Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические проблемы исследования






Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в эпоху научно-технической революции, когда крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которые используются в исследовательской практике.

Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии, т.е. пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования, не передоверяя эту работу лишь специальной философской дисциплине — логике и методологии научного исследования (Андреева Г.М., 2006).

В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода

1. Общая методология некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует наиболее общие принципы, которые осознанно или неосознанно применяются в исследованиях. Так, для психологии необходимо определенное понимание вопроса развития личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Естественно, философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.

2. Частная (или специальная) методология совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.

В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом, именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек — субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, таким образом, «открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса — и полюс объекта, и полюс субъекта» (Леонтьев А.Н., 1975). В процессе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир, удовлетворяет свои потребности. В этом же процессе рождаются новые потребности, и, таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которою развивается сама человеческая личность.

3. Методологиякак совокупность конкретных приемовисследования, что, в свою очередь, иногда подразделяется на метод(стратегия исследования) и методику(способы фиксации эмпирических данных, иногда также называемые техникойили техниками)(Корнилова Т.В., 2002). Впрочем, термин «метод»употребляют в русском языке и для обозначения двух более высоких уровней методологии, в то время как в ряде других языков, например в английском, отсутствует термин «методика», поэтому иногда весь обозначенный блок приемов обозначается также термином «методология».

Естественно, такой разнобой в использовании терминов (Корнилова Т.В., 2002), не может удовлетворять. Тем не менее, предложенная иерархия различных методологических уровней весьма полезна: ее суть заключается именно в том, чтобы не допускать сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Вместе с тем эта зависимость не является абсолютной: конкретные методические приемы могут применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентаций, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.

1.2. Понятие «метод» и «методика» и их развитие в психологии

Метод определяет познавательное отношение исследователя к объекту изучения в целом. Метод должен быть равно применим к исследованию структуры объекта, процессов его формирования, развития, а также всех аспектов взаимоотношения с окружающим миром, всех характеристик, выявление которых предписывается общедисциплинарными, то есть общими для психологии как единой дисциплины, принципами, нормами. Следует заметить. Что в «обыденном психологическом языке» термин «метод» употребляется по отношению т к собственно методам, и неточно – к методикам и частным приемам.

Враннем периоде развития психологии на роль основного метода претендовал метод интроспекции. Предполагалось, что предмет психологического исследования доступен именно интроспекции, то есть методу, специфичному для психологии и отличающему ее от других научных дисциплин. К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психологического исследования хотя бы потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Уже это обстоятельства лишают интроспекцию статуса основногометода.Не менее важно, что интроспекция может быть применена лишь к небольшой части генеральной совокупности объектов, соответствующей предмету психологии. Из этой совокупности исключаются животные, дети; представители некоторых культур; лица с психологическими и неврологическими поражениями; лица, находящиеся в специфических состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность) или подлежащие судебно-медицинской экспертизе; группы и коллективы как предмет психологического исследования.

Применение самонаблюдения как методического приема сталкивается с непредсказуемой зависимостью результатов интроспекции, от культурной принадлежности субъекта; степени овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией и т.д.; соотнесения нескольких «внутренних планов» при совмещении основной деятельности и самонаблюдения; установки испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем и др. Поэтому интроспекция также не является методикой психологического исследования и может рассматриваться лишь как неизбежное условие применения некоторых методик психологии (например, опросников) или вспомогательный прием сбора эмпирического материала (рассуждения вслух при решении задач, отчеты испытуемых).

Метод понимания также претендовал на статус основного метода психологии. Предполагалось, что понимание является особым методом познания, отличающим цикл гуманитарных дисциплин от естественно-научных (Дильтей, 1996). Критика интроспективного метода (см. выше) в общих чертах распространяется и на метод понимания, поскольку он применим лишь к ограниченной части совокупности объектов исследования и может касаться лишь потенциально осознаваемых феноменов. Поэтому понимание не может иметь статус метода.Самостоятельными методамине могут считаться ни наблюдение, оно представляет собой тип исследования, характерный для начальных стадий развития парадигмального (теоретического) знания и обеспечивающий разнообразные классификации объектов и явлений предметной области; ни психологическое измерение - обеспечивает квантификацию (квантификация - количественное выражение, измерение качественных признаков (например, оценка в баллах мастерства спортсмена) изучаемых объектов и явлений; не метод психодиагностики, который является фиксированной, стандартизованной формой специального психологического исследования, технологией. Ни один из перечисленных предполагаемых методов не представляет познавательного отношения исследователя к объекту изучения в целом.

