Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система классификации музыкальных инструментов Хорнбопеля---Закса






Звукорежиссеру будет полезно знать о существовании системы классифика-ции Э. М. фон Хорнбостеля - К. Закса, которая основана на акустических показателях. По типу вибраторов музыкальные инструменты делятся на: • самозвучащие (идиофоны или автофоны); • перепончатые (мембранофоны); • струнные (хордофоны); • духовые (аэрофоны). В двадцатом веке появились электрические инструменты (электрофоны). Источник звука первых - сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых -- натянутая упругая мембрана; третьих -Натянутая струна; четвертых - столб воздуха, заключенный в канале ствола (Т лубки). По способу извлечения звука самозвучатцие подразделяются на: • шипковые (варган); • фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники); • ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на: • фрикционные (бугай); • ударные (барабан, литавры); струнные - на: • шипковые (балалайка, арфа, гитара); • смычковые (кеманча, скрипка); • ударные (цимбалы); духовые - на: • флейтовые (все виды флейт); • язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот); • мундштучные (трубы и рога).

Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инстру-мента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистко вые), поперечные и многоствольны е; струнные - на струнно-клавиш-но-щипковые (спинет, клавесин) и струнно-клавишно-ударные (фортепья-но, клавикорд) и так далее. Среди современных музыкальных инструментов особую группу составля-ют электрические, источником звука которых служат генераторы колебани звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две под группы: электронные (собственно электроинструменты - клавишные спите заторы, компьютерные сэмплеры, терменвоксы и другие) и адаптированные то есть инструменты обычного типа, снабженные встроенными звукоснима телями (электрогитара, электроскрипка, электровиолончель и другие).

 

 

Муз. Инструменты, Классификация по акустическим своиствам(Чудинов):

Класификация Хорнбостеля — Закса

Муз инструмент состоит из трех частей: 1. Возбудитель (Генератор) -Устроиство, процесс который возбуждает энерию... Ударные инструменты(удар возбудитель). Духовые (Воздух), Щипковые (щипок), Фрикционные (Возбуждается энергией трения)

Звуки исполнительские (шумы за которые ответственен исполнитель или инструмент, основное направление исполнительских шумов в доль приложения силы '' не желательно ставить микрофон'' клапаны, клавиши, пружины), музыкальные.

2. Вибратор- преборазует энергию в звуковые колебания. Хордофоны (струна), Мембранофоны (пластина находящаяся под механтиеческим напряжением), Аэрофоны (звучащиеся воздухом), Идиофоны (звучащие телом, без механического напряжения).

Аэрофоны разделяются: 1.по способу создания прерывистой струи воздуха (области высокого и низкого давления, границы раздела неподвиижны.) инстр. Свистковые или Лабиальные-губные, (флеиты, акалины,).... границы раздела подвиижны - тростевые (однотрастевые-Кларнет, саксофон, двухтростевые -габой, фагот, англииский рожок).

2. По форме корпуса: цилиндрическая (кларнет,) коническая (габой)..

Амбюшурные- амбушюром называется способ складывания губных и окологубных мышц и языка для извлечения звука при игре.

Язычковые - семейство различных музыкальных инструментов, источником звука у которых является гибкая вибрирующая пластинка — язычок, закреплённый на одном конце. Воздействие на язычок осуществляется потоком воздуха или защипыванием (оттягиванием). аккордеоны, баяны., гармонии..

3. Резонатор- устроиство которое формирует спектр колебаний, усиливает, что то убирает.... 2ух типов - 1. Резонатор геймгольца, какойто пустой сосуд, 2.Резонаторы твердые???? Отвечает за музыкальный звук... муз.звук в резонаторах распростроняется вокруг, надо наити баланс между исполнительскими шумами и музыкальным сингалов...

 

 

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны). Группа музыкальных

инструментов, источник звука которых – колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны). По способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишые (клавесин).

Клавишные музыкальные инструменты. Группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком – наличием клавишной механики и клавиатуры.

Ударные музыкальные инструменты. Группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения – удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной высотой звука (барабаны, бубны, кастаньеты).

Металлофоны: 1) самозвучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, языками; 2) инструменты типа ксилофона.

