Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года. 1 страница






Хенепола Гунаратана

" Простыми словами о внимательности"

Руководство по медитации випассаны.

Об авторе

 

Досточтимый Хенепола Гунаратана родился 7 декабря 1927 года на Шри Ланке. В 12-летнем возрасте он был посвящен в буддийские монахи в небольшом храме городка Маланденья (округ Курунегала). Его наставником был досточтимый Кирибаткумбуре Сануттара-махатхера. Еще одно важное посвящение он получил в 1947 году в возрасте 20 лет в Канди. Он учился в колледже Видьяланкара и Буддийском миссионерском колледже в Коломбо, а затем 5 лет путешествовал по Индии как представитель Общества Махабодхи, занимаясь миссионерской деятельностью среди хариджанов (неприкасаемых), в Санчи, Дели и Бомбее. Потом он провел 10 лет в Малайзии как миссионер и религиозный наставник Общества Сасана Абхивурдхивархана, Общества буддийских миссионеров и Буддийской молодежной федерации Малайзии. Он был учителем в школе Кишон Даял, в школе Темпл Роуд для девочек, а также ректором Буддийского Института в Куала-Лумпуре.

По приглашению Общества Сасана Севака досточтимый Гунаратана в 1968 году приехал в Соединенные Штаты и занял должность почетного генерального секретаря Общества Буддийской Вихары в Вашингтоне (округ Колумбия). В 1980 году он был утвержден на должность президента Общества. Во время пребывания в Вихаре он преподавал на курсах буддизма, проводил курсы медитации. Гунаратана ездил по всему миру, он прочел множество лекций в Соединенных Штатах и Канаде, в Европе, Австралии и Новой Зеландии.

Гунаратана также продолжал обучение в Американском Университете, где ему были присвоены ученые степени бакалавра, магистра и доктора философии. Он преподавал на курсах буддизма в Американском Университете, в Джорджтаунском и Мэрилендском университетах. Его книги и статьи опубликованы в Малайзии, в Индии, на Шри Ланке и в Соединенных Штатах Америки.

 

Предисловие

На собственном опыте я убедился: чтобы тебя правильно поняли, лучше всего излагать свои мысли простым и понятным языком. Из преподавательской практики я также усвоил, что чем казеннее язык, тем меньшее он оказывает воздействие. Слишком сухой и тяжелый язык не находит у людей отклика, особенно если мы пытаемся учить их тому, чем обычные люди в повседневной жизни не занимаются. Медитация для них — это нечто такое, чем занимаются далеко не все и не всегда. Но поскольку все больше и больше людей проявляют интерес к медитации, возникает и потребность в простых пояснениях, чтобы можно было практиковать самостоятельно, не прибегая к помощи учителя. В ответ на просьбы многих медитирующих, которым нужно простое пособие, написанное обычным разговорным языком, и появилась эта книга.

В ее подготовке оказывали помощь многие мои друзья; им всем я глубоко признателен. В особенности мне хотелось бы выразить глубокую благодарность и признательность Джону Пзттикорду, Дэниэлу Дж. Олмстеду, Мэтью Фликстайну, Кэрол Фликстайн, Патрику Гамильтону, Джинни Гамильтон, Биллу Мэйни, бхикку Дан Пхам Джотика и бхикку Соне за очень ценные рекомендации, комментарии и многочисленные критические замечания, которые были сделаны ими во время подготовки книги. Я также благодарен досточтимой сестре Саме и Крису О'Кифе за их помощь в публикации книги.

 

X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года.

 

 

ГЛАВА 1

 

МЕДИТАЦИЯ: СТОИТ ЛИ БЕСПОКОИТЬСЯ?

 

Медитация — дело нелегкое, она требует времени и энер­гии. Необходимы также твердость характера, решимость и дисциплина. Кроме того, требуется множество таких личных качеств, проявлять которые мы считаем делом не слишком приятным, и всячески по мере возможности стремимся этого избежать. Все эти качества можно определить простым словом «смекалка». Несомненно, гораздо легче просто отказаться от такой затеи и включить телевизор. Поэтому стоит ли беспоко­иться? — Все просто.

