Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политогенез. Понятие «государство», его признаки. Феномен раннеклассового общества.






Понятие " политогенез " было разработано в отечественной науке Л. Куббелем, использовавшим его для обозначения процесса становления государства. Однако к настоящему времени стало очевидно, что процессы эволюции архаических обществ нельзя сводить исключительно к становлению государства - это лишь их частный случай. Предлагаемое нами понимание данного термина кажется более оправданным и этимологически, ибо еще древнегреческие авторы употребляли термин " politeia" для обозначения политического устройства любого типа.

Классические теории политогенеза объясняют появление первых государств в догосударственном мире. Однако при изучении истории интересно не только возникновение первых государственных или полугосударственных образований в данном регионе, но и распространение государственности. Цирель С. (российский социолог, экономист, историк) считал, что существуют два пути распространения государственности. Первичные государства образуются при сложении соответствующих условий (понимаемых по-разному разными авторами), но в отличие от самых первых государств, с той или иной степенью заимствования институтов у уже существующих государств. Вторичные государства образуются при неготовности к государственности (формированию большой политии, то есть большого государства), их образование вызвано главным образом необходимостью противостоять более развитым соседям или желанием поживиться накопленными ими богатствам (самым наглядным примером являются огромные кочевые империи). Как правило, такие государства менее устойчивы, чем первичные.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Признаки государства.

Государство как особая организация политической власти отличается от родоплеменной организации тем, что:
1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, населения в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориях альных единиц)
2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;
3) для государства характерна особая публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);
4) содержание такой власти требует значительных затрат и осуществляется за средства, поступающие от сбора налогов;
5) главным орудием в руках государства для управления людьми есть закон - нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права)

Государство как новая форма организации общества возникает на определенном этапе истории с необходимостью, прежде всего, в силу 'потребностей экономического развития общества в процессе изменения материальных условий жизни, а также формирования его классовой структуры: оно есть проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач. С изложенных позиций можно выделить закономерности возникновения государства, которые характеризуются следующими основными связями:

1) Экономическое развитие общества в силу объективных причин достигает определенного уровня, при котором:

а) усложнившиеся формы организации хозяйственно-экономического процесса выживания общества не могут обеспечиваться устаревшей родоплеменной организацией; б) в силу развития производительных сил (пахотное земледелие, скотоводство и селекция, развитие ремесел и обмена) появилась возможность присвоения с последующим накоплением части произведенного общественным трудом продукта отдельными группами лиц, появляется частная собственность.

2) Социальное имущественное расслоение общества означает деление общества на классы и приводит к сознательному стремлению экономически господствующих классов к закреплению в их руках накопленной частной собственности, к закреплению экономического влияния внеэкономическим, политическим, то есть влиянием через государственное устройство общества. Что неминуемо ведет к классовой борьбе не только за общее положение в обществе, но и за государственную власть в особенности.

3) Возникает потребность в особой силе - государстве, возвышающейся над обществом в качестве посредника для усмирения столкновения классов и решения на этом фоне общих хозяйственных и других наиболее важных организационных вопросов: как в интересах всех членов общества, так и, прежде всего, в интересах тех лиц и групп, в чьих руках находятся средства экономического и политического воздействия.

Все указанные процессы развиваются в различных естественно-географических и исторических условиях по-разному, неравномерно и не одновременно. Это позволяет говорить еще об одной закономерности - неравномерности общественного развития, то есть разновременности прохождения различными отрядами человечества определенных исторических этапов, о влиянии на этот процесс не только объективных, но и субъективных факторов, что является одной из самых фундаментальных закономерностей.

Степень влияния различных исторических факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства у различных народов проявляется по-разному. Неравномерность возникновения государственности у разных народов в теоретическом плане обычно раскрывается через характеристики так называемого восточного (азиатского) пути возникновения государства и права (с его " азиатским способом производства") и западного пути. Такое деление весьма условно: " западный" путь полагают характерным, главным образом, для стран Западной Европы; возникновение государства во всех иных регионах мира в этом случае относят к " восточному" типу.