В настоящее время методом психологии, определяющим познавательную позицию исследователя по отношению к предмету исследования, в соответствии с объяснительными принципами и общенаучными ценностями и вытекающим из общенаучного метода (гипотетико-дедуктивного), может быть экспериментально-реконструктивный метод.

Методика — конкретный набор операций и инструментов, позволяющий охарактеризовать ту или иную сторону исследуемого объекта в соответствии с методом исследования. Методика обеспечивают фиксацию эмпирических наблюдений и конструирование фактов. Методики создаются и развиваются для решения определенных исследовательских задач. Их пригодность как инструментов исследования оцениваются по тем же критериям, что и исследование в целом (о критериях дальше), атакже в соответствии с объяснительным принципам. Методология не связанна жестко с отдельными дисциплинами, поскольку исследования в этих дисциплинах подчинены общему методу. Например, регистрация активности нейронов используется в нейрофизиологии и психофизиологии, методики опроса в социологии н социальной психологии, хронометраж поведения (например, время реакции) — в различных дисциплинах и фактически во всех областях психологии и т.д.

Множественность (или даже избыточность) методик, предназначенных для одних и тех же или сходных сторон объекта отражает историю формирования методик; эта избыточность продуктивна, поскольку обеспечивает возможность обобщения сведенья об объекте, сопоставление, согласования различных (конкурирующих) его описаний.

Любое конкретное исследование строится в соответствии с общепсихологическим экспериментально-реконструктивным методом; оно планируется и реализуется в соответствии с предписаниями определенной парадигмы, используя точно сфокусированные методики, специализированные в различной степени, но всегда, при любой степени их «уникальности» прошедшие необходимые процедуры стандартизации. Подбор методик соответствует познавательным потребностям и возможностям парадигмы; уровню развития знания о предмете исследования (например, типы шкал, в которых оценены характеристики объекта изучения, степень контроля условий проведенияисследования и переменных); типу выдвигаемых гипотез в многообразии типов объектов. Все эти характеристики определяют тип исследования.

1.3 Понятие «наука». Основные термины

Понятие наука - это достаточно емкий и сложный по спектру показателей и характеристик термин. В «Большой советской энциклопедии» указано, что «наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания». По другим определениям наука – это система знаний о закономерностях и законах превращения одних форм материи в другие; постоянный процесс порождения нового знания на базе уже имеющегося; система развивающегося знания, творческая деятельность, обеспечивающая это развитие; инструмент, с помощью которого человек реализует возможность познания и наиболее целесообразного освоения и преобразования окружающего мира.

Научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.

Научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний. Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения. Продуктом научного исследования являются научные знания. Научные знания появляются лишь тогда, когда поставлена определенная цель, когда в результате применения соответствующих методов получены достоверные данные о рассматриваемых явлениях, систематизация и обработка которых позволила вскрыть закономерности, а также сделать логически обоснованные и аргументированные выводы и сформулировать новые научные положения.

В современной науке принято выделять два направления: фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования - это теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов. Итогом реализации фундаментальных исследований может быть не только открытие и описание новых, неизвестных ранее в науке законов, явлений или процессов, раскрытие механизмов и закономерностей их протекания, но и познание новых закономерностей, отталкиваясь от уже известных законов и явлений.

Прикладные научные исследования – исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач. Они имеют своей целью вполне конкретное использование фундаментальных знаний в практической деятельности людей, обоснование путей использования возможных положительных результатов в практической деятельности или ограждение человека от отрицательных последствий в экстремальных условиях применения новых знаний. Характерной особенностью таких исследований является возможность прогнозирования с достаточно высокой вероятностью сроков реализации поставленной цели, конечных результатов и их экономической эффективности.

Промежуточными между этими двумя крайними формами являются фундаментально-прикладные исследования - фундаментальные работы, как правило, крупного масштаба, комплексного характера, нацеленные на решение важнейших глобальных народнохозяйственных и социально-культурных проблем, например, проблем получения термоядерной энергии, сверхмощных лазеров, проблем борьбы со СПИДом и т.д. Они хоть и направлены на достижение практических целей, однако на пути к ним лежат еще не познанные наукой явления, свойства и закономерности, что не позволяет точно предвидеть исход работ.

Характерной особенностью современного периода развития общества является то, что практические задачи невозможно решить без комплексного научного исследования, имеющего признаки фундаментальности. При этом временной период, разделяющий фундаментальные разработки и их практическую реализацию, резко сократился. То, что раньше осуществлялось в науке на протяжении нескольких лет, а иногда и десятилетий, сегодня занимает месяцы и гораздо реже - годы. Это приводит к постоянному формированию все новых и новых направлений в науке. Отдельные направления объединяются в отрасль науки на основе общности объектов исследования. Конкретное научное исследование чаще всего реализуется в рамках одной отрасли науки, хотя случаи выполнения научного исследования на стыке двух и даже более отраслей науки не так уж редки и весьма плодотворны с позиций новизны полученных результатов. Совокупность направлений исследования, близких по своим целям, методам получения новых знаний и их приложению, объединяются в научную специальность.

