Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип субъектности






Фиксация знаковых информационных моделей взаимодействий приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром. Такая структура уникальна, поскольку история ее формирования индивидуальна, способна к саморазвитию, обладает активностью и является ее источником. Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать такую структуру как субъект (взаимодействия, взаимоотношений, действия, поведения, деятельности и т.д.). Субъектность нельзя путать с феноменами субъективности (Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).

3.9. Объяснительные принципы в структуре научного объяснения

Формирование и развитие принципов представляют собой одну из сторон становления психологии как единой дисциплины и обобщения частных формулировок принципов, предложенных в конкретных парадигмах. Современный статус рассмотренных принципов психологии различен.

Содержание принципов взаимодействия, развития, детерминизмаи целостностисоответствует общенаучному. Эти принципы в психология прошли более длительный путь развития и вошли в научную практику раньше других. Порядок, в котором приведены принципы, отражает их логические взаимоотношения. Среди них принцип взаимодействия является основным, так как из него могут быть выведены остальные. Принципы взаимодействия и развития необходимы для формулирования принципов детерминизма и целостности (системности), и, наконец, принцип целостности (системности) может быть выведен из трех предшествующих принципов. Рассматриваемая группа принципов дает основание для формулирования последующих принципов.

Принцип единства внешнего и внутреннегонаходится в стадии становления. Об этом говорит сосуществование нескольких версий данного принципа, которые отражают его внутридисциплинарный статус, обеспечивающий становление исследовательских методов в психологии.

Принцип реконструкцииявляется обобщением частных версий принципа единства внешнего и внутреннего, и его содержание приближается к общенаучному. На его примере может быть проиллюстрирована длительная история приобретения дисциплиной научного статуса через достижение соответствия между общенаучными и внутри дисциплинарными принципами.

Принципы активностии субъектностиявляются собственно психологическими, хотя им можно поставить в соответствии некоторые конструкты в других дисциплинах (например, «химическую активность»). Они отражают современную рефлексию специфики предмета изучения в психологии, и именно поэтому принятие, неприятие и особенности формулировок этих принципов выражают отличительные черты различных парадигм в психологии. Например, принцип активности отвергается радикальным и методологическим бихевиоризмом, выпадает из поля зрения когнитивной психологии, не имеет самострельного статуса в концепции Я.А. Пономарева, занимает центральное положение в системной психофизиологии в противоположность понятию реактивности (Александров И.О., 1997).

Принцип субъектностинаходится в стадии интенсивного формирования; его соответствие другим объяснительным принципам и несводимость к ним указывают на его высокий эвристический потенциал и позволяют предсказать формирование множества дубликатов, отражающих специфику отдельных парадигм.

В процессе развития парадигм происходит согласованное изменение набора и содержания объяснительных принципов и представлений о предмете исследования. При увеличении соответствия психологических принципов общенаучному содержанию возрастает полнота не только объяснения, но и предсказания, поскольку логическая структура научного объяснения и научного предсказания идентичны (Гемпель. 1998). Следовательно, развивающиеся принципы психологии a priori выделяют в предмете психологии новые свойства, которые могут получить объяснение, тем самым все более приближая актуальный предмет исследования к потенциальному и обеспечивая переход к следующему этапу развития психологического знания (Пономарев, 1983).

В научной практике сформировался эффективный логический аппарат прогнозирования (построения гипотез) и интерпретации результатов исследований, наиболее существенные черты которого составляют дедуктивно-номологическческую модель предсказания и объяснения (Гемпель, 1998; Никитина, Никитин, 1996). Важнейшими условиями адекватности составляющих этой модели считаются: экспланандум (предложение, описывающее объясняемое явление) должен быть логическим следствием эксплананса (класса предложений, которые приводятся для объяснения данного явления); эксплананс должен содержать обобщения, необходимые для вывода экспланандума; эксплананс должен быть принципиально фальсифицируемым, для него должно быть определено «непустое множество потенциальных фальсификаторов»; все предложения, составляющие эксплананс, должны быть получены в результате такой же логической процедуры. Можно видеть, что приведенные условия адекватности научного объяснения согласуются с ценностями, принятыми научным сообществом, и обеспечивают их воспроизводство.

Неизбежность жесткой логической структуры объяснения для психологии активно оспаривалась в пользу замены принципов объяснения пониманием. Такая попытка была реализована В. Дильтеем, автором специального психологического учения – описательной психологии (Дильтей, 1996). С этой точки зрения познание в психологии должно опираться не на логические инструменты, а на эмпатию, сопереживание, вчувствование. Эта позиция, отвергающая или подвергающая сомнению научный статус психологии, воспроизводилась многократно. Важно заметить, что требование замены общенаучного логического инструмента методом «эмпатического вживания» характерно именно для дисциплин гуманитарного цикла (истории, социологии) именно на ранних статях их формирования в качестве научных дисциплин (Гемпель, 1998). Применение эмпатического метода сопряжено с недооценкой важности согласия научного сообщества, что хорошо объясняется слабой структурированностью сообщества на ранних стадиях развития дисциплин, причем для гуманитарных наук считаются характерными парадигмы с небольшим количеством участников.

Применение эмпатического метода неизбежно приводит к ошибочным суждениям при исследовании поведения животных, по отношению к детям, в межкультурных исследованиях. Очевидно, что вживание в состояние наблюдаемого объекта требует от наблюдателя повторения уникального онтогенеза наблюдаемого объекта, иначе вживание, оказывается симуляцией некоторых черт этого объекта, которые без специального исследования отбираются произвольно и случайно.

Принципы взаимодействия, эволюции, детерминизма, системности, реконструкции, активности, субъектности позволяют перечислить свойства объекта — предмета психологического исследования, которые могут быть предсказаны и объяснены на основе этих принципов.

Предмет психологического исследования обладает всеми свойствами субъекта: активностью, целостностью, способностью развиваться. Субъект представляет собой целостную структуру, развивающуюся в процессе взаимоотношений с миром и фиксирующую модели совершенных взаимоотношений, актуализация которых проявляется в поведении и деятельности, Модели фиксированных взаимоотношений — это компоненты субъекта как системного образования. Многообразие моделей отражает всю историю становления субъекта в фило и онтогенезе. Различные стороны предмета исследования (например, структура субъекта, закономерности его формирования и активности) не могут быть изучены в отрыве друг от друга, поскольку именно их подобие служит обоснованием возможности реконструкции ненаблюдаемых составляющих по характеристикам наблюдаемых (Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).

Семинар № 3. Основные принципы методологии психологии

1. Объяснительные принципы психологии:

2. взаимодействие,

3. эволюция,

4. детерминизм,

5. целостность,

6. единство внешнего и внутреннего,

7. активность,

8. субъектность.

9. Статус принципов

Литература:

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Учебник. «Питер», 2006, 320с

2. Петровский А. В.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

3. Пономарев Я А. Методологическое введение в психологию. – М.: «Наука», 1983. – 205 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.