Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства, которые необходимо диагностировать у всех исследуемых.






Как отмечается многими авторами, сам факт и процедура детекции лжи является экстремальной ситуацией для обследуемых, тем более – для людей, не имеющих отношения к предмету исследования и к криминальному миру. Между тем, хорошо известно, что сама по себе экстремальная ситуация у некоторых лиц может существенно изменить их поведенческие, вербальные и психофизиологические реакции. Поэтому экстремальная ситуация процедуры детекции лжи является фактором, затрудняющим выявление истины. Для успешного преодоления этого затруднения необходимы ответы на следующие основные вопросы:

1. Связаны ли реакции обследуемого (психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные) с его причастностью к предмету исследования или обусловлены его низкой психоэмоциональной устойчивостью в экстремальной ситуации процедуры детекции? В этой связи достаточно очевидна целесообразность фоновой диагностики у всех испытуемых психоэмоциональной устойчивости.

2. Не менее актуален и вопрос, способен ли данный испытуемый, управляя своими эмоциями, существенно понизить проявление реакции на значимый вопрос или, напротив, склонен к чрезмерным эмоциональным «всплескам»? Это самым непосредственным образом зависит от уровня саморегуляции психоэмоциональных состояний, что, в свою очередь, говорит о целесообразности фоновой диагностики этого параметра.

3. Экстремальная ситуация детекции лжи у одних обследуемых может вызвать «реакцию кролика», а у других – «реакцию льва». Возникает вопрос, вызвано ли та или другая реакция объектом исследования или эта реакция обусловлена личностными особенностями обследуемого? В этой связи следует учитывать, что названные типы реагирования на экстремальную ситуацию обусловлены особенностями устойчивости функциональной асимметрии полушарий (ФАП) головного мозга и мышления. У одних индивидов экстремальная ситуация вызывает левополушарное смещение ФАП, приводящее к «реакции кролика», а у других - правополушарное смещение ФАП, приводящее к «реакции льва».. Это проявляется как во времени реакции (замедленной у первых и ускоренной у вторых), так и в эмоциональной окраске и степени определенности словесной реакции.

Поэтому результаты фоновой диагностики устойчивости ФАП и мышления способствуют правильной интерпретации поведенческих, психофизиологических и вербальных реакций обследуемого в процессе контрольной диагностики. Это говорит о целесообразности их фоновой диагностики.

4. Важным является вопрос о причинах избранной обследуемым стратегии поведенческих реакций на экстремальную ситуацию детекции лжи. Связаны ли ответы испытуемого с чрезмерной осторожностью, заторможенностью или обусловлены ситуативным обострением экзальтированности и бесшабашности? Следует учитывать, что экстремальная ситуация выступает в роли своеобразного катализатора индивидуально-типологических особенностей: возбудимые становятся еще более экзальтированными, тормозные – еще более инертными, рискованные – еще более бесшабашными, а осторожные – еще более пугливыми. В этой связи целесообразна фоновая диагностика баланса нервных процессов (как соотношения процессов возбуждения и торможения) и склонности к риску. Многие поведенческие реакции связаны с адекватностью самооценки.

Таким образом, при осуществлении фоновой диагностики на приборе «Активациометр» свойствами, которые необходимо диагностировать у всех исследуемых являются:

1. Психоэмоциональная устойчивость.

2. Психоэмоциональная реактивность (типологическая характеристика психоэмоционального состояния).

3. Типологическая характеристика активации левого полушария головного мозга.

4. Типологическая характеристика активации правого полушария головного мозга.

5. Типологическая характеристика функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

6. Надежность в экстремальной ситуации.

7. Устойчивость функциональной асимметрии полушарий головного мозга, обусловливающая устойчивость мышления.

8. Стабильность.

9. Способность саморегуляции психических состояний.

10. Тип мышления.

11. Адекватность самооценки.

12. Склонность к риску.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.