Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И баланс. Ближние микрофоны нужны чтобы добавить прозрачность/разборчивость. 5 страница






 

Стереофоническое звучание по сравнению с монофоническим способно в большей степени приблизить звучание к естественному, и как бы перенести слушателя в то помещение, где исполняется данное произведение, не говоря уж о многоканальных системах воспроизведения звука. При стереофонии есть возможность определить, как источники звука расположены в пространстве. А на ТВ с помощью стереофонии удается привести звукоряд в пространственное соответствие с картинкой, и за счет этого усилить эстетическое воздействие передачи на зрителя.

Преимущества стереофонии есть и при прослушивании полифонической музыки – симфонической и эстрадной. У слушателя возникает так называемый эффект присутствия – ощущение акустической обстановки концертного зала. При стереофоническом воспроизведении возникает прозрачность звучания, когда на слух можно выделить из общей звуковой массы партию того или иного инструмента.

Основной принцип, заложенный в основу двухканальной стереофонической передачи, заключается в том, что два одинаковых по уровню и совпадающих между собой сигнала, излучаемые одновременно двумя громкоговорителями, воспринимаются слушателем как слитный звуковой образ, находящийся как бы между громкоговорителями.

Причем, меняя соотношения уровней левого и правого стереофонического сигналов, можно создать ощущение перемещения кажущегося источника по базе в сторону большего уровня. В этом случае возникает ощущение сдвига кажущегося источника в сторону громкоговорителя, излучающего опережающий сигнал (“эффект предварения”(эффект Хааса).

В простейшем случае, для практической реализации стереофонической передачи достаточно иметь два обычных монофонических микрофона, расставленных по фронту перед исполнителями и воспринимающих звуковые волны, исходящие от одних и тех же инструментов, с разными фазами, зависящими от того, на каком расстоянии от источника звука расположен данный микрофон. Такая микрофонная система получила в литературе название системы AB.

Сигналы от левого и правого микрофонов, при воспроизведении их через два громкоговорителя, будут казаться слушателю исходящими из разных точек базы, за счёт разности во времени прихода к слушателю звуковых сигналов слева и справа, благодаря эффекту Хааса. Поэтому система AB является системой так называемой “временной” или “фазовой” стереофонии.

Для реализации системы интенсивностной стереофонии применяется микрофонная система XY, при которой используются стереофонические, совмещенные микрофоны, представляющие собой два микрофона направленного действия, конструктивно расположенные в одном корпусе друг над другом, с осями максимальной чувствительности, развёрнутыми между собой на угол близкий к 90°.

В этом случае, чувствительность микрофонов стереопары будет зависеть от расположения источников.

Эстетические свойства стереофонического воспроизведения, которые делают этот вид передачи предпочтительнее по сравнению с монофоническим:

- локализация отдельных компонентов ансамбля в пространстве, определение их взаимного расположения по фронту, ощущение ширины звуковой картины;

- хорошая различимость отдельных инструментов в ансамбле, уменьшение эффекта взаимной маскировки сигналов и, соответственно, улучшение прозрачности звучания и правильность передачи тембров;

- более естественная передача акустической обстановки, создающая у слушателя эффект присутствия.

 

Все это и называют стереоэффектом, т.е. комплексом эстетических качеств стереофонической записи, отличающих ее от одноканальной – монофонической. Соблюдение этих свойств приводит к главной цели стереофонии – увеличению эмоционального воздействия на слушателя

Основное требование, предъявляемое к стереофонии – совместимость. Под совместимостью понимается возможность ее воспроизведения в монофоническом канале (в котором суммируются сигналы как левого, так и правого каналов) с сохранением всех технических и художественных свойств записи, за исключением лишь специфической для стереофонии пространственной локализации отдельных звуковых источников. Уровень воспроизведения, музыкальный баланс, прозрачность, тембральная окраска звучания и другие свойства записи должны при этом сохраниться.

