Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип целостности (принцип системности)






Этот принцип применяется для объяснения следующих свойств объектов: -инвариантность (т.е. неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям) при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах;

-приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия;

-несоизмеримость частей объекта и целого;

-несуммируемость свойств частей в свойства целого и т.п.

Свойствами целостности обладает особый класс объектов — системы. Система — это множество элементов (компонентов), обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимосодействия (Анохин, 1978) и позволяют формировать и воспроизводить такие взаимоотношения с окружающей средой, которые имеют адаптивное значение для данной системы, обеспечивают ее развитие («сохранение»).

Система формирует и воспроизводит адаптивные взаимоотношения с окружающей средой, которые обеспечивают ее развитие. Инвариантными аспектами, позволяющими идентифицировать конкретную систему, являются:

· репертуар — конечное многообразие взаимоотношений системы с окружающей средой.

· структура – относительно устойчивее единство компонентов системы и их взаимоотношений. Важно, что и первый, и втрорй являются именно аспектами системы, поскольку структура представляет все множество реализованных взаимоотношений. Введение структурных характеристик в число идентификаторов системы не означает превращения системногоподхода в системно-структурный. Структуры представляют собой фиксированные этапы развития системы, ее взаимодействия с окружением. Целостность системы как структуры, фиксирующей модели взаимоотношений с миром, обеспечивается общностью происхождения ее компонентов, их общей эволюцией.

Принципы системности и развития служат обоснованием концепции системогенеза (Анохин, 1978). Эта концепция описывает развитие организмов как процесс формирования и усложнения систем. Определенная система формируется как общность компонентов различной анатомической принадлежности, совокупная активность, взаимосодействие которых обеспечивает достижение важного для жизнедеятельности индивида результата; Степень «зрелости» конкретного органа соответствует количеству систем, для обеспечения которых про­исходила дифференциация (специализация) его морфологических (морфология – наука о форме и строении организмов) компонентов. С этой точки зрения органы представляют собой множества морфологически фиксированных этапов развития взаимоотношений организма с окружающей средой. Научение, приобретение знаний, формирование структуры субъекта реализуются как процессы системогенеза (Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).

3.6. Принцип единства внешнего и внутреннего (принцип реконструкции)

Принцип известен в различных формулировках: единства поведения и психики, сознания и деятельности (Рубинштейн, 1959). Этот принцип предполагает общность строения доступных (внешних) и скрытых (внутренних) от наблюдения продуктов и процессов взаимодействия.

Граница между внешним и внутренним, или наблюдаемым и скрытым от наблюдения, условна, произвольна и ситуативна, поскольку зависит как от парадигмальной (теоретический) позиции наблюдателя, так и от его обеспеченности аппаратурой. Так, понимание поведения как наблюдаемой реальности расплывчато неопределенно и приводит к парадоксам: использование аппаратуры включает в этот круг, например, активность мышц и отдельных их волокон, неотличимую от активности мотонейронов спинного мозга.

Предполагается, что данный принцип, обосновывая возможность изучения непосредственно не наблюдаемых базисных сущностей, позволяет решить проблему, специфичную именно для психологии (см. Корнилова, 1997). Иная альтернатива подразумевает принятие интроспекции как основного метода психологии. Однако недоступность объектов исследования прямому наблюдению является органической чертой любой научной дисциплины. Конкретные парадигмы в процессе своего развития вырабатывают правила объективации и реконструкции этих объектов. В качестве примеров приведем объекты физических исследовании, для которых были созданы условия наблюдаемости (физические поля, элементарные частицы с нулевыми зарядами и массой), принципиально ненаблюдаемые объекты (виртуальные частицы), и теоретические конструкты, которым сложно поставить в соответствие какие-либо иные известные объекты (спины, струны, квантовые числа).

В качестве продуктивной формулировки принципа единства внешнего и внутреннего можно предложить принцип реконструкции, который не требует введения границы, разделяющей «внешнее» и «внутреннее», и не вводит самих этих понятий, не указывает на то, что между некоторыми (различными) сторонами или «срезами» взаимоотношения субъекта с миром может быть установлено отношение гомоморфизма (или даже изоморфизма) постольку «внутренние» структуры фиксируют модели таких взаимоотношений, а активность есть процесс актуализации этих моделей. Гомоморфизм - соотношение между объектами двух множеств, при котором одно множество есть «модель» другого. Изоморфизм - соответствие между объектами, выражающие тождество их строения.

Одно из первых в психологии обоснований реконструкции психологических явлении на основе характеристик объективного мира следовало из постулата непосредственности, согласно которому события и объекты внешнего и внутреннего мира даны субъекту непосредственно (см. Леонтьев, 1975; Узнадзе, 1966). Этот постулат обосновывал возможность исследования психики и сознания методом интроспекции: (в формулировке В. Вундта, Э.Б. Титченера, Вюрцбургской школы), описания субъективного мира по характеристикам мира объективного (как это предполагалось в психофизике Г Фехнера). Он был адекватен пониманию предмета психологии на исходе XIX в. Заметим, что постулат непосредственности, находясь в строгом противоречии со всеми приведенными объяснительными принципами, неизбежно утрачивал свою значимость по мере формулирования этих принципов (Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.