 

Беспокоиться стоит, потому что вы — лю­ди. И именно оттого, что вы — люди, вы понимаете, что унасле­довали глубокую неудовлетворенность жизнью, которая так бы­стро не пройдет. Вы не сможете со временем вытеснить ее из своего сознания. Вам удается на несколько часов отвлечься, но она всегда возвращается — именно тогда, когда вы меньше все­го ожидаете. Вы сидите, размышляете — и вдруг, как гром среди ясного неба, к вам приходит понимание своего реального поло­жения в жизни.

 

Вот и все. Неожиданно вы понимаете, что всю свою жизнь только и делаете, что плывете по течению. Вы сохраняете при­сутствие духа, вам удается сводить концы с концами и неплохо выглядеть. Но в глубине души вас периодически охватывает от­чаянье, когда вы чувствуете, что все рушится. Вы в замешатель­стве, вы прекрасно это знаете, но великолепно скрываете. А между тем где-то глубоко внутри вы чувствуете, что должен су­ществовать какой-то иной образ жизни, что можно как-то ина­че смотреть на мир, что есть какой-то путь, позволяющий жить более полной жизнью. Иногда вам случайно удается это уло­вить. Это большая удача. Вы чувствуете любовь. Вы одерживае­те победу. Тогда какое-то время дела у вас идут совсем по-друго­му, жизнь обретает полноту и ясность, отчего уходит тяжесть и обыденность. Меняется вся структура ваших переживаний, и вы говорите себе: «Здорово! Я сделал это, теперь я буду счастлив!» Однако скоро и это переживание исчезает, растворяется, как дым. У вас остаетесь одно лишь воспоминание и неясное осознавание: здесь что-то не так.

 

Но в этой жизни существует и совершенно иная сфера глу­бины и восприимчивости, просто вы ее не видите. У вас разви­вается чувство оторванности. Вы чувствуете, что отгораживае­тесь от сладости переживания какой-то чувственной ватой. Вы не соприкасаетесь по-настоящему с жизнью, не воссоздаете ее. Затем угасает даже и это неясное переживание, и вы возвращае­тесь к той же самой старой реальности. Мир кажется таким же скверным, в лучшем случае вызывающим скуку. Это — эмоцио­нальные подъемы и спады, которые можно сравнить с амери­канскими горками, и большую часть времени вы прозябаете внизу, мечтая о том, чтобы оказаться на высоте.

 

Так что же с вами? Вы ненормальны? Нет. Вы — просто чело­век. И вы страдаете той же болезнью, что и все люди. Это чудо­вище сидит внутри каждого из нас, у него множество рук: хро­ническое напряжение, отсутствие подлинного сочувствия к лю­дям, включая и самых близких вам людей, заторможенность чувств и эмоциональная черствость. Множество, множество рук. Они есть у каждого из нас, хотя мы и склонны это отри­цать. Мы стараемся не думать об этом. Мы выстраиваем целую систему, пытаясь спрятаться от этого чудовища, притворяемся, что его нет, всячески стараемся отвлечься, ставя перед собой цели, строя планы, добиваясь положения в обществе. Но оно никуда не уходит. Оно постоянно здесь, незримо присутствует в каждой мысли, в каждом ощущении, это тихий беззвучный го­лос, который не перестает повторять: «Еще не достаточно хоро­шо; нужно иметь больше, нужно сделать лучше, нужно стать лучше». Это — чудовище, чудовище, которое появляется всюду в тонких формах.

