Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории детекции лжи






Теория угрозы наказания.

В основе этой теории лежит допущение, что состояние, связанное с переживанием за свою судьбу, за свое будущее, находит свое отраже­ние в психофизиологических процессах. Человек, совершивший проти­воправное действие, прекрасно понимает, что в случае его разоблаче­ния, он будет наказан. Угроза возможности наказания вызыва­ет эмоциональное напряжение.

Попытка обмануть следствие, отрицая свою причастность к расследуе­мому преступлению - это стремление избежать наказания за содеян­ное преступление. Даже, если вероятность спасения практически равна нулю, надежда умирает последней.

Таким образом, угроза наказания за совершенное преступ­ление является, согласно теории угрозы наказания основным фактором, активизирую­щим ответные психофизиологические реакции организма человека при детекции лжи.

Соглашаясь с основными положениями этой теории, сделаем, однако два замечания.

Во-первых, эта психофизиологическая по своей сущности теория опирается только на психофизиологических свойства и психические состояния и не учитывает наличия в структуре человека свойств, находящихся на других иерархических уровнях (Ю.А.Цагарелли, 2002). Поэтому данная теория страдает неполнотой.

Во-вторых, следует учитывать, что величина эмоционального напряжения отнюдь не является всеобщей константой. Она зависит от двух основных факторов: а) от строгости предполагаемого наказания (у психически нормального человека величина напряжения прямо пропорциональна строгости предполагаемого наказания). В этой связи не следует использовать полиграф для раскрытия незначительных проступков, не предусматривающих наказания; б) от индивидуальной психоэмоциональной устойчивости. Описание индивидуальной психоэмоциональной устойчивости и ее диагностики представлено в работе Ю.А.Цагарелли (2002).

 

Теория активации.

В основе этой теории (Borland, 1988) лежит утверждение о том, что каж­дый из задаваемых вопросов или предъявляемых стимулов, имеет свою величину активации нервных процессов в организме и, соответственно, будет вызывать определенный уровень ответных реакций. Предполага­ется, что социально значимый вопрос, связанный с преступлением, зна­чительно сильнее возбуждает нервную систему по сравнению с нейт­ральными вопросами, не касающимися темы проверки. Например, при расследовании убийства, совершенного ударом ножа в область сердца, на вопросы, выстроенные по классической схеме: " Как Вы считаете, чем был убит художник " X": (выстрелом из гранатомета, ударом бутылки, выстрелом из пистолета, ножом, удавкой и т.д.), человек, не владеющий этой информацией, будет практически одинаково реагировать на все вопросы. Человек, которому известен способ убийства гражданина " X" дает повышенную реакцию на слово " ножом". Грань значимого и нейт­рального вопросов определяется осведомленностью подозреваемого о деталях преступления. Чем ближе по содержанию вопрос к сути рассле­дуемого преступления, тем сильней реакция организма, фиксируемая полиграфом.

Эта теория несомненно заслуживает внимания, так как истинность ее основного постулата не вызывает сомнения.

Дело, однако, в том, что в практике полиграфических исследований традиционно используют активацию лишь ограниченного круга реакций физиологического уровня, занимающего более низкое иерархическое положение (пульс, тремор, КГР). Из показателей, занимающих более высокое иерархическое положение, в частности - активации головного мозга, на некоторых моделях полиграфа используют лишь регистрацию отдельных биоритмов головного мозга (альфа-, бета-, тета-). Это связано, однако, с большой сложностью процедуры диагностики и интерпретации ее результатов.

Вместе с тем особый интерес представляет регистрация активации каждого полушария головного мозга в отдельности. Во-первых, такая активация включает в себя активацию отдельных зон и биоритмов. Поэтому она очень информативна. Во-вторых, диагностика активации отдельно каждого полушария с учетом его специфики дает возможность качественного и количественного анализа эмоциональных и когнитивных реакций человека на задаваемые вопросы.

 

Условно-рефлекторная теория.

Согласно этой теории человек появляется на свет с рядом врожденных механизмов акти­вации эмоций (Я. Дембовский, 1959). Эмоции взаимосвязаны с безусловными (врожденными) и условными (приобретенными) рефлексами. В основе условных рефлексов лежит жизненный опыт человека, его знания.

Субъективное отношение человека к отдельным событиям, предметам не появляется с рождением, а приобретается за счет собственного или чужого опыта. Поэтому, в субъективной оценке возможных явлений, событий, большое значение имеет приобретенный опыт, который влияет на выраженность эмоционального напряжения.

Человеку не обязательно иметь свой личный опыт, связанный с со­вершением убийства, изнасилованием, чтобы демонстрировать опреде­ленную психофизиологическую реакцию на вопросы, связанные с этими преступлениями. Достаточно понимать, что это зло и оно наказуемо, осуж­дается обществом, церковью, преследуется по закону и, самое главное, несет негативные последствия лично для него.

Если у подозреваемого отсутствует критичность сознания и он не по­нимает противоправности своих действий, то это может привести к серьезным затруднениям при прове­дении полиграфной проверки.

