, но не переусердствуйте. Бывает, что начинающие практики быстро сгорают. Они с голо­вой погружаются в практику и пару недель занимаются по 15 часов в день, а затем наваливаются тяготы жизни. Тогда они де­лают вывод, что на медитацию уходит слишком много времени, и ради этого слишком многим приходится жертвовать, а у них нет времени. Не попадитесь в эту ловушку.

 

Не сжигайте себя в первую же неделю. Торопитесь медленно. Практикуйте после­довательно и постоянно. Увеличивайте интенсивность практи­ки постепенно и осторожно, и со временем практика медита­ции плавно войдет в вашу жизнь.

 

По мере роста интереса к медитации вы заметите, что у вас остается все больше времени для практики. Это происходит спонтанно, и очень часто такое явление возникает само собой, без каких-либо усилий.

 

Опытным практикам медитации удается практиковать 3 или даже 4 часа в день. Они живут обычной жизнью, в обычном ми­ре с его повседневными заботами, и все-таки им удается совме­щать практику с жизнью. Это доставляет им удовольствие, и все происходит естественно.

 

Как долго нужно сидеть?

 

Здесь правило то же: сидите столько, сколько можете, но не перенапрягайтесь. В большинстве случае начинающие практи­ки, как правило, медитируют 20-30 минут. В первое время трудно с пользой сидеть дольше. Для жителей Запада поза ме­дитации непривычна, и чтобы тело к ней привыкло, требуется время. В равной степени нам незнакомы и техники работы с умом; чтобы привыкнуть к ним тоже требуется время.

 

По мере освоения техники вы можете понемногу удлинять медитацию. Согласно нашим рекомендациям примерно после года постоянной практики вы без труда сможете сидеть в меди­тации один час.

 

Однако есть одно важное замечание: медитация випассаны не является формой аскетизма. Подавление собственного «я» — не ее цель. Мы стремимся к тому, чтобы развить вниматель­ность, а не усилить боль. Ощущение боли неизбежно, особенно в ногах. В главе 10 мы обстоятельно рассмотрим вопрос боли и то, как с ней работать.

 

Существуют особые технические при­емы и средства, которыми вы должны овладеть, чтобы не терпеть неудобства. А пока подчеркнем следующее: медитация — это не соревнование в выносливости. Вам не нужно кому-то что-то доказывать. Поэтому не заставляйте себя сидеть, если боль нестерпима, лишь чтобы сказать, что вы высидели целый час. Это бессмысленное проявление «я». И не перенапрягай­тесь в самом начале. Правильно оценивайте свои возможности, не осуждайте себя, если вы не способны сидеть вечно, проявляя несокрушимую, как скала, волю.

 

По мере того как медитация будет становиться частью вашей жизни, вы сможете несколько увеличить время сидения. Общее правило такое: просто определите, сколько вы можете медити­ровать в тот или иной момент жизни. А затем сидите на пять минут дольше этого времени. Нет никаких правил относитель­но продолжительности сидения. Даже если вы твердо установи­ли минимум, будут дни, когда вы просто физически не сможете сидеть так долго. Но это не значит, что в этот день нужно отка­заться от медитации. Регулярность практики имеет решающее значение. Даже 10 минут медитации могут оказаться весьма благотворными.

 

Обязательно принимайте решение о продолжительности практики до того, как начнете медитировать. Не делайте этого во время медитации. Так слишком легко поддаться беспокойст­ву, а беспокойство — это одно из переживаний, которые мы хо­тим научиться внимательно наблюдать. Поэтому установите ра­зумную продолжительность медитации и не отступайте от нее.

 

Для определения времени медитации можно пользоваться часами, но не поглядывайте на них каждые две минуты, чтобы определить, как долго вы медитируете. Ваша сосредоточен­ность тут же рассеется и появится беспокойство. Вы заметите, что затеплилась надежда встать раньше, до окончания сидения. Это будет не медитация, а просто слежение за часами. Поэтому не смотрите на часы, пока не решите, что время медитации уже истекло. На самом деле, когда вы медитируете, вовсе нет необ­ходимости сверять время, по крайней мере, каждую минуту. Во­обще говоря, нужно сидеть столько, сколько хочется. Не суще­ствует какой-то магической продолжительности медитации.

 

Однако лучше всего установить минимальную продолжитель­ность сеанса, иначе вдруг окажется, что вы склонны к коротким медитациям. И каждый раз, когда возникнет что-то неприятное или вы почувствуете беспокойство, вы станете спасаться бегст­вом. Это нехорошо. Ведь это одно из самых ценных пережива­ний, но только если вы будете сидеть до конца. Вам придется научиться наблюдать их спокойно и с ясным умом. Наблюдайте их, сохраняя внимательность. Если вы повторите это достаточ­ное число раз, они утратят власть над вами. И вы увидите, что это такое: просто импульсы, возникающие и исчезающие, про­сто часть мимолетной видимой реальности. В результате ваша жизнь чудесным образом изменится к лучшему.