Несовместимость может выражаться наряду с искажениями тембров музыкальных инструментов в снижении общего уровня передачи и даже в пропадании некоторых голосов в ансамбле. Два метода проверки совместимости: субъективная (на слух) и объективная (стереогониометр).

 

39. Многоканальные звуковые форматы. (dolby surround, Dolby digital 5.1) и их применение. (Ходаков)

1 зачем нужны эти форматы

2 главное цель погружение слушателя в атмосферу

3 имерсивный

4 кино, телевидение, домашник кинотеатр, игры, выставки, концерты и театры и парки развличания

5 про двесистемы долби стерео (количество каналов 4 LCRS, C речь, S- это не сколько звуковых эффектов и ревре хвосты и их расположения),

долби диджитал 5.1 (цифровой звук, качественный звук, 5.1 это 5 каналов окружения полных.1 это сабуфер LFE) полная свобода панаромирования

долби атмос

 

 

Долби стерео (Звездные воины 78год) - Аналоговая матричная 4х канальная система окружающего звучания. Левый, правый, центральный и в первые сураунд канал, в этой системе тогда еще не было сабвуфера. Центральный канал -это в основном речь, Речь в основном не панорамируется. Surround- быть внимательным к звукам приходящим со спины, чтобы не отвлекало от происходящего от экрана. Матричная- вся информация 4 канала записывается на 2 канала (сигнал кодируется в долби стерео). сигналы кодируются и декодируются 2 в 4. В сураунд ограниченна частота воспроизведения была от 100- 7кгц...

Система развивалась в 1987 г система DOLBY SR... До сих пор кодируются все каналы в долби SR, потоучто система матрицирования позволяют обратную совместимость в СТЕРЕО... СТАНДАРТ до сих пор...

1975г. компания SONY первая система бытовой записи..Формат Бета макс далее формат бетакам ESP

1956г. Ампекс - первый видеомагнитофон

VHS после 1985 появляется формат

80х годах развитие домашних кинотеатров, появляется формат DOLBY PRO LOGIC (DPL)..

 

1991год- впервые компания DOLBY предлагает цифровая, дискретная, 6 канальную систему... Хольман из компании lucas film... становиться стандартом..

DOLBY DIGITAL 5.1 Цифровая система. Колонки расположенны по оси, точно расписанны углы (60градуссов), 110градуссов surround,. LFE по центру. Диапозон частот от 20- 20000гц. LFE от 3- 120 гц.

 

DOLBY DIGITAL SURROUND EX(6.1)

SONY SD DS (7.1)

 

Тенденция развития кино – стремление погрузить зрителя внутрь пространства. Интерес к стереофонии возрос в 50-х гг., с появлением широкоформатных фильмов. Изобретение Реэм Долби системы шумоподавления, улучшившей соотношение сигнал/шум позволило зрителям услышать более качественный звук. Это дало толчок к созданию новой системы звукопередачи Dolby Stereo (аналоговая матричная многоканальная система).

Общее наименование многоканальных систем звукопередачи ─ “Surround Sound” в переводе с английского обозначает “обволакивающий звук”.

Первая четырёхканальная система аналоговой записи звука для озвучивания кинофильмов Dolby Stereo была разработана лабораторией Dolby в 70-х годах прошлого века. Но для её реального применения в кинотеатрах был разработан специальный кодер (матрица), который для записи на киноплёнку кодировал записанную звукорежиссёром четырёхканальную информацию, объединяя четыре сигнала в более простой для размещения на звуковых дорожках киноплёнки двухканальный формат. В кинотеатре же, для воспроизведения через четыре акустические системы, с помощью специального декодера производилось обратное преобразование: выделение из этих двух кодированных сигналов первоначальные четыре. Поэтому эта система называлась матричной. Сегодня звук большинства фильмов кодируется именно в формате Dolby Stereo.

