Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь с последующими дисциплинами






Курса является основой для последующего освоения дисциплин «Педагогическое проектирование», «Методика воспитательной работы», «Воспитание молодежного лидера», «Инновационные технологии в профессиональной педагогической деятельности». «Стилистика русского научного дискурса», Педагогическая практика, исследовательская практика.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

-способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3).

- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

-готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

-способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: место педагогики и психологии в системе наук о человеке.;

объект, предмет и функции педагогики, отрасли педагогического знания;

понятийный аппарат педагогики; структуру методологического знания;

функции методологического знания; методы психолого-педагогического исследования; классификацию методов; этапы педагогического исследования, способы представления результатов;

уметь: анализировать различные научные подходы; применять аксиологический подход в изучении психолого-педагогических явлений, описывать классификацию педагогических ценностей; разрабатывать научный аппарат исследования, определять логику его развёртывания; составлять план исследования, применять теоретические и эмпирические методы исследования; проводить статистическую обработку результатов;

владеть: способами поиска научной информации, её обработки, оценки;

способами обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

6 зач.ед. (216 академических часов), из них:

1, 6 зач.ед. (58 академических часов) – аудиторные занятия,

2, 9 зач.ед. (104 академических часов) – самостоятельная работа.

 

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек практ СКР Всего
1. Логика развёртывания научно-педагогического исследования.     1-2         Тематический семинар Коллоквиум Практикум Индивидуальное собеседование
2. Классификация методов   3-4         Заседание клуба педагогических дискуссий Исследовательская работа Педагогический консилиум Творческое задание
3. Теоретические методы.     5-6         Пресс – конференция Защита мини-проекта Диспут Конкурс буклетов  
4. Эмпирические методы   7-8         Практикум Конкурс презентаций Коллоквиум Педагогический консилиум  
5. Выбор методов исследования   9-10         Защита творческих проектов Проектная работа Исследовательская работа Совет классных руководителей  
6. Методика организации, приемы исследования   11-12         Коллоквиум Исследовательская работа Индивидуальное собеседование Практикум  
7. Методика организации эксперимента   13-14         Семинар Дискуссия Конкурс Круглый стол
  Обобщение результатов исследования   14-15         Защита презентаций  
  Апробация результатов исследования   16-17         Индивидуальное собеседование
        Зачет
  Итого за 1 семестр:              
  2 семестр              
  Исследование проблем обучения, воспитания, управления             Тематический семинар Коллоквиум Практикум Индивидуальное собеседование
  Исследование проблем правового воспитания в образовательной организации.             Практикум Индивидуальное собеседование
  Исследование проблем нравственного воспитания             Практикум Конкурс презентаций Коллоквиум Педагогический консилиум
  Исследование проблем патриотического воспитания             Исследовательская работа Индивидуальное собеседование Практикум
  Исследование проблем повышения качества профессионального образования             Практикум Индивидуальное собеседование
  Применение диагностических методик в педагогическом исследовании             Семинар Дискуссия Конкурс Круглый стол
  Исследование проблем повышения эффективности управления образовательными системами             Практикум Конкурс презентаций Коллоквиум Педагогический консилиум
  Внедрение результатов исследования             Практикум Индивидуальное собеседование
  Участие в конкурсах, выставках как вид научной деятельности             Индивидуальное собеседование
  Метод социальных проектов как средство интеграции научного исследования и практики             Практикум Индивидуальное собеседование
  Академическое письмо. Подготовка научного текста             Защита проектов Конкурс презентаций
                Экзамен (54 ч.)
                 
  Итого:              

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1. Логика развёртывания научно-педагогического исследования.

 

 

Цель: формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный потенциал; раскрыть сущность, особенности возникновения замысла исследования, пути его реализации. Охарактеризовать научный аппарат исследования.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Представления о месте педагогики и психологии в системе наук о человеке;

Знание понятийного аппарата педагогики; понимание структуры, функций методологического знания, умения разрабатывать научный аппарат исследования, определять логику его развёртывания; составлять план опытно-экспериментальной работы, владение способами обоснования актуальности, постановки проблемы исследования, его целей и задач, выдвижения гипотезы, формулирования основных положений.

Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

 

 

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью формирования логического мышления как важнейшего инструмента научной работы, организации и проведения исследования. Подготовка к занятию требует уяснения ключевых терминов: логика исследования, его этапы, сущность работы исследователя на каждом этапе. Важно охарактеризовать

Теоретическая часть. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поиска исследовательских шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя, а также определить логику и характер изложения результатов. Логика исследования – последовательность его шагов. В соответствии с логикой выделяют три этапа: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренченский. Постановочный: проблема; -тема; -объект и предмет;

-научные факты; -исходная концепция; -ведущая идея и замысел; -гипотеза;

-цель и задачи исследования. Собственно исследовательский: -отбор методов;

-проверка гипотезы; -конструирование предварительных выводов; -их опробование и уточнение; -построение заключительного вывода. Оформительско – внедренческий: -апробация (обсуждение выводов, их представление общественности); -оформление работы (отчёты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты); -внедрение результатов в практику.

Особого внимания, подробного рассмотрения требует уяснение содержания постановочного этапа. Проблема и тема (тема должна указывать на проблему). Проблема должна быть актуальной.

Источник проблем – противоречия: узкие места, затруднения, конфликты.

Переход от практической задачи к научной осуществляется в два этапа:

1.Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

2.Установить, имеются ли эти знания в науке (если уже есть, то необходимо лишь их отобрать и систематизировать).

Логика исследования – последовательность его шагов.

Этапы исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий.

Постановочный (проблема, тема, объект и предмет, научные факты,

исходная концепция, ведущая идея и замысел, гипотеза, задачи исследования). Логика исследования – последовательность его шагов.

Этапы исследования.

Постановочный (проблема, тема, объект и предмет, научные факты,

исходная концепция, ведущая идея и замысел, гипотеза, задачи исследования).

Выбор области исследования (изучение потребности в обновлении образовательной системы; учёт реальных условий и возможностей).

 

Собственно исследовательский(отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение,

построение заключительного вывода).

Оформление и внедрение: апробация (обсуждение выводов, их представление общественности); оформление работы (отчёты, доклады, книги, диссертации, проекты); внедрение результатов в практику.

Логика перехода от практической задачи к научной:

-определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

-установить, имеются ли эти знания в науке (если они есть, то научной проблемы не существует: надо собрать, обобщить то, что есть).

Вопросы и задания

1. Какова роль теорий обучения, воспитания, управления в структуре педагогической науки;

2. Охарактеризуйте педагогический процесс как объект исследования;

3. Определите сущность метода классификации.

4.Определите противоречия, лежащие в основе предполагаемого вашего исследования.

5. Обоснуйте актуальность перечисленных ниже тем:

-Формирование личностных качеств лидера в студенческом коллективе;

-Применение информационных технологий в СРС;

-Условия повышения эффективности внеучебной работы со студентами;

-Организация работы с учащимися опережающего развития в системе «Школа – вуз»;

-Создание детских и молодёжных организаций в образовательных учреждениях инновационного типа;

- Разработка новых форм и методов контроля знаний в профильных образовательных организациях.

6. Сравните понятия «педагогическая система» и «педагогический процесс».

Установите общее и особенное.

7. Почему эффективность научного поиска обусловливается последовательностью исследовательских шагов? Обоснуйте целесообразность выделения трёх этапов конструирования логики исследования (постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий).

 

Список литературы и источников

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010.

4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

5.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011.

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.