Ряд авторов исходит из того, что первичные государства проходят две основные стадии развития. Первая ассоциируется с древневосточным земледелием. Вторая стадия относится к периоду античного (Древняя Греция, Древний Рим) рабовладения. Так, к восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н.э. в долине реки Нил - Египетское царство, в Азиатском Междуречье рек Тигра и Евфрата – Шумерийские и другие государства Древнего Вавилона, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.), в долинах рекИнда и Ганга - Древнеиндийские, в долинах Янцзы и Хуанхэ - Древнекитайские государства (II тыс. до н.э.) и др. Они составили пояс первичных цивилизаций в наиболее благоприятных для земледелия и скотоводства климатических и ландшафтных условиях, простиравшийся от Средиземного моря до Тихого океана в полосе приблизительно между 20-40 градусами северной широты.
Среди наиболее характерных черт и особенностей этого восточного пути возникновения государства отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие:

1) наличие значительных остатков первобытнообщинного строя;

2) существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого, необходимость применения коллективного труда на строительстве крупных ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, при обработке земли, возделывании сельскохозяйственных культур и развитии животноводства. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными' правилами она распределяла и перераспределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли. Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока коллективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, так же как и на другие средства производства в этих странах, как и возникновение классов не оказали столь существенного влияния на первоначальном этапе государственного строительства, в отличие от " западного" пути. Напротив, процесс возникновения государственности сам стал мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев общества.

 

Феномен раннеклассового общества.

Политическое господство классов в этих странах возникало, как правило, на основе отправления представителями привилегированных слоев общества какой-либо руководящей общественной функции, общественной должности - первоначально выборной, а затем - наследственной. Одной из главных предпосылок как образование государства, так и образования классов " по восточному типу" было использование властвующими слоями складывавшегося аппарата управления и контроля над экономическими, политическими, военными и иными важнейшими функциями социального развития. Родоплеменная знать сосредоточивает в своих руках " власть-управление", суть которой состоит в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, такой управляющий терял и эту " собственность").

Восточный путь возникновения государства в большей степени, чем западный представлял собой весьма медленное, плавное перерастание родоплеменного общества в государственное. Так, в Двуречье (Азиатском Междуречье) с его превосходными условиями для оседлого ирригационного земледелия период от первых земледельцев до раннеклассового общества составил примерно 2500 лет, а в Малой Азии, где водные ресурсы ограничены, - не менее 5000 лет.
Западный путь (или вторая стадия) развития раннеклассовых государств отличается высоким уровнем рабовладельческого способа производства, отсутствием сколько-нибудь значительных остатков первобытнообщинного строя, высокой степенью мощи рабовладельческой государственной машины и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, " образцами" жестокого и беспощадного насилия и подавления масс населения. Экономическую основу этих государств составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Ведущим государство образующим фактором на территории Западной Европы было классовое расслоение общества на основе интенсивного формирования частной собственности на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Классическим примером возникновения государства из противоречий, развивающихся внутри родового строя, могут быть Афины Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.). Солон (VI в. до н.э.) в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные - только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании. Разумеется, речь идет исключительно о свободных гражданах, поскольку рабы рассматривались в качестве " говорящего орудия" и по своему положению приравнивались к рабочему скоту. Клисфен в 509 г. до н.э. осуществил реформы, которые привели к окончательной ликвидации остатков родового строя. Он разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся административных округов. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и ослабление власти их родовой знати. Формированию государства древних римлян способствовала более, чем 200-летняя борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся поначалу к управлению делами общества. Реформой Сервия Туллия (578-534 гг. до н.э.) плебеи были введены в состав римской общины. Все римские граждане, как патриции, так и плебеи, по имущественному признаку были поделены на 6 классов и связаны обязанностью нести воинскую службу. Причем голоса богатых и самых богатых классов заведомо составляли большинство на общем собрании римского народа так, что голоса остальных уже не имели значения. Население города было распределено по территориальному признаку на четыре административных округа. Возникновение государства у древних германцев ускорилось с завоеванием огромной территории Римской империи, для господства над которой родовая организация не была приспособлена. Имущественная дифференциация и социальное расслоение германских племен привели постепенно к формированию по преимуществу профеодального общества (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как личную свободу, так и собственность на землю). Примерно таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы: в Древней Руси, Ирландии и других. При этом представляется важным отметить, что более развитый рабовладельческий способ производства в ранних европейских государствах, возникших позже восточных, позволил им в короткий исторический срок обогнать в своем развитии древневосточные государства. Западное общество затем на долгое время стало " локомотивом истории" и в решающей степени влияло на весь ход человеческого прогресса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.