 

«Дисциплина» — неприятное слово для большинства из нас. Оно вызывает в памяти образ человека, который стоит над вами с палкой и отмечает ваши ошибки. Но самодисциплина — не­что совсем иное. Это искусство видеть, несмотря на приглу­шенные крики внутреннего голоса, искусство проникновения в тайну. Этот голос над вами не властен. Он просто видимость, обман. Ваш внутренний голос кричит и беснуется, он уговари­вает вас, льстит, угрожает, но в действительности у него нет ни­какой палки.

 

Вы поддаетесь ему по привычке, потому что ни­когда по-настоящему не пытались заглянуть чуть-чуть дальше, увидеть, что скрывается за этой угрозой. Там ничего нет. Есть только один способ усвоить данный урок, но одних лишь слов недостаточно. Загляните вглубь и понаблюдайте за тем, как весь этот хлам всплывает, понаблюдайте за беспокойством, оза­боченностью, нетерпением, болью, только наблюдайте, как все это появляется, не вовлекаясь в сам процесс. К большому ваше­му изумлению все просто исчезнет. Все возникает и все исчеза­ет. Это так просто. Есть и еще одно слово для понятия «само­дисциплина». Это слово — «терпение».

 

 

ГЛАВА 9

 

УСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

В странах буддизма тхеравады существует традиция начинать каждый сеанс медитации с повторения нараспев мантр — неких слов или формул. Американцы обычно не принимают их серьезно, считая просто безобидными ритуалами. Однако так называемые ритуалы были разработаны целым коллективом преданных практиков — как мужчин, так и женщин — и пре­следовали они практические цели. Именно поэтому стоит рас­смотреть их подробнее.

 

К Будде при жизни относились совершенно по-другому. Он родился в обществе, где ритуалам придавалось огромное значе­ние, а его идеи с точки зрения государственной иерархии той эпохи считались целиком и полностью иконоборческими. Во многих случаях он выступал против использования ритуалов ради самих ритуалов, проявляя в этом вопросе особую жест­кость. Однако это не значит, что ритуалы бесполезны. Это озна­чает лишь то, что сами по себе ритуалы, выполняемые только ради ритуалов, не помогут вам высвободиться из ловушки*.

 

* В действительности такое выполнение ритуалов отчасти и есть та самая ловушка. — Прим, перев.

 

Ес­ли вы будете верить, что обретете спасение, лишь повторяя ка­кие-то слова, вы только усилите собственную зависимость от этих слов и понятий. Это скорее отдаляет вас от безмолвного восприятия реальности, а не приближает к нему. Поэтому по­вторение приводимых ниже слов и формул следует практико­вать с пониманием того, что они из себя представляют и почему они работают. Это не магические заклинания. Это психологи­ческие очистительные средства, и требуется активное участие ума, чтобы они начали действовать. Бормотать слова, не имея ясного намерения, бесполезно.

 

Медитация випассаны — тонкая психическая деятельность, и настрой ума практикующего име­ет решающее значение в достижении успеха. Лучше всего тех­ника работает в атмосфере спокойного, благожелательного доверия. И повторение слов всегда применялось для того, чтобы усилить этот настрой. Если их использовать правильно, они мо­гут быть очень полезными на пути к освобождению.

 

Тройная поддержка

 

Медитация — тяжелый труд. По существу, это работа, кото­рая выполняется в уединении. Человек в одиночку борется с весьма могущественными силами, с частью самой структуры ума, занятого медитацией. Если вы действительно включаетесь в эту практику, вы в конце концов делаете потрясающее откры­тие.

 

Однажды, заглянув внутрь себя, вы ясно увидите, сколь безмерно то, с чем вы в действительности боретесь. То, куда вы с таким трудом пытаетесь пробиться, кажется прочной стеной, столь крепко сложенной, что сквозь нее не проходят даже лучи света. Вы обнаружите, что сидите перед ней, смотрите на это сооружение и говорите себе: «Что это? Я должен через это пройти? Но это невозможно! Здесь все, здесь целый мир! Вот что все это значит, здесь все, что мне нужно, чтобы понять ок­ружающий мир; если я уберу это с пути, весь мир развалится, и я умру. Я не могу справиться с этим, просто не могу!»

 

Вы испытываете гнетущее чувство страха и одиночества. Вам не дают покоя неотступные мысли: «Вот я здесь, в полном одиночестве, пытаюсь столкнуть с места нечто столь огромное, что и представить невозможно». Чтобы побороть это чувство, полезно знать, что вы не одиноки. До вас по тому же пути про­шли и другие. Им пришлось столкнуться с той же преградой, но они преодолели ее и пробились к свету.

 

Они установили прави­ла, следуя которым можно выполнить эту работу, они объеди­нились в некое братство, чтобы воодушевлять и поддерживать друг друга. Будда прошел сквозь эту самую стену, прошли и многие люди после него. Он оставил четкие указания в виде дхаммы, чтобы провести нас по тому же пути. И он основал сангху, братство монахов, чтобы сохранить этот путь и поддер­живать тех, кто следуют по нему. Вы не одиноки, и ситуация совсем не безнадежна.