 

Пойдите на вечеринку. Прислушайтесь к смеху, к неестест­венным голосам, к показному веселью, за которым скрывается страх. Почувствуйте напряженность, почувствуйте давление. Никто по-настоящему не отдыхает, все только притворяются. Пойдите на футбольный матч, понаблюдайте за болельщиками

на трибунах, за безрассудными вспышками гнева. Обратите внимание на неконтролируемую безысходность, овладеваю­щую этими людьми, когда она, скрытая под маской энтузиазма или духа товарищества, выплескивается наружу. Свист, гика­нье, безудержный фанатизм преданности команде. Пьянство, драки на трибунах. Таковы люди, которые отчаянно стремятся освободиться от внутреннего напряжения. Посмотрите телеви­зионные новости. Прислушайтесь к текстам популярных песен. Вы найдете повторение одной и той же темы в разных вариаци­ях. Зависть, страдание, недовольство и напряжение.

 

Кажется, что жизнь — это бесконечная борьба, какое-то ги­гантское усилие с весьма призрачными шансами на успех. И как же мы решаем проблему всей этой неудовлетворенности? У всех синдром «если бы...». Если бы только у меня было больше денег, я был бы счастлив. Если бы я мог найти того, кто дейст­вительно меня любит... если бы я мог потратить 20 фунтов... ес­ли бы у меня был цветной телевизор, джакузи, вьющиеся воло­сы... И этому нет конца. Так откуда же появляется весь этот хлам? И, еще важнее, что с ним делать? — Он появляется из со­стояния нашего собственного ума. Это глубокая, тонкая и всепроникающая совокупность привычек ума, гордиев узел, кото­рый мы завязывали постепенно, понемногу и распутать кото­рый мы можем точно так же, часть за частью. Мы способны на­строить свое сознание, вылавливать каждую частицу и выно­сить ее на свет, делать бессознательное сознательным — очень медленно, часть за частью.

 

Сущность нашего переживания — это изменение. Непре­станно происходят какие-то перемены. Жизнь течет от мгнове­ния к мгновению, она никогда не бывает той же самой. Вечная изменчивость — вот сущность воспринимаемой Вселенной. У вас возникает мысль — через полсекунды ее уже нет; возникает еще одна — и тотчас же уходит. Какой-то звук достигает ваших ушей, затем наступает безмолвие. Вы открываете глаза и через них воспринимаете целый мир; но вы моргнули, и он исчез. Ка­кие-то люди входят в вашу жизнь и уходят из нее. Уходят дру­зья, умирают родственники. Удача сменяется неудачей. Иногда вы выигрываете, но столь же часто проигрываете. Непрерывно происходят изменения, изменения, изменения; не бывает даже двух одинаковых моментов.

 

И в этом нет ничего плохого. Такова природа Вселенной. Но человеческая культура выработала у нас странную привычку ре­агировать на этот бесконечный поток изменений. Мы разделя­ем переживания на категории. Каждое восприятие, каждое из­менение в этом бесконечном потоке ума мы стараемся отнести к одной из трех умственных категорий — хорошее, плохое и нейтральное. Затем, в соответствии с этой классификацией, мы укладываем переживание в особый ящичек — и воспринимаем его с набором постоянных и привычных реакций ума. Если на какое-то восприятие наклеен ярлык «хорошее», мы стараемся, чтобы время остановилось именно здесь. Мы хватаемся за эту мысль, лелеем ее, удерживаем, хотим, чтобы она не исчезла ни­когда. Если же это не удается, мы изо всех сил стараемся повто­рить переживание, вызвавшее эту мысль. Назовем такую при­вычку ума «цеплянием».

 

А в другой части ума, находится ящичек с надписью «пло­хое». Если мы воспринимаем что-то как «плохое», мы стараем­ся это оттолкнуть. Мы это отрицаем, отвергаем, пытаемся изба­виться любыми способами. Мы боремся со своим собственным переживанием, убегаем от того, что является частью нас самих. Назовем эту привычку ума «отторжением». И между двумя крайними реакциями находится средняя, нейтральная. Сюда, в ящичек с надписью «нейтральное», мы помещаем пережива­ния, которые нельзя назвать ни хорошими, ни плохими. Они умеренны, нейтральны, неинтересны, унылы. Мы упаковываем эти переживания в нейтральный ящичек, чтобы их можно было игнорировать и тем самым возвратить внимание туда, где про­текает действие, т. е. к бесконечному кругу влечений и отвраще­ний.