Электромузыкальные инструменты – инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К ним принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитары, электроорганы. Применяются, главным образом, в эстрадной музыке.

 

Оркестр: классификация по составу и назначению в практике. Состав симфонического оркестра.

По составу исполнителей: 1) однородный (духовой, струнный); 2) смешанный. По назначению в практике: 1) военный; 2) высшая форма – симфонический оркестр.

Состав: 5 групп. Деление групп на семейства включает в себя инструменты одинаковой конструкции, одинаковых способов извлечения звука, одинаковых приемов игры, но разных размеров.

1) Струнные (смычковые): скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

2) Деревянные духовые: флейт (малая, большая, альтовая);

гобои (гобой, английский рожок, гобой-домора); кларнеты (бас-кларнет, кларнет-piccolo),

фаготы (простой, контрфагот).

3) Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, туба.

3 тромбона и туба образуют подгруппу – тяжелая медь. Присутствует в большом оркестре.

4) Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, треугольник, колокольчик.

5) Добавочные (арфа, челеста, фортепиано, саксофон, орган).

Симфонический оркестр: классификация по составу, рассадка на сцене.

По составу: малый и большой. Малый – всегда парный, в нем нет группы тяжелой меди, а

труба и валторна могут быть, а могут и не быть. Также по составу бывает тройной (наиболее частый), четверной, пятирной. Этот параметр определяется по количеству деревянных духовых одного семейства (!). Например, в парном 2 флейты или 1 флейта + флейта-пикколо и т.д.

Рассадка на сцене 2-х типов: европейская (немецкая) – наиболее старая, используется в театре, на концертах; американская – ввел в 1945 г. американский дирижер Л. Стоковский. Используется в симфонических оркестрах.

 

Европейская рассадка.

 

 

Американская рассадка.

 

Контрабасы дублируют виолончели. Альты дублируют вторые скрипки. Первые и вторые скрипки должны играть согласованно, поэтому они были пересажены в одно место. Но когда виолончели пересели в первый ряд, контрабасы перестали слышать виолончель. Основная нагрузка легла на ближнего к виолончелям контрабасиста. Альты по тембру неяркие, поэтому их нельзя сажать в первый ряд. Все известные композиторы писали свои произведения для европейской рассадки. Сейчас используют и ту, и другую, в зависимости от произведения. Если нужно мощное звучание, используют американскую, если скрипки перекликаются – европейскую. Валторны при американской рассадке звучат лучше, т.к. раструб направлен в стену и отражается в зал. Есть рассадка, применяемая для записи в студии. Все зависит от звукорежиссера.

Устройство партитуры. Партитура – нотная запись многоголосого музыкального произведения, где воедино соединяются партии голосов и инструментов. Партитурный лист – это вертикально изображенные партитуры инструментов. Инструменты разделены на группы, внутри группы – по семействам по регистровым признакам. Сверху вниз – группа деревянных духовых, медные духовые, ударные, добавочные, партия солиста или хора, в самом низу - струнные. Для наглядности в партитуре существует акаллада – партитура, определяющая нотные строчки.

Первый ряд акаллад объединяет группу целиком. На самой нижней строчке расположен контрабас, на самой верхней – флейта. Второй ряд объединяет одно семейство. Третий ряд – одинаковые инструменты, если их партии написаны на разных строчках.

 

 

20. Жанры академической музыки XVIII-XX веков: варианты классификации. (Хвоина) Общие вопросы звукорежиссуры музыки академических жанров. Запись инструментальной и вокальной музыки академических составов: технологические задачи звукорежиссера. (Емцев)

 

Жанр – совокупность музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, состава, исполнителей и места исполнения.

Классификация жанров по составу исполнителей:

Вокальные:

Камерные (песня, романс)

Концерт – вокальный ансамбль (дуэт, трио)

Концерт – хор (кантата, оратория)

Театральный (опера)

Классификация по месту исполнения: театральные, концертные, камерные

(комнатные).

Бытовые жанры: песня, марш, танец.

По форме жанры делятся: миниатюры, крупные циклические произведения (цикл в

музыке – это произведение из нескольких частей).

По содержанию жанры бывают: лирические, драматические, эпические.

 

 

Основной принцип размещения музыкантов в ансамбле при записи – это удобство