Всякое научное исследование, относящееся к конкретной отрасли науки и научной специальности, должно начинаться с выбора цели исследования (предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлено исследование). Достижение поставленной цели должно обеспечиваться минимальным количеством решаемых научно-исследовательских задач, - только в таком случае научная работа может отвечать критериям квалификационной работы (на основании которой может быть присуждена соответствующая ученая степень).

Научную задачу можно определить как состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня.

Научная проблема - это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач. Проблема определяется как «поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований». Для своего решения проблема требует значительного углубления существующих представлений на основе результатов фундаментальных исследований, применения новых технологий или более совершенных технических средств. Такая ситуация постоянно возникает не только в области фундаментальных и прикладных исследований, но и в процессе объективного развития каждой из отраслей производства. Основным требованием к формулировке научной проблемы является то, что она должна включать минимально возможный круг задач, которые настолько связаны друг с другом, что без решения одной из них нельзя достаточно обоснованно решить проблему в целом. Увеличение без нужды числа задач, как правило, приводит к трудностям в формулировании конечных результатов, а иногда и к некорректности обоснования путей решения самой проблемы.

Тема научного исследования - раздел научной проблемы, который может разрабатываться самостоятельно на каком-то этапе ее разработки. Тема определяет название научного труда – концентрированное выражение сути научного исследования должно отражать существо проблемы, темы исследования, его цели, соответствовать содержанию. Научная общественность уже из названия должна получить ясное представление, что сделано в работе, какой основной научный результат выделяет данную работу из множества других. название работы должно определять область научных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию

Первичным результатом любого научного исследования является научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения справедливости выдвинутой гипотезы или идеи, достоверно отражающее реальную картину. Обобщение научных фактов позволяет сделать вывод - кратко и четко сформулированное заключение по конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований. При обсуждении результатов научного исследования нередко используется понятие аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Ступенями теоретического знания можно назвать идею (определяющее положение в системе взглядов, теорий, результатов и т.д.), умозаключение (мыслительная операция, с помощью которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным), концепцию («определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения.

Теория (греч. theoria - наблюдение, исследование) - это комплекс знаний в данной отрасли науки, общественной и производственной деятельности человека, учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления, логическое обобщение накопленного опыта, общественной практики, системы идей в той или иной отрасли научного познания. Теория представляет собой не непосредственное, а идеализированное отражение изучаемой деятельности или явления, соответствующее реальной картине окружающей действительности.

Принцип (лат. principium - основа, первоначало) – основное, исходное положение теории, учения, науки. Под ним понимаются то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний, обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Так, в методологии научного исследования лежат такие принципы, как принцип диалектической противоречивости познания, принцип соответствия, принцип восхождения от конкретного к абстрактному, принцип диалектического отражения движения и т.д. Каждая отрасль науки имеет свои специфичные принципы (например, вариационные принципы механики).

Закономерность – объективно существующая и повторяющаяся (воспроизводимая) связь между критериями оценки состояния объекта (совокупностью признаков, изменяющихся в зависимости от факторов его функционирования, на основании которых проводится оценка состояния) и факторами (внешними и внутренними) его функционирования. В гуманитарной сфере закономерность определяется как объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.

Закономерности может быть присущ детерминированный или статистический характер. Закономерность детерминированного характера имеет место тогда, когда закономерность может быть описана не только на данный момент времени, а и в будущем. Закономерность статистического характера имеет место тогда, когда проявление закономерности в будущем можно описать только с определенной степенью вероятности. Если установленная закономерность распространяется на бесконечное количество объектов, а не относится только к данному объекту, то уже имеет место закон. По словам Ф. Энгельса, «форма всеобщности в природе - это закон». Подтвержденная научная гипотеза принимается в качестве ограниченной закономерности исследуемых явлений, а если установленные закономерности носят всеобщий характер, то это - закон.

При решении фундаментальных проблем нередко исследователь отталкивается от сформулированного им постулата. В энциклопедических источниках постулат (лат. postulatum - требуемое) определяется как утверждение (суждение), принимаемое в рамках конкретной научной теории за истинное, которое средствами этой теории невозможно доказать. В этом смысле постулат играет роль аксиомы, положения, принимаемого без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.