 

Эта категория переживаний в значительной степени оста­ется без внимания. Назовем такую привычку ума «пренебреже­нием». Прямой результат подобного безумие — не прекращаю­щийся ни на минуту механический бег в никуда, вечная погоня за удовольствием, постоянное бегство от боли, бесконечное пренебрежение к 90 % переживаний. А потом мы удивляемся тому, что жизнь столь однообразна и уныла. Итак, в конечном счете оказывается, что эта система не работает.

Как бы упорно ни стремились вы к удовольствию и успеху, случается, что вы терпите неудачу. Как бы быстро вы ни убега­ли, случается, что вас настигает боль. Да и в остальное время жизнь оказывается настолько тяжелой, что хочется кричать. Наши умы переполнены различными мнениями и критически­ми оценками. Мы возвели вокруг себя стены и оказались в тем­нице собственной лжи и неприязни. Мы страдаем.

 

Страдание — важное слово в буддийской философии. Это ключевой термин, и его надо понимать совершенно ясно. На языке пали — это дуккха, и слово это означает не просто теле­сные страдания. Здесь имеется в виду то глубокое, тонкое чув­ство неудовлетворенности, которое является составной частью каждого движения ума*. «Сущность жизни — страдание», — го­ворил Будда. На первый взгляд эти слова кажутся крайне ужас­ными и пессимистичными. Они даже кажутся ошибочными. В конце концов, довольно часто мы чувствуем себя вполне счаст­ливыми. Разве не так? Нет, не так. Нам это просто кажется. Возьмите любой момент, когда вы чувствуете, что действительно осуществили задуманное, и тщательно рассмотрите его. И где-то в глубине, за радостью, вы найдете это тонкое всепроникающее чувство напряженности; и каким бы великим ни был тот момент, он обязательно пройдет. Сколько бы вы приобрели, — вы или потеряете хотя бы часть приобретенного, или потратите оставшиеся дни на его сохранение, на составление планов буду­щих приобретений. А в конце концов вы умрете и потеряете все. В жизни все преходяще.

 

Звучит довольно мрачно, не правда ли? Но, к счастью, дело обстоит не так, совсем не так. Сказанное звучит мрачно только тогда, когда вы смотрите через призму обычного ума, на том са­мом уровне, на котором работает механизм однообразной дея­тельности ума. Но в глубине, под этим уровнем, нам открывается совершенно иная картина, совершенно иной способ воспри­ятия Вселенной. Здесь тот уровень, где ум не пытается остано­вить время, где мы не цепляемся за свои переживания, когда они проходит, не пытаемся их вытеснить и не пренебрегаем ими. Это уровень переживаний, который выходит за пределы хорошего и плохого, удовольствия и боли. Это прекрасный спо­соб постичь мир, и такое искусство поддается изучению. Оно нелегко, но освоить его можно.

 

Счастье и мир — таковы важнейшие проблемы жизни лю­дей. Именно к этому стремится каждый из нас. Нередко нам бывает трудновато это увидеть, потому что мы скрываем свои главные цели, выдвигая на первый план поверхностные цели и задачи. Нам нужны деньги, пища, секс, имущество и уважение. Мы даже убеждаем себя в том, что идея «счастья» слишком аб­страктна: «Я человек практический. Дайте мне только доста­точно денег, и я куплю себе все, что мне нужно для счастья».

 

К сожалению, подобное отношение не ведет к цели. Рассмотрите каждую цель, и вы заметите, что все они поверхностны. Вам нужна пища. Почему? «Потому что я голоден». Итак, вы голод­ны, ну и что же? «Ну, если я поем, я утолю голод, и тогда буду чувствовать себя хорошо». Ага! Чувствовать хорошо! Вот это и есть реальная проблема. То, к чему мы действительно стремим­ся, — это отнюдь не те цели, которые лежат на поверхности. Они всего лишь средства для достижения какой-то конечной цели. То, чего мы по-настоящему добиваемся, — это чувство облегчения, которое приходит с удовлетворением внутреннего побуждения. Облегчение, расслабление, спад напряжения. Мир, счастье, никаких желаний...

