Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднепервобытная родовая община. (ППРО)






Общая хронология этого периода приблизит. 10 тыс. лет назад до времени образования государственности.
Ближний Восток ≈ от 10 до 5 тыс. лет назад
Южная Африка ≈ 19 век н.э.
Океания ≈ 3 тыс. лет назад.
Таким образом, этап ППРО более короткий относительно эпохи раннеродовой общины. Завершается освоение ойкумены (суши). Главная черта хозяйственного развития – переход к земледелию и скотоводству (неолитическая революция).
Племена формируются двух видов: скотоводческие (пастушьи) и оседло-земледельческие.
ППРО характеризуется сдвигом в семейных отношениях. Переход от полигамии к моногамии произошел неполный, т.к остались пережитки прошлого (многоженство). Семейные отношения выделяются двух видов: 1) патриархальный вариант; 2)матриархальный вариант. Патриархальные семейные отношения утверждались постепенно по мере роста экономического и социального положения мужчины в обществе.На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак.Эндогамия – обычай заключать браки только с представителями своего племени.
В социальных отношениях идет переход от родовой стадии развития к племенной. Племя состоит из нескольких родов (от 2 до 12 родов). Возникает должность выборный племенной вождь. В племени правит триада (вече), вождь и постоянные родовые старейшины. К концу ППРО наметился переход от племенной формы организации к более сложной высокоразвитой форме – племенная конфедерация (союз племен). Они образуются на военной основе. Примерами племенных союзов, существовавших в 19 веке, являются зулусы, матабеле (Африка); арауканы (Чили, Аргентина); ханты, манси, якуты (Сибирь); ирокезы, Апачи, юты, шошоны (Северная Америка).

Развитие социального строя шло от родовой общины к племени и далее к союзу племени.

Родовая община → Племя классического типа → союз племен (конфедерация).

Формы хозяйства:
1) Примитивное скотоводство с характерной специализацией на 1-2 видах скота. Например, оленеводы крайнего Севера Евразии, Северной Америки.
2) Интенсивное мотыжное земледелие без пахотных орудий и тяглового скота, оседлое животноводство. Например: папуасы, некоторые племена Северной Африки (река Нигер, р. Сенегал), ирокезы, крики, делавары (восточная часть Северной Америки).
3) Пашенное земледелие сочетающееся с оседлым животноводством. Например: семанги (Малайзия), тода (Южная Индия). Данный вариант хозяйства является наиболее развитым и прогрессивным, именно на его основе существовали народности древней Европы: славяне, германцы, кельты, Балты, илиры, фракийцы.

В целом, формы хозяйственной деятельности на стадии ППРО разнообразны, их развитие зависит от природных условий, от уровня технической оснащенности человека и от численности населения. Освоение новых форм хозяйства было тесно связано с изменениями семейной и общественно-политической организации первобытных людей.

Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться. Сходные явления происходили в области распределения пищи. Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально. Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало существование специфических половозрастных групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д. Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности.

Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов. На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, еще не наследовалось. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером - сыну, племяннику и т. п. При этих условиях у него было больше шансов в свою очередь стать лидером. Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и вне семейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.