В 1975 г. состоялась премьера фильма «Листомания», режиссер Кен Рассел, снятого в формате Dolby Stereo.

Несколько позже это формат стал использоваться и для кодирования звуковых дорожек видеофильмов для домашних видеомагнитофонов и получил известность под названием Dolby Surround. Эти сигналы можно было слушать в виде обычного двухканального стереозвучания, а, имея декодер в кинотеатре или дома, разделить на левый, центральный, правый и surround-каналы. В этом и состоит принцип Dolby Surround кодирования («матрицирования») и декодирования («дематрицирования»).

Таким образом, surround звук стал доступен для потребителя не только в кинотеатрах, но и дома. Dolby Surround несколько лет оставался основным форматом записи аналоговых видеофонограмм.

Логическим продолжением развития и совершенствования систем Surround Sound стала цифровая дискретная система Dolby Digital 5.1 (1992 год, фильм «Возвращение Бэтмена»). Цифровая технология расширила возможности передачи звука, не ограничивая число дискретных (раздельных) “дорожек”, которые можно было записать на носителе. Здесь не понадобился метод матрицирования.

В наименовании системы Dolby Digital 5.1 цифра 5 означает, что система состоит из пяти основных каналов передачи и пяти соответствующих им громкоговорителей (воспроизводящих весь диапазон частот): левый передний, центральный, расположенный прямо перед слушателем, правый передний, левый задний и правый задний. А цифра.1 говорит о наличии шестого дополнительного канала низкочастотных эффектов (LFE), подключенного к специальному низкочастотному громкоговорителю (сабвуфер), излучающему звуковые частоты, не превышающие 80 ─ 100 Гц (для имитации раскатов грома, взрывов бомб, гула).

С точки зрения восприятия пространственного звука система Dolby Digital – это большой шаг по сравнению с Dolby Stereo. Фронтальные каналы абсолютно дискретны, благодаря этому можно точно локализовать звук. Левый и правый тыловые каналы окружают звуком, а дополнительный канал сверхнизких частот добавляет накала действию, создает мощный бас.

Сначала предполагалось использовать эту систему только в кинотеатрах. Но вскоре система 5, 1 стала использоваться в домашних условиях.

С появлением многоканальных систем звукопередачи (Dolby Stereo, Dolby surround, Dolby digital 5.1 у кинематографии появилось новое средство звуковой выразительности.

 

 

40.Понятие мультимедиа. Виды современных мультимедииных произведений. Особенности их звукового сопровождения. Трехмерный позиционируемый звук. (Деникин)

 

Перевод Multi-media – много-медиа. Раньше от этого и отталкивались.

Мульти-медиа затрагивает все каналы восприятия информации: тактильный, визуальный, аудиальный, вербальный.

В конце 60-х обратились к этому термину: создавались театры, с едой, там читались стихи – первые мульти-медиа сферы.

В 90-х появились компьютеры, началась путаница: не всё есть мультимедиа, что воздействиет на все каналы восприятия (например, гладиаторские бои или средневековые мистерии)

 

Новые медиа – новое понятие. Старые медиа – живопись, музыка, книги, кино, журналы. Новые медиа – компьютерные игры, блогги, соц.сети, дополненная реальность

 

Мультимедиа – это где потребитель сам изменяет что-то в продукте, управляет им

 

На примере кино 3D звук не работает – нельзя оттягивать зрителя от экрана

Работает 3D звук в видеоиграх: он позволяет лучше ориентироваться в 3D пространстве

 

Для работы с 3D звуком есть движку от компании API. Движки создаются программистами, саунд-дизайнер лишь использует их для озвучания игры.

Пример: FModDesigner.

 

 

позиционируемый звук.

Мультимедиа – «много медиа»

Через мультимедиа передаются сообщения

Виды мудьтимедиа:

Картины – визуальное медиа

Книги – вербальное медиа

Радио – слуховое медиа

Кино – аудиовизуальное медиа

Компьютер – соединение всех медиа

Интерактивность – способность системы реагировать на действия пользователя и

трансформироваться.