Это хорошо иллюстрируется рассказом одного из американских операторов полиграфа. Он проводил расследо­вание изнасилования. Проведя тщательную полиграфную проверку подо­зреваемого и не получив каких-либо подтверждений его причастности к преступлению, он был готов написать отрицательное заключение. Одна­ко, во время послетестовой беседы, рассматривая повторно фабулу дела, он, к своему ужасу и удивлению выяснил, что накануне подозреваемый поссорился со своей жертвой, после чего решил ее напугать. Придя к ней домой, он силой раздел ее, уложил на диван, вступил с ней в половой контакт, сделал несколько движений, встал и заявил: " Если ты будешь и впредь относиться ко мне так, как сейчас, я тебя изнасилую! ". Как оказа­лось, подозреваемый был убежден, что он не насиловал, а просто пугал жертву. Техасский ковбой был уверен, что под изнасилованием подразу­мевается процесс, завершаемый семяизвержением во влагалище. Он же этого не сделал, а просто " попугал" жертву. Таким образом, примитивность в оценке своих действий, непонимание социальных последствий поступ­ка привело к отсутствию осознания виновности и, как следствие, - к отсут­ствию соответствующих реакций на значимые вопросы.

Практический вывод, который можно сделать на основе положений условно-рефлекторной теории, заключается в том, что при проведении полиграфных проверок следует учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности исследуемого. Кроме того, не следует ограничиваться учетом только объективной тяжести преступления. Не менее важно учитывать субъективную оценку подозреваемым тяжести преступления. Это хорошо согласуется с известной формулой С.Л. Рубинштейна, согласно которой внешние воздействия влияют на человека через призму внутренних условий.

Информационная теория эмоций.

Согласно информационной теории эмо­ций, созданной П.В. Симоновым (1975), величина эмоционального напряжения, в основном, зависит от трех факторов:

1) от потребности в совершении какого-нибудь действия, поступка, изменении социального положения. Например, желания подо­зреваемого уйти от уголовной ответственности;

2) от информации, необходимой для того, чтобы избежать ответствен­ности за содеянное преступление;

3) от имеющегося в наличии объема информации о реальном собы­тии.

Эта зависимость выражается формулой:

 

Э = П (Ин-Ис),

где: Э - степень эмоционального напряжения,

П - потребность в устранении негативных последствий,

Ин - информация необходимая,

Ис - информация существующая.

При проведении полиграфных проверок положения этой теории целесообразно учитывать для лучшего понимания причин психоэмоциональной напряженности подозреваемого. Поскольку величина психоэмоциональной напряженности прямо пропорциональна потребности в устранении негативных последствий, умноженной на дефицит необходимой информации, следует учитывать общие и индивидуальные детерминанты формирования этих факторов.

Общей детерминантой формирования потребности в устранении негативных последствий является величина этих последствий, обусловленная тяжестью преступления (правонарушения). Чем тяжелее преступление и больше величина последствий, тем сильнее потребность в устранении негативных последствий.

Индивидуальные же детерминанты потребности в устранении негативных последствий связаны с индивидуальным опытом и индивидуально-психологическими особенностями испытуемого. Так, известны случаи, когда люди, проведшие многие годы в местах лишения свободы, после освобождения вновь совершали преступление только для того, чтобы снова вернуться в колонию. В «Золотом теленке» И.Ильфа и Е.Петрова описан персонаж, который постоянно сидел в тюрьмах за вознаграждение вместо настоящих преступников. Потребность избежать наказания, связанного с лишением свободы, для таких правонарушителей отсутствует. Поэтому при проведении полиграфных проверок следует учитывать «тюремный стаж» испытуемого и его отношение к лишению свободы.

Индивидуальными детерминантами, влияющими на уровень потребности избежать наказания, являются такие индивидуально-психологические особенности человека как эмоциональная чувствительность, тревожность. Чем выше уровень проявления этих качеств у подозреваемого, тем больше потребность избежать наказания.

Человеку, совершившему правонарушение, для избежания наказания необходимо обладать информацией (Ин), отвечающей на вопрос: действительно, следователю что-то известно о совершенном им пре­ступлении или же он попал под подозрение случайно. При этом информа­ция существующая (Ис), т.е. та, которой реально обладает по этому вопросу правонарушитель, как правило, меньше информации необходимой (Ин). Из формулы вытекает, что чем сильнее потребность избежать наказа­ния, тем больше правонарушителю надо иметь информации по расследуемому делу. Чем он меньше ею владеет, тем выше его эмоциональное напряже­ние.

Эта теория достаточно полно характеризует информационные меха­низмы, определяющие величину эмоциональных реакций при проведе­нии полиграфных проверок. Однако данная теория не учитывает состо­яние функционального уровня человека, на фоне которого протекают информационные процессы. Известны случаи, когда многосуточными беспрерывными допросами человека доводили до такого состояния, что резко изменялись его жизненные потребности, восприятие окружающей действительности, оценка значимости ситуации. Если на первом этапе доминировало желание уйти от ответственности, остаться живым, то впоследствии, даже смерть, становилась желанной.

 

Мотивационная теория.

