Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 13. Исследование проблем патриотического воспитания






Цель: раскрыть сущность, особенности процесса патриотического воспитания; формирование способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание проблем патриотического воспитания; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью ориентации студентов на исследование проблем патриотического воспитания, повышения эффективности, поиска новых организационных форм.

Теоретическая часть. Исследование проблем патриотического воспитания начинается с уяснения ключевого понятия патриотизма. Патриотизм – это сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества – конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли. Патриотизм, выражаясь в патриотическом сознании, любви к родине, социально одобряемых поступках, - это самоидентификация человека в конкретной природной, культурно-исторической среде, особая направленность социального поведения граждан, «предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне личностных качеств – любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Патриотизм включает две основные составляющие: чувство любви к Родине, желание ей добра, процветания и патриотическое сознание. Чтобы понять, что есть добро и что есть зло, что будет полезным, а что нет, необходимо иметь сознание, выражающееся в отношениях к Отечеству, к власти, к политическому устройству, экономическому укладу. В структуре патриотического сознания выделяют несколько аспектов: онтологический (оценка характера социальных процессов, определяющих направления развития государства и общества); гносеологический (характер представлений об отечественном культурно-историческом процессе); аксиологический (усвоение патриотических ценностей, идеалов, формирующих самосознание личности); эмоционально-чувственный (рефлексия собственных переживаний, представлений, положительные или отрицательные эмоции по отношению к событиям, затрагивающим судьбу Отечества); деятельностный (участие в событиях, действиях, значимых для судьбы Отечества). Патриотизм может быть рассмотрен на личностном и социальном уровнях. На личностном уровне понятие патриотизма представляет комплекс индивидуальных личностных свойств и качеств: любовь к Родине, верность своему Отечеству, вера в него,; солидарность со своим близкими, соотечественниками; уважение к культурно-историческому прошлому, к государственным символам, реликвиям, святыням; гармоничность в соотношении личных и общественных интересов; готовность к активной деятельности на благо Родины и Отечества, готовность к их защите. Таким образом, патриотическое сознание – это сложное образование, включающее патриотические чувства, совокупность представлений, знаний, убеждений, ценностных смыслов, формирующих отношения человека к Родине, Отечеству, мотивационные установки, ориентирующие личность на активные действия, поступки, направленные укрепление страны, её процветание. Патриотизм – это осознанная любовь к Родине. Патриотизм проявляется в активной жизненной позиции человека, в социально одобряемых поступках, действиях. Патриотическое сознание, являясь ядром мировоззрения, придаёт ему устойчивость, прочность, вселяет в человека уверенность в своих силах и действиях, исключает предпосылки в развитии подражательного или приспособленческого мировоззрения. Патриотизм не может быть ограничен рамками «академического знания», включает глубоко осознанные нравственные отношения к государственно-правовым и политическим основам жизни общества, к судьбе Отечества, готовность служить ему, защищать его честь и достоинство. Патриотизм, гражданственность, смысловым стержнем которого является российская национальная идея, рождают новый идейно-нравственный сплав – гражданский патриотизм.

Исследование проблем патриотического воспитания. По-прежнему востребованными, эффективными являются следующие формы, средства патриотического воспитания: поисковые отряды, краеведческая работа, музейная работа, встречи с людьми, отличившими в выполнении конституционного и гражданского долга, празднование памятных дат, Дни воинской Славы, Вахты памяти, экскурсии по местам боевой славы, работа по сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, разработка проектов, имеющих социальную направленность, ежегодная акция «Мы – граждане России», ознакомление с символами государства, его героической историей, государственными наградами.

Патриотизм как единство духовности, гражданственности и социальной активности личности в образовательной организации формируется в целостном учебно-воспитательном процессе. Задача педагогической науки – разработка научно-методических основ гражданско-патриотического образования: технологии проектирования, организации целостного процесса; модели координации работы общественных организаций; технологии реализации воспитательного потенциала социально-экономических и гуманитарных дисциплин; методики применения активных и интерактивных форм и методов воспитания; форм обобщения и распространения педагогического опыта в данной области.

..

Вопросы и задания

1.Какова роль теоретических методов в исследовании проблеи патриотического воспитания?

2. Какие формы и методы патриотического воспитания наи более востребованы? Каким образом возможно доказать их эффективность?

3. Как оценить роль внешних факторов, влияющих на эффективность воспитания?

4.Сформулируйте темы студенческих проектов патриотической направленности и обоснуйте их актуальность. Приготовьте выступление, содержащее анализ традиционных и новых форм патриотического воспитания.

5.Провести анализ и обобщение опыта патриотического воспитания на факультете, в институте.

6. Разработайте план исследования на темы:

-«Проектирование виртуального музея как средство патриотического воспитания»

-«Роль студенческих объединений патриотической направленности в повышении социальной активности студентов».

 

Список литературы и источников

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

 

 

4.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

 

5. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

6.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с.

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.