 

Для медитации требуется энергия. Вы должны быть смелы­ми, чтобы встретиться с некоторыми довольно сложными со­стояниями ума. Вы должны проявить твердую решимость, что­бы досидеть до конца медитации, несмотря на появление раз­личных неприятных состояний. Лень сослужит вам недобрую службу. Чтобы запастись энергией для работы, повторяйте при­веденные ниже установки. Чувствуйте намерение, которое вы в них вложили. Думайте о том, что вы говорите.

«Я собираюсь идти по тому же пути, по которому прошли Будда и его великие и святые ученики. Ленивый не может сле­довать по этому пути. Да почувствую я прилив неиссякаемой энергии! Да будет мне сопутствовать успех!»

 

Всеобщая любовь и доброта

 

Медитация випассаны — это упражнение на внимательность, на осознавание, лишенное «я». Это процесс, в котором «я» бу­дет искоренено с помощью проникающего взора внимательно­сти. Практикующий начинает этот процесс с «я», которое пол­ностью подчинило себе ум и тело. Затем, по мере того как вни­мательность наблюдает функцию эго, она проникает в корень, в саму механику «я», и растворяет его часть за частью. Однако во всем этом в полную силу проявляется «уловка 22»*.

 

* См. выше. — Прим. ред.

 

Внима­тельность — это осознавание, лишенное «я». Но если мы начи­наем с полновластия «я», как же нам в самом начале в достаточ­ной мере сконцентрировать внимательность, чтобы приступить к работе? В любой момент всегда присутствует какая-то доля внимательности. Подлинная проблема — собрать ее в таком ко­личестве, чтобы она стала действенной. Для достижения такой цели мы можем применить хитрый тактический прием: осла­бить те аспекты «я», которые причиняют наибольший вред, чтобы внимательности пришлось преодолевать меньшее сопро­тивление.

 

Жадность и ненависть — вот главные проявления процесса «я». До тех пор пока влечение и отвращение присутствуют в уме, условия для внимательности остаются очень трудными. Последствия этого легко предугадать. Если вы садитесь меди­тировать, находясь в тисках сильной привязанности, вы заме­тите, что ничего достичь не удается. Если вы одержимы неодо­лимым желанием заработать больше денег, то по всей вероятно­сти, вы большую часть времени будете не медитировать, а лишь размышлять об этом и строить планы.

 

Если вас охватывает при­ступ бешеной ярости из-за того, что кто-то вас оскорбил, она всецело завладеет вашим умом и во время практики. День со­держит только определенное число единиц времени, и время, которое вы отводите на медитацию, поистине драгоценно, по­этому лучше не тратить его впустую. В традиции тхеравады со­здан весьма полезный инструмент, который позволит вам уб­рать эти преграды из своего ума, по крайней мере, на некоторое время, чтобы вы могли постоянно вести работу по устранению корней этих преград.

 

Вы можете использовать одну идею, чтобы отвергнуть дру­гую. Вы можете уравновесить отрицательную эмоцию, развивая положительную. Щедрость противоположна жадности, добро­желательность противоположна ненависти. И вы должны ясно понимать: это не попытка освободить себя с помощью само­гипноза. Так вы не создадите условия для просветления. Нибба-на — необусловленное состояние.

 

Освобожденный человек действительно становится великодушным и доброжелатель­ным, но не потому, что у него были особые условия. Он будет столь совершенен исключительно вследствие собственной глу­бинной природы, проявлению которой более не препятствует «я». Это скорее психологическое средство. И если вы будете принимать это лекарство по предписаниям, оно принесет вре­менное облегчение и ослабит симптомы болезни, которая сей­час причиняет вам такие страдания. Тогда вы сможете присту­пить к серьезной работе над самой болезнью.

 

Начните с того, что прогоните прочь все мысли ненависти и осуждения себя. Сначала вы позволяете проявиться добрым чувствам по отношению к себе, и это довольно легко. Затем вы делаете то же самое по отношению к самым близким вам людям. Начав с узкого круга близких людей, вы постепенно рас­ширяете сферу внимания до тех пор, пока не сможете напра­вить поток таких же эмоций своим врагам и всем живым суще­ствам, населяющим землю. При правильном выполнении это упражнение само по себе может давать мощный преобразую­щий эффект.

 

В начале каждой сессии медитации произнесите про себя следующие фразы. Почувствуйте их реальный смысл:

 

1. «Пусть я обрету здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют меня все беды и невзгоды. Да не будет у меня никаких труд­ностей. Да не будет у меня никаких проблем. Пусть мне все­гда сопутствует удача.

Пусть я также обрету терпение, смелость, понимание и ре­шимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».

 

2. «Пусть мои родители обретут здоровье, счастье и спокойст­вие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них ни­каких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.

Да обретут они также терпение, смелость, понимание и ре­шимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».

 

3. «Пусть мои учителя обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у их никаких трудностей. Да не б






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.