«новые» медиа – компьютер, игры, сайты, блоги, виртуальная реальность. Направлены на

управление образами.

«старые» медиа – кино, книги, музыка, радио. Основаны на процессах узнавания образов.

Звукорежиссер в мультимедиа – дизайнер звука. Задача – создать структуру, которая будет

помогать пользователю.

В играх трехмерный звук выполняет функцию ориентировки персонажа. Основан на API и

технологии звуковых движков, которые позволяют позиционировать звуки в трехмерном

пространстве.

Движок позволяет делать микширование в реальном времени. Движки создаются

программистами, а программы для управления движком интегрируют звук в игру.

AppModeDesiner

AudioKinetick VVice

UDK

 

 

II

41. Драматургия и театр Древней Греции (трилогия Эсхила «Орестея», трагедия Софокла «Царь Эдип»).

 

У греков театр возник у самых первых. Возникновение проистекало естественным путем, как и в остальных странах. Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов которого они возникли. Вышло из потребности людей в игре. В игровой форме образуются культовые ритуалы, у греков – дионисийские, связанные с природными явлениями. Все эти обрядовые действа приобретали элементы театрализации, носили разный характер.

В 5-м веке до нашей эры появляется первый драматург, который является родоначальником театра – Феспид. От него ничего не сохранилось, но все историки театра ставят ему в заслугу то, что он из хора, являющегося основой игрища, выводит героя. Появляется диалог хора и героя, и на этом строится театр.

Рождение трагедии. «Трагос» - трагедия, (" песнь козла") – та часть представлений, связанная с принесением козла в жертву богам, в частности Дионису. Аристотель утверждает, что трагедия первоначально возникла «от запевал дифирамб». Дифирамбами называли песни празднеств в честь Диониса. Их исполнял предводитель хора и мужской хор из пятидесяти человек. Эти песни считаются началом диалога драматического произведения. Трагедия отличается от комедии серьезностью конфликта, глубиной переживаний. Муза Мельпомена отвечала за трагедию, муза Талия – за комедию.

 

Трагедии обычно писались на мифологические мотивы. Создается возможность изображения конфликта противоположных сил, составляющего основу драмы, т. е. действия. Действие должно быть связано с неким страданием и вызывать эмоции у зрителей. На праздник Дионисий каждый автор представлял три трагедии и одну сатирову драму. Исполнение имело соревновательный характер.

Проходит время. Расцвет театра связан с политикой. Греки вели войны с персами. Марафонская битва, битва при острове Саламине дали толчок развитию театра. С этого времени наступил расцвет демократии в Греции, т. наз. эпоха Перикла (выборный царь). В это время – расцвет искусства, строительство Парфенона, деятельность скульптора Фидия, философия. Появление великого греческого театра. И этому времени принадлежат три деятеля театра: Эсхил, Софокл, Еврипид. Это три этапа развития аттической трагедии. Они были не просто разными, но и принадлежали разным поколениям, а также были в разных взаимоотношениях с властью. Древнегреческий театр не только породил все формы древней театральной культуры, но и продемонстрировал взаимоотношения театра и государства.

Эсхила по праву называют «отцом трагедии». Эсхил – старейший из великих драматургов- трагиков древней Греции, жил в 6-5 веке до н.э., был знатного рода.

По профессии воин, сначала был поэтом, затем драматургом. Принимал участие во всех войнах с персами, уважаемый человек. Ему принадлежит заслуга введения на сцену второго актера, т.е. возникает диалог не только между персонажем и хором, но и между героями. Именно поэтому он считается отцом трагедии. Эсхил был по-настоящему гениален.