 

Так что же такое счастье? Для большинства из нас совершен­ное счастье означает получить все, что мы хотим: подчинить се­бе все, играть роль Цезаря, заставить весь мир плясать под свою дудку. Повторяем, так не бывает! Взгляните на тех историчес­ких деятелей, которые действительно обладали неограничен­ной властью. Они не были счастливы. Не приходится сомне­ваться и в том, то они не были в мире с самими собою. Почему? Потому что стремились целиком и полностью подчинить себе весь мир, достичь абсолютной власти, но сделать этого они не могли. Им хотелось подчинить себе всех, но оставались те, кто не хотел им подчиняться. Они не могли подчинить звезды. Они болели. И им приходилось умирать.

 

Вы никогда не сможете получить все, что хотите. Это невоз­можно. К счастью, есть и другой выход. Вы можете научиться контролировать ум, выйти из этого бесконечного круга влече­ний и отвращений. Вы можете научиться не хотеть того, чего хочется, признавать желания, но не попадать под их власть. Это отнюдь не значит, что вы должны лечь на пол и позволять выти­рать о себя ноги. Это означает, что вы продолжаете жить нор­мальной, обычной жизнью, но смотрите на мир с совершенно иной точки зрения. Вы делаете то, что должен делать любой че­ловек, но остаетесь свободными от навязчивого, принудитель­ного подчинения собственным желаниям. Вы чего-то хотите, но вам не нужно за этим гнаться. Вы боитесь, но не нужно дро­жать как осиновый лист. Этот вид духовной культуры очень тру­ден. На это уходят годы. Но трудному стоит отдать предпочте­ние, ведь невозможно подчинить себе все.

 

Однако подождите минутку! Мир и счастье! Да разве не к этому стремится вся наша цивилизация? Мы строим небоскре­бы, скоростные автострады. У нас есть оплаченные отпуска, те­левизоры. Мы строим бесплатные больницы, нам дают боль­ничные листы, у нас есть система социального обеспечения, пенсии и пособия. Все это имеет целью в какой-то мере дать нам мир и счастье. Однако кривая душевных болезней неуклон­но растет, а число преступлений растет еще быстрее. На улицах полно правонарушителей и людей с неустойчивой психикой. Стоит лишь высунуть руку за дверь, за пределы безопасного пространства, как у вас тут же украдут часы. Что-то здесь не ра­ботает. Счастливый человек не станет красть. У человека, живу­щего в мире с собой, нет потребности убивать. Просто нам при­ятно думать, что общество использует все знания, чтобы до­стичь мира и счастья.

 

Мы только-только начинаем понимать, что чрезмерно раз­вили материальный аспект существования в ущерб более глубокому эмоциональному и духовному аспекту и теперь расплачи­ваемся за эту ошибку. Одно дело говорить о упадке нравствен­ности и духовности в современной Америке, а совсем другое — что-то с этим делать. То, с чего надо начать, находится внутри нас самих. Стоит лишь вглядеться внимательно внутрь себя, вглядеться правдиво и объективно, и каждый из нас увидит то мгновение, когда оказывается «слабаком» или «психом». Мы научимся видеть эти мгновенья, видеть их ясно, отчетливо и без осуждения; тогда мы вступим на путь, который выведет нас из этого состояния.

 

Невозможно коренным образом изменить свою жизнь, пока вы не начнете видеть себя в точности такими, какие вы есть сейчас. Но как только вы это сделаете, изменения пойдут сами собой, естественно. Не нужно будет прилагать усилий, бороться или подчиняться правилам, которые диктуют какие-то автори­тетные лица. Вы просто меняетесь. Это происходит автомати­чески. Но достичь такого первоначального прозрения — нелег­кая задача. Вы должны увидеть, кто вы такие и как идут у вас де­ла, взглянуть на это без иллюзий, осуждения или какого бы то ни было раздражения. Вы должны увидеть свое место в общест­ве, свое в нем назначение как социальной личности. Вы долж­ны увидеть свои обязанности и обязательства по отношению к людям, своим собратьям, и прежде всего свою ответственность перед собой как индивидом, живущим среди других индивидов. И вы должны увидеть все ясно, как некую единицу, единую це­лостную форму взаимоотношений. Это звучит сложно, но часто происходит в одно мгновение. И культура ума, его тренировка с помощью медитации — несравненное средство, которое даст вам возможность достичь такого понимания и обрести безмя­тежное счастье.

 

В Дхаммападе, древнейшем буддийском тексте, на тысячеле­тия опередившем учение Фрейда, есть такие слова: «То, чем ты являешься теперь, есть результат того, чем ты был раньше. То, чем ты будешь завтра, есть результат того, чем ты являешься се­годня. Последствия злого ума будут тащиться за тобой подобно повозке за волом. Последствия очищенного ума следуют за то бой подобно собственной тени. Ни родители, ни родственники, ни друзья — никто не сможет сделать для тебя больше, чем твой собственный ум. Хорошо дисциплинированный ум приносит счастье».

 

Медитация направлена на то, чтобы очистить ум. Она очи­щает мыслительный процесс от так называемых психических раздражителей, таких как алчность, ненависть и зависть, кото­рые держат вас в эмоциональном рабстве. Благодаря медитации ум приходит в состояние спокойствия и осознавания, в состоя­ние сосредоточенности и прозрения.

 

В нашем обществе мы свято верим в образование. Мы ве­рим, что знание делает культурного человека цивилизованным. Однако цивилизация придает человеку лишь внешний лоск. Но стоит только подвергнуть этого благородного, утонченного человека тяготам военного времени или экономического кри­зиса — и вы увидите, что произойдет. Одно дело — подчиняться закону, потому что вы знаете о наказании, и совсем иное — под­чиняться, потому что вы очистились от алчности, побуждаю­щей вас красть, от ненависти, побуждающей убивать. Бросьте камень в ручей. Водные потоки отшлифуют его поверхность, но внутренняя часть останется нетронутой. Теперь возьмите тот же камень и бросьте его в горн, в сильный огонь — он изменится и внутри, и снаружи. Он полностью расплавится. Цивилизация изменяет человека снаружи. Медитация утончает его изнутри, она изменяет его полностью.

 

Медитацию называют «Великим Учителем». Это очищаю­щий и расплавляющий огонь, который действует медленно че­рез понимание. Чем выше уровень вашего понимания, тем бо­лее гибкими и терпимыми вы можете стать. Вы становитесь со­вершенными родителями и идеальными учителями. Вы можете прощать и забывать. Вы испытываете чувство любви к другим существам, потому что понимаете их. А понимаете вы их пото­му, что понимаете себя. Вы заглянули глубоко внутрь себя, по­знали иллюзорность «я» и собственные человеческие слабости. Вы познали и собственную человечность, научились любить и прощать. Если вы научились испытывать сострадание к себе, сострадание к другим появляется автоматически. Опытный практик медитации, достигший глубокого понимания жизни, относится к миру с глубокой любовью, которая свободна от критики. И это неизбежно.

 

Медитацию во многом можно сравнить с возделыванием не­паханой земли. Чтобы превратить лес в поле, надо сначала сру­бить деревья и выкорчевать пни. Затем вы должны вспахать землю и удобрить ее. Только потом можно засевать землю семе­нами и собирать урожай. Так же и для развития ума — вам сна­чала нужно очистить его от мешающих раздражителей, удалить их с корнями, чтобы они не выросли снова. Затем вы вносите удобрения — обогащаете энергией и дисциплиной свою мен­тальную почву. И наконец, вы засеваете ее семенами и собирае­те плоды веры, морали, внимательности и мудрости.