Мотивационная теория описана В.А. Варламовым и Г.В. Варламовым (2000). В этой теории предпринята попытка объединить на основе понятия «мотивация» теорию угрозы наказания, теорию активности, условно-рефлекторную теорию и информационную теорию П.В. Симонова. Все они, по мнению авторов, определяют уровень мотивации как сложный социально-биологичес­кий процесс, накладывающийся, в свою очередь, на функциональное состояние индивидуума.

Согласно этой теории, психофизиологические реакции организма в процессе проведения полиграфной проверки представляют собой комплексную систему, и выч­ленение из нее каких-либо составляющих не дает исчерпывающей информации о наличии реального стресса на те или иные вопросы тестов и сведений, о механизмах, лежащих в его основе.

Авторами предложена следующая формула:

 

ЭН = УМ + ФСО + ИО,

где: ЭН - эмоциональное напряжение,

УМ - уровень мотивации,

ФСО - функциональное состояние организма обследуемого,

ИО - индивидуальные особенности нервной системы.

 

Эта формула, по мнению авторов, позволяет объединить практически все существующие теории полиграфных проверок, где реакции человека, связанные с эмо­циональным напряжением, выступают как единая, неделимая комплек­сная система. Авторы считают, что специалист полиграфа должен рассматривать че­ловека как сложную адаптационную систему, имеющую различные мотивационные уровни и индивидуальные особенности динамики активно­сти различных физиологических подсистем, уметь анализировать не только типологические особенности, но и индивидуальный характер вне­шних и внутренних реакций.

В сравнении с другими теориями мотивационная теория имеет, по нашему мнению, ряд преимуществ. Во-первых, она разработана непосредственно для решения проблемы детекции лжи и основана на большом эмпирическом опыте авторов в этой области. Во-вторых, согласно этой теории при составлении заключения следует учитывать индивидуально-типологические свойства нервной системы. В-третьих, в ней проанализированы и учтены положения других теорий по данной проблеме. В-четвертых, эта теория основана на идее комплексного подхода, который по своей сущности наиболее близок к системному подходу, что особенно импонирует. Поэтому мотивационная теория детекции лжи является существенным вкладом в продвижение сложной и многоаспектной проблемы детекции лжи.

Однако и эта прогрессивная теория, имеет недостатки, обусловленные современным состоянием проблемы детекции лжи.

Основным недостатком является то, что, декларируя комплексный подход, авторы фактически его не используют. Так, из всех иерархических уровней структуры свойств человека фактически исследуются и учитываются свойства только трех нижних уровней: соматического, психофизиологического и психических состояний с основным акцентом на психофизиологические свойства. Это отражено уже в самом названии труда: «Психофизиология полиграфных проверок». Свойства же остальных четырех уровней (психических процессов, психологических свойств личности, социально-психологических свойств, социальных свойств) фактически не исследуются и не учитываются. Хотя необходимость их учета неоднократно декларируется.

С точки зрения системного подхода недостаточно корректна предложенная авторами формула, ибо указанные в ней слагаемые эмоционального напряжения (ЭН) не имеют общего системообразующего критерия и общей единицы измерения. Сложно понять, каким образом и в каких единицах измерения уровень мотивации (УМ) можно практически соотнести с функциональным состоянием организма обследуемого (ФСО), а также с индивидуальными особенностями нервной системы (ИО). Кроме того, в книге отсутствуют какие-либо доказательства того, что все три указанные в формуле факторы одинаково (т.е. по 33, 3% каждый) обуславливают эмоциональное напряжение (ЭН). Вполне вероятно, например, что индивидуальные особенности нервной системы (ИО) влияют на эмоциональное напряжение (ЭН) существенно меньше, чем уровень мотивации (УМ) или функциональное состояние организма обследуемого (ФСО). Тем более что разные свойства нервной системы оказывают на эмоциональное напряжение весьма разное воздействие. Это характерно и для многочисленных функциональных состояний организма, характеризуемых десятками показателей.

Поэтому, на наш взгляд, пока нет достаточных оснований вычислять величину эмоционального напряжения (ЭН) путем простого арифметического сложения показателей мотивации (УМ), функционального состояния организма (ФСО) и индивидуальных особенностей нервной системы (ИО).

Другое дело, что при проведении детекции лжи целесообразно учитывать указанные в анализируемой формуле индивидуальные особенности обследуемого.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что приведенный выше анализ наиболее значительных теорий детекции лжи показывает, что основной причиной недостатков, характерных для существующих теорий детекции лжи является неиспользование или недостаточное использование системного подхода. По этой причине соответствующими недостатками страдает и практика детекции лжи. Такое положение вещей представляется совершенно естественным, так как практика детекции лжи самым непосредственным образом зависит от теории, на которой она основана. Кроме того, недостаточное использование системного подхода и связанные с этим недостатки характерны для теории и практики традиционной психологической диагностики вообще. Поскольку детекция лжи во многом основана на традиционной психологической диагностике, она закономерно впитала в себя не только ее достижения, но и ее ошибки.

Для продвижения проблемы детекции лжи (как, впрочем, и любой другой) важность учета недостатков имеющихся методов и аппаратуры трудно переоценить. Поэтому рассмотрим эти недостатки более подробно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.