Произведение Эсхила, которое необходимо знать, это знаменитая трилогия «Орестея», связанная с Троянской войной, по мотивам гомеровской «Илиады». В трилогии «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») он еще раз утверждает государственность. Первая часть «Агамемнон» (вождь троянцев, старший брат Менелая). Сын Троянского царя Приам похитил Елену, и это послужило поводом для войны. Агамемнон возвращается после победы над Троей домой, его ждет жена, ему изменившая. Она его убивает. Во второй части «Хоэфоры» бывшие в изгнании дети (Орест и Электра), желая отомстить за отца, убивают мать. Теперь уже Ореста должно настигнуть страшное проклятие рода. В третьей части рассказывается, как Ореста преследуют богини мщения. Но афинский суд, который возглавляет сама богиня Афина оправдывает героя, завершив тем самым череду кровавых преступлений, и утихомирив все человеческие конфликты. Утверждая в трилогии идею торжества справедливого возмездия, Эсхил в последней трагедии прославляет афинское государство. Еще пьесы: «Прометей прикованный», «Персы», «Семеро против Фив», «Умоляющие».

Эсхил становится известным трагиком, заслуживает всеобщее уважение, побеждает в соревнованиях между драматургами. Но ему не все нравится, что происходит в греческом государстве: демократические реформы Перикла, притеснение аристократии, суды, народные формы правления. Он верит в богов, и в то, что человек страдает, нарушая божественный закон, что боги карают человека именно за это.

В определенный момент его побеждает молодой автор Софокл. Воинов, победивших персов, при возвращении на родину, встречают ликующие сограждане и хор юношей, который возглавляет молодой 16-летнему поэт Софокл. Происхождение его чрезвычайно любопытно (жил он в 5 веке до н.э.). Он выходец из третьего сословия. Его отец был хозяином оружейной мастерской - богатый человек, но не аристократ. Софокл был в полном ладу с государством и правительством, со своим народом, абсолютный патриот. Будучи другом Перикла, участвовал во всех общественных делах, был доверенным лицом Перикла, ему поручались различные дипломатические миссии, с которыми он блистательно справлялся. Все, что он писал, показывало греков в идеальном свете, такими, какими они хотели себя видеть, говоря им то, что они про себя хотели бы слышать. Естественно, в этой ситуации, он несколько раз побеждает Эсхила.

 

Его главные произведения: две пьесы про Эдипа «Эдип - царь» и «Эдип в Колоне». Колон – город, в котором Софокл родился, и рядом с которым в роще скончался царь Эдип, таким образом, прославил свой родной город.

Конфликт человека и рока показывается в трагедии «Эдип - царь». Эдип, убив отца, женился на матери (отсюда – «эдипов комплекс»). На протяжении трагедии Эдип продолжает поиски истины и постепенно узнает, что он настоящий убийца отца. Всю жизнь он мучается, пытаясь разгадать тайну своего рождения. Борется с вещами, которые ему сообщают прорицатели, но в итоге он узнает ужасную правду, выкалывает себе глаза, и уходит скитаться. Царь превращается в слепого изгнанника. Судьба Эдипа – прообраз всякой человеческой судьбы. В «Эдипе» соблюдено знаменитое в будущем «правило трех единств» (времени, места и действия). А в трагедии «Эдип в Колоне» Софокл очищает своего героя Эдипа, пораженного роком. Эдип – образец трагического героя. У Софокла герои более человечные, чем у Эсхила. Софокл утверждал, что изображает людей такими, «какими они должны быть».

Софокл пользовался большими материальными возможностями. Греки хорошо понимали роль театра в жизни государства, что он есть средство формирования мировоззрения. Поэтому театры строили огромные, чтобы туда вошел весь город. Там были места, за которые состоятельные люди платили немалые деньги, были места подешевле, и были бесплатные места. А также были выделены особые места для рабов и заключенных. То есть греки считали, что театр способен содействовать исправлению нравов.

