Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие брачно-семейных отношений в раннепервобытной родовой общине.






Вместе с появлением раннеродовой общины возникают брак и семья, т.е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству. В период возникновения раннепервобытной родовой общины возникает групповой брак – группа мужчин и группа женщин одного возраста (не инцест). Они сообща ведут хозяйство. В такой семье нет понятия «сирота», если родитель умирал, то его забирали другие члены группового брака, потому что они жили в рамках одной семьи. С точки зрения поселения супругов для того периода был характерен матрилокальный брак, то есть кросскузены селились в роду жены. Развод был возможен, брак заключался по добровольному согласию без каких-то особых обрядов и в течение жизни мужчины и женщины женились и выходили замуж по 6-8 раз. В чистом виде эта форма брака до наших дней не сохранилась. От брачного обычая остались пережитки. Виды брачно-семейных отношений:

1) левират – обычай, по которому вдова должна была вновь выйти замуж за родственника умершего супруга. Но при условии, если родственник не женат. Такой обычай известен у народов Северной Африки, Аравии, Центральной Азии. В основном это кочевые народы. В России такой обычай не знают. В восточных странах он доживает до Нового времени.

2) Сорорат (от слова «сорор» - сестра) – муж берет в жены двух женщин (они сестры). Дети считаются общими. Впоследствии, в Средневековье сорорат перерастает в явление, когда после смерти жены муж берет её сестру. Известен у народов Индии, Индокитая, у славян не было.

3) Полиандрия – многомужество. У славян такого обычая не было. Она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана. Различаются " братская" форма П. (тибетцы) и " неродственная" (например, Южная Индия).

4) Кросскузенный брак – брак между детьми двоюродных брата и сестры. Например, в браке у людей рождаются дети, потом мальчики уходят в чужой род, а девочки остаются. Дальше девочек выдают замуж, мальчики женятся, у тех и у других появляются дети, и формально эти самые дети родственниками не считаются, хотя реально они двоюродные братья и сестры – и между ними-то и заключается брак.

5) Гетеризм – обычай, по которому девушка перед вступлением в брак вступает в половые отношения со своими потенциальными мужьями из соседнего рода. Гостеприимный гетеризм – право мужчины на своих потенциальных жен из другого рода. В дальнейшем, в Средние Века, гостеприимный гетеризм превращался в право мужчины на жену или дочь хозяина. В некоторых случаях, гостеприимный гетеризм имел под собой практические основания: например, в племенах, которые живут замкнуто, и отношения переходят в ранг кровосмесительных, появление такого человека было шансом влить новую кровь.

14.Особенности брачно-семейных отношений в период раннепервобытной родовой общины:
1)Наличие пережитков группового брака;
2)Узы непрочны и легко расторжимы;
3)Брак характеризуется полным равенством обоих супругов, иногда женское слово главенствует;
4)Парная семья не является экономической ячейкой общества, хозяйство ведет вся община в целом;
5) В парном браке присутствует терпимое, а иногда и поощрительное отношении к до- и внебрачным половым связям. Невеста считается более престижной, если у нее есть дети.

Форма брака и семьи на стадии позднепервобытной родовой общины.

Общая хронология этого периода – 10 тысяч лет назад до времени образования государственности.

Позднепервобытная родовая община характеризуется изменением в отношениях – моногамия (создание семьи современного типа). Однако были и те, кто по-прежнему придерживался полигамии. Переход к моногамии проходил 2 путями: патриархат и женоуправляемые племена.

Патриархальные семейные отношения утверждались постепенно по мере роста экономического и социального положения в обществе. Пример: пашенное земледелие – мужчина, искусственное орошение земли – мужчина. Он передает и имя, и право наследования. Патриархальный тип семьи. Иногда этого не происходит: мотыжное землевладение, советом управляли женщины (племя ирокезов). Если животноводство имеет оседлый характер, то пережитки матриархата (народы Индии, Индонезии, Южной Африки).

На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Эндогамия – внутриродовые брачные связи. Как и раньше брак был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. Браки долгое время оставались кросскузенными (одна из исторических форм брака; брак с дочерью брата матери или сестры отца), но с расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться свадебная обрядность.

Возникновение трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а, по мнению других, укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям. Словом, уже наблюдались какие-то зачатки превращения парной семьи в позднейшую малую, или моногамную. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и родовая община находились в состоянии усиливавшегося противоборства.

В обществах с ранним производящим и высокоспециализированным присваивающим хозяйством общинно-родовая организация не претерпела принципиальных изменений, но заметно усложнилась. Это относится как к структуре общины, так и к характеру родовых связей.

Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию связей на межобщинном уровне. Укрепление межобщинных отношений способствовало развитию таких по большей части зародившихся уже раньше институтов, как гостеприимство, побратимство и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.