 

Кстати, вера и мораль имеют в этом контексте особое значе­ние. Буддизм не защищает веру в смысле уверенности в чем-то потому, что так написано в какой-то книге, что эти слова при­писывают какому-то пророку, или так учил некий авторитетной деятель. Значение слова «вера» здесь ближе к понятию «дове­рие». Это знание: нечто верно потому, что вы видели, как это работает, вы наблюдали это внутри себя. Точно так же мораль не будет ритуальным подчинением какому-то внешнему, навя­занному извне кодексу поведения*.

 

* Это скорее образец здоровой привычки, которую вы избрали для себя, избрали сознательно и добровольно, потому что признали ее превосходство по сравнению с нынешним поведением. — Прим, перев.

 

Цель медитации — личное преображение. Вступив в медитационное переживание, «вы» не останетесь неизменными. Пе­реживание изменяет ваш характер благодаря процессу повыше­ния восприимчивости, позволяя вам глубоко осознавать собст­венные мысли, слова и поступки. Ваше высокомерие испаряет­ся, антагонизм высыхает. Ум становится тихим и спокойным, а жизнь сглаживается. Таким образом, правильно практикуемая медитация готовит вас к встрече с подъемами и спадами на жиз­ненном пути. Уменьшается напряжение, исчезает страх и тре­вога. Беспокойство ослабевает, умеряются страсти. Все становится на свои места, а ваша жизнь течет плавно, она перестает быть борьбой. И все это происходит благодаря пониманию.

 

Медитация оттачивает сосредоточенность и обостряет силу мысли. Постепенно вам становятся понятны свои подсозна­тельные мотивы и механизмы. Обостряется ваша интуиция. Возрастает точность мысли, и постепенно вы приходите к пря­мому знанию вещей такими, какие они есть в действительнос­ти, без предвзятости и иллюзий. Так стоит ли беспокоиться? — Едва ли. Ведь все это — лишь обещания на бумаге. Есть только один способ узнать, стоит ли заниматься медитацией: научи­тесь правильно ее выполнять, практикуйте ее. И тогда вы уви­дите сами.

 

ГЛАВА 2

 

ЧТО МЕДИТАЦИЕЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ?

 

Медитация — просто слово. Вы слышали его и раньше, ина­че вы никогда не взяли бы в руки эту книгу. Процесс мы­шления работает на основе ассоциаций, а со словом «медита­ция» у нас связаны самые разные представления. Некоторые из них, возможно, точны, другие же — просто вздорны. Некото­рые из них относятся скорее к другим системам медитации и не имеют ничего общего с практикой випассаны. Прежде чем идти дальше, нам нужно отбросить старые нейронные связи, чтобы в мозг могла поступать новая информация. И начнем мы с само­го очевидного.

 

Мы не собираемся учить вас созерцанию собственного пуп­ка или распеванию каких-то тайных мантр. Вы не будете по­беждать демонов или подчинять неведомые силы. Вам не дадут цветные пояса для участия в каких-то представлениях; вам не понадобится брить голову или носить тюрбан. Вам даже не при­дется отказываться от всего, что вам принадлежит, и удаляться в монастырь. Фактически, если вы не ведете разгульную и беза­лаберную жизнь, вы уже сейчас можете начать практику и до­биться успеха. Звучит довольно обнадеживающе, не правда ли?

 

Есть множество книг о медитации. Большинство из них на­писано с позиций той или иной религиозной или философской традиции, но большинство авторов даже не считают нужным об этом упоминать. Говоря о медитации, они выступают с утверж­дениями, которые звучат как общие законы, но на самом деле являются совершенно особыми методиками, свойственными исключительно данной системе практики. В результате возни­кает путаница. Еще хуже, если появляется целый свод сложных теорий и объяснений, причем противоречащих друг другу.