Софокл увеличивает количество людей в хоре(16), но при этом роль хора у него менее активна, чем у Эсхила. Софокл вводит третьего актера, что еще более усиливает драматический элемент его произведений.

42. Средневековая литература («Божественная комедия» Данте Алигьери).

 

 

Средневековая литература — начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Первыми признаками средневековой литературы стало появление христианских евангелий (I века), религиозных гимнов Амвросия Медиоланского (340—397), работ Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на Латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года).

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется тремя основными факторами:

1. Христианская религия. Это идейная база.

2. Наследие культуры античности. Христианскому средневековью были чужды многие идеалы античности: гармонии, героической личности. Поначалу люди средневековья

 

отказывались, от того, что не согласовывалось с их хр. взглядами. Средневековье более охотно использовало художественные формы, разработанные античностью: некоторые жанровые формы, стили, но всё это воспринималось, в основном, с формальной стороны.

3. Народное творчество. Это фольклор и прикладное искусство кельтов и германцев. Особое место в Средневековой культуре принадлежит искусству слова. Оно занимает лидирующее положение. Именно в словарном оформлении (в виде Священного Писания и предания) европейцы получили хр. учение. И слово, и книга – непременный элемент хр. службы. Поэтому самые образованные люди – священнослужители, благодаря им уцелели многие тексты античной литературы, сохранился и получил распространение язык народов Римской империи – латынь. Первыми литераторами тоже стали служители хр. культа.

ДАНТЕ " БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ((1307-1321).

Данте стоит как бы на переломе двух эпох, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Данте c молодости был втянут в кипучую жизнь Флоренции, в которой не утихало острое соперничество двух политических партий: гибеллинов и гвельфов. Спор между ними шел по главнейшему политическому вопросу о путях объединения Италии. Данте и его сторонники подверглись репрессиям и преследованиям, и поэт был вынужден отправиться в изгнание, продолжавшееся девятнадцать лет. Он так и не смог вернуться в родной город, по которому тосковал.

В годы изгнания создает главное произведение своей жизни - поэму " Божественная комедия". Первоначальное название произведения 'Комедия' - так в средневековье назывались произведения с печальным началом и счастливым концом. Потомки же дали ей название " Божественная".

До Данте в итальянской поэзии не существовало единого литературного языка. «Божественная комедия» была написана новым поэтическим языком, объединяющим высокий и низкий стили.

Огромную роль играет в поэме религиозная символика, число " три", соответствующее христианской идее о Троице. Поэма состоит из трех частей, кантик, посвященных трем частям загробного мира: 'Ад', 'Чистилище' и 'Рай'. Каждая часть состоит из 33 песен.

Данте опирается на средневековый аллегоризм числа три и его производных. Они соотносятся не только со святой Троицей, но также и с образом Беатриче, в которую был влюблен Данте, и появление которой в произведениях поэта сопровождают эти числа.

Гордость, алчность, сладострастие – пороки, присущие Данте, по его же мнению. К нему приходит душа поэта Вергилия, предсказавшего приход Христа. Данте, ведомый душой поэта, спускается в ад, и проходит 9 кругов ада.

Самый большой грех, по мнению Данте, измена, а яркий пример этому сатана (в его лице Иуда, Брут). Данте проходит чистилище, попадает в земной рай и зрит божественный свет. Этот путь к богу – путь настойчивых исканий, путь любви. В этом состоит идея эпохи Возрождения.

По форме поэма Данте представляет собой загробное видение.

Как художник-гуманист, внутренне не согласный со средневековым аскетизмом, Данте возвеличивает любовь (эпизод с Франческой и Паоло), прославляет человеческие страсти, активность, деяния, жажду славы. Данте покоряет своей страстностью, субъективностью. Проходя по кругам 'Ада', он сочувствует, сострадает своим героям; выслушав горестный рассказ Франчески, лишается чувств. Поэма - глубоко национальное произведение, в котором поэт предстает как патриот Италии, любящий родину и озабоченный ее судьбой.

