Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 4. Эмпирические методы.






Цель: сформировать знания основных понятий и терминов, используемых в научно-исследовательской и аналитической деятельности;

основные источники, алгоритмы и методы поиска и обработки информации;

алгоритм организации исследовательского процесса;

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание эмпирическихметодов психолого-педагогического исследования; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки;; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).

Актуальность темы практического занятия обусловлена необходимостью уяснения смысла основных понятий, практического применения теоретических знаний, овладения инструментарием эмпирических методов.

Теоретическая часть. Главная характеристика эмпирических методов - связь с реальностью, накопление материала для последующего создания теории. В педагогическом исследовании теоретические методы тесно переплетаются с эмпирическими. Деление условно. Эмпирические методы связаны с реальностью, практикой, обеспечивают сбор, фиксацию, описание фактов, явлений, их первичное осмысление, оценку, позволяют обобщить исходный материал, что необходимо для последующего создания теории.

К эмпирическим (практическим) методамисследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, интервью, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение). К эмпирическим методам также относятся: описание фактов, изучение документации, изучение продуктов деятельности, изучение и обобщение опыта.

 

Вопросы и задания

1.Почему разделение методов на теоретические и эмпирические имеет условный характер?

2. В чём заключаются различия положительного опыта и передового опыта?

3. Почему, по словам академика И.П. Павлова, «при хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»?

4. В чём заключаются достоинства и недостатки метода наблюдения?

5. В чём состоят особенности применения метода тестирования?

6.В соответствии с задачами вашего исследования составьте анкету и проведите анкетирование в ходе научно-исследовательской практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.