 

В ре­зультате возникает полная неразбериха и беспорядочная смесь противоречивых мнений, к тому же дается и масса ненужных сведений. Наша книга другая. Мы имеем дело исключительно с системой медитации випассаны. Мы собираемся научить вас тому, как наблюдать за работой своего ума в спокойной и отре­шенной манере, чтобы достичь прозрения и понять себя. Це­лью медитации является осознанность, осознанность настоль­ко полная и четкая, настроенная столь тонко, что позволяет проникнуть вглубь, во внутреннюю реальность, чтобы понять, как она работает.

 

Существует множество неправильных представлений о ме­дитации. Мы видим, как одни и те же вопросы снова и снова возникают практически у всех новых учеников. Лучше сразу же разобраться с этими вопросами, потому что они представляют собой своего рода предвзятости и могут с самого начала поме­шать вашему продвижению вперед. Рассмотрим эти заблужде­ния и постараемся их опровергнуть.

 

Заблуждение 1:

 

Медитация — просто техника расслабления

 

Здесь в роли пугала выступает слово «просто». Расслабле­ние — ключевая часть медитации, но техника медитации випассаны преследует гораздо более высокую цель. Однако для мно­гих других техник медитации это утверждение по сути верно. В процессе медитации во всех системах упор делается на сосредо­точении ума, на приведении ума к неподвижности, остановке на каком-либо объекте или предмете размышлений. Выпол­няйте это твердо и последовательно, и вы достигнете глубокого и блаженного расслабления, называемого джханой. Это состоя­ние столь глубокого покоя, что оно вызывает чувство восторга. Это особая форма наслаждения, которая превыше всего, за пре­делами всего, что можно пережить в обычных состояниях со­знания. Большинство техник останавливается именно здесь. В этом и состоит их цель, и когда вы ее достигнете, вы просто по­вторяете это переживание всю оставшуюся жизнь. Иначе об­стоит дело с медитацией випассаны. Випассана устремлена к другой цели — к осознаванию. Считается, что сосредоточение и расслабление обязательно сопутствуют осознаванию. Это как бы его предвестники, подручные инструменты и полезные побочные продукты, которые неизбежно возникают в процессе медитации. Но цель тут совсем другая. Цель — это прозрение. Медитация випассаны — это глубокая религиозная практика, направленная на очищение и преображение вашей повседнев­ной жизни, и никак не меньше. В главе 14 мы остановимся на различиях между сосредоточением и прозрением более подроб­но

 

Заблуждение 2:

 

Медитация означает вхождение в транс

 

Это опять-таки утверждение, которое можно с успехом при­менить к некоторым техникам медитации, но не к випассане. Медитация прозрения — это не форма гипноза. Вы не пытае­тесь отключить свой ум, чтобы стать бессознательными. Вы не пытаетесь превратиться в вялое и бесцветное существо, лишен­ное эмоций. Дело обстоит как раз наоборот. Вы станете все бо­лее и более созвучны своим быстро меняющимся эмоциям. Вы научитесь познавать себя все яснее и точнее. При изучении этой техники действительно возникают некоторые состояния, которые стороннему наблюдателю могут казаться похожими на транс. Однако на самом деле это нечто совершенно противопо­ложное. В состоянии гипнотического транса субъект поддается контролю со стороны другого участника, тогда как в состоянии глубокой сосредоточенности медитирующий в значительной степени сохраняет контроль над собой. Поэтому сходство тут весьма поверхностно, во всяком случае возникновение таких явлений не составляет сути випассаны. Как мы сказали, глубо­кая сосредоточенность джханы — это инструмент или, если хо­тите, средство достижения более глубокой осознанности. Ви­пассана, по своему определению, есть развитие внимательнос­ти, или осознанности. Значит, если вы обнаружите, что во вре­мя медитации пребываете в бессознательном состоянии, тогда вы, согласно определению этого слова в системе випассаны, во­все не медитируете. Это так просто.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.