Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие №5: Выбор методов исследования.






 

Цель: сформировать знания основных понятий и терминов, используемых в научно-исследовательской и аналитической деятельности;

Освоение основных источников, алгоритмов и методов поиска и обработки информации; алгоритма организации исследовательского процесса;

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание системы методов исследования, их назначения, возможностей. Достоинств и недостатков, владение способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения разрабатывать тесты, применять диагностические методики; создавать необходимые условия для применения методов; навыки представления результатов в иллюстративной форме; владение методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии.

Актуальность темы практического занятия обусловлена необходимостью уяснения назначения проводимого исследования, определения, в какой области педагогики будет проводиться исследовательская работа: обучение, воспитание, деятельность педагога, формирование качеств личности, технологии воспитания.

Теоретическая часть. В программе исследования отражается, какое педагогическое явление исследуется, по каким показателям, какие критерии при этом выбираются и используются, какие методы исследования применяются. Методика – это предполагаемая модель исследования. Чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем эффективнее само исследование: определённая совокупность методов продумывается для каждого этапа.

Таким образом, педагогические исследования направлены на изучение проблем обучения и воспитания, способов оценки качества образовательного процесса, выявление индивидуальных особенностей, роли среды, моделей управления образованием, педагогическим процессом, на изучение характера педагогических отношений, взаимодействия с семьёй. Принципы организации и проведения научного исследования: принцип объективности

(доказательность, учёт всех факторов, адекватность исследовательских подходов и средств, альтернативный характер научного поиска); принцип сущностного анализа (сочетание общего, особенного и едичного, проникновение во внутреннюю структуру, раскрытие закономерностей существования и функционирования, условий и факторов развития, движение исследовательской мысли от описания к объяснени, далее – к прогнозированию развития педагогических явлений); генетический принцип (анализ условий происхождения); принцип единства логического и исторического ( изучение истории объекта (генетический анализ), теории (структуры, функций, связей объекта с современностью), а также перспектив развития); принцип преемственности; принцип системного подхода; принцип сочетания сущего и должного (с нормой, идеалом); принцип деятельностного подхода; принцип личностно-ориентированного подхода.

При исследовании личностной активности (надситуативной, спонтанной) следует обращать внимание на то, что активность личности, если она совершенно не соответствует социальным нормам и при этом полностью игнорирует интересы других людей, приобретает отчетливо выраженный деструктивный характер. Активность жизненной позиции - это способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Сочетания этих параметров дают четыре типа жизненной позиции: действенная позиция (характеризуется осознанностью и активностью), импульсивная позиция (характеризуется активностью и отсутствием осознанности); созерцательная позиция (характеризуется осознанностью и отсутствием активности), страдательная позиция (характеризуется отсутствием и осознанности, и активности по отношению к своей жизни). Субъектность деятельности находит свое выражение в следующих признаках активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, а также в личностном смысле содержания деятельности. В генетическом аспекте исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность

 

Вопросы и задания

1.В чём заключаются особенности методов историко-педагогического исследования?

2.Каковы основные признаки методов социально ориентированного исследования?

3.Назовите сущностные характеристики методов личностно-ориентированного исследования.

4.Составьте аналитическую справку, отражающую основные виды исследования.

5. Разработайте модель личности современного студента. Структура личности (по К.К. Платонову): направленность – развитие посредством воспитания; оыт (ЗУНы, компетенции) – развитие посредством обучения; психические процессы (воля, чувства, мышление), биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности). Развитие посредством воспитания и обучения.

Основная функция личности творческое освоение общественного опыта, включение в систему общественных отношений.

 

6.Охарактеризуйте сущность понятий «индивидуальный подход» и «личностно-ориентированный подход».

7. Ознакомьтесь с авторефератами диссертаций и установите структуру автореферата, определите логические связи между компонентами.

 

Список литературы и источников

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

4.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

5. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

6.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.