Образ Данте вдохновлял многих поэтов: Байрона, Гейне, Блока.

Во вводной песне, «земную жизнь пройдя до половины», герой поэмы Данте попадает в дремучий лес, который является символом заблуждений человеческой души и хаоса, который царит в мире. Ему преграждают дорогу три зверя: пантера, олицетворяющая ложь и сладострастие; лев и волчица, символизирующие властолюбие и гордость, себялюбие и алчность.

Данте видит во мраке долины Вергилия и просит у него поддержки. Вергилий олицетворяет в поэме человеческий разум. Он сопровождает поэта в мир трансцедентного, через Ад и Чистилище, передавая впоследствии героя в руки другого проводника – Беатриче.

Герой Данте сначала спускается в пропасть ада, потом постепенно поднимается на гору Чистилища и, наконец, устремляется в высшие, небесные сферы. Все это демонстрирует постепенное очищение и возвышение человеческой души.

Чем глубже спускаются в ад Данте и Вергилий, чем ближе они к Сатане, тем менее человечными становятся грешники. Самые страшные грехи, с точки зрения поэта – нематериальные (ложь, предательство), именно они разрушают духовную связь между людьми.

В Чистилище грешники уже не так безобразны, как в Аду. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче. Она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Пролетая по сферам, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

По мере очищения души героя и приближения к Богу, постепенно очищается и язык Комедии, избавляясь от вульгаризмов. В поэме сохраняется единство художественного стиля.

43. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература.

 

 

863 год – возникновение славянского алфавита.

988 год – крещение Руси.

Литературный язык – старославянский. Разговорный – древнерусский. 1056 – Остромирово Евангелие – первая книга.

 

Книги постоянно переписывались, факты искажались. Переписью занимались монахи, которые специально обучались этому. Книги не подписывались – считалось, что автор этим проявит желание славы и гордыню. Первые произведения носили церковный характер.

Жанры – притча, житие святых, молитва, исповедь, плач, повесть, послание.

Книги собирались в своды (сборники). Изборник – энциклопедия. Азбуковник – словарь.

В Х—XIII вв. жанры частично были заимствованы из Византии и Болгарии, частично

создавались самостоятельно. И объясняется это прежде всего тем, что Русь и Византия стояли на разных стадиях общественного развития.

Так, например, Русь не заимствовала из Византии стихотворных жанров. Переводы стихотворных произведений делались прозой. Не составлялись на Руси и придворные хроники, различные философские произведения. В Византии уже в XII в. велось собирание греческих пословиц. В России же собрание пословиц началось только в XVII в.

Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту — светском и церковном. По существу весь средневековый фольклор был обрядовым.

" Слово о полку Игореве" – великий памятник древнерусской литературы, датируется периодом между 1185 и 1200 годами. В основе сюжета – реальные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185). Безымянный автор «Слова...» судит возгордившегося князя, опрометчивая затея которого принесла на Русскую землю горе и разорение. Автор призывает князей прекратить междоусобицы и общими усилиями отразить набеги кочевников.

«Слово» начинается вступлением — обращением к великому певцу древности Бояну. В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца, но князь пренебрег этим дурным знамением. Он сказал краткую речь дружине своей и отправился в поход. Солнце ему тьмой путь заступало, ночь, стонавшая грозою, птиц разбудила, звери ревели, языческий бог — Див с вершин деревьев предупреждал дальние земли о походе.

Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добычу — красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты. Но на другое утро внезапно подошли главные силы. Со всех сторон они обступили русские полки на реке. Два дня продолжалась битва, на третий к полудню пали Игоревы стяги. Игорь попал в плен.

Игорева храброго полка не воскресить. Великая печаль настала по всей русской земле: «Игорь-князь погубил то, чего добился отец его Святослав Ольгович, пленивший половецкого хана Кобяка. Побежали поганые на русскую землю...»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.