Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 10. Исследование проблем обучения, воспитания, управления .






Цель: формирование способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание методов психолого-педагогического исследования; владение способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью формирования у студентов готовности проводить исследования в области обучения, воспитания, управления, устанавливать противоречия, несоответствия, находить способы их преодоления.

Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо уяснить сущность ключевых понятий: педагогическая система, педагогический процесс, принципы организации исследования. Педагогический процесс— это профессионально организован­ный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризую­щийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворче­ством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания. В этом процессе не­обходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии.
В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает прежде всего как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитатель­ный» считаются близкими по значению, часто употребляется тер­мин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и воспитанников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Воспитательная система - совокупность взаимосвязанных элементов в образовательном пространстве, обеспечивающая процесс профессионального, личностного и социального становления учащейся молодёжи.

Успешная реализация воспитательных целей и задач позволит педагогическим коллективам сформировать у будущих специалистов, активных членов гражданского общества, качества, необходимые для жизни в социуме: правосознание, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, ответственность, лидерская активность, устойчивость к постоянно изменяющейся среде.

Приоритетность постановки проблем совершенствования гражданского образования, требующих научно-педагогических исследований, определяется рядом выявленных социально-педагогических противоречий:

- между интересами власти, государственных структур, темпами демократических преобразований “сверху” и потребностями общества, каждой отдельной личности, темпами развития индивидуального и общественного сознания, усвоения демократических ценностей;

- между объективно возрастающей потребностью авангарда общества, государства в достойных гражданах, способных к созидательной деятельности, и уровнем реальной готовности системы образования к гражданскому воспитанию;

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории воспитания, современных концепций перехода на новую парадигму образования и уровнем разработанности теории гражданского воспитания как важнейшей его части;

- между ориентированием отечественной высшей школы на интеграцию в мировое образовательное пространство и реальной осведомленностью педагогических работников о зарубежном педагогическом опыте, неясным отношением к его достижениям;

- между объективной потребностью в высоком уровне развития гражданского сознания педагогических кадров, их гражданской и педагогической культуры и реальным состоянием социально-политической, морально-психологической и профессиональной готовности педагогов к гражданскому воспитанию;

- между объективно существующей потребностью в усилении взаимодействия всех социальных институтов в гражданском воспитании и реальным состоянием педагогической среды.

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте педагогический процесс как объект исследования.

2.Содержание, технологии образования как предмет исследования.

3. Составьте таблицу, включающую проблемы исследований в области обучения, воспитания, управления образовательными системами.

3. Разработайте методику проведения исследования по изучению опыта организации воспитательной работы на факультете. Установите, какие формы воспитания наиболее востребованы студентами вашего факультета.

4.Разработайте положение о студенческом тьюторе.

5.Проведите выборку и анализ публикаций по организационным основам профессионального образования в высшей школе в журналах «Высшее образование в России», «Альма- матер (Вестник высшего образования». «Высшее образование сегодня»(2010 – 2014 гг.).

 

Список литературы и источников

 

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

4.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

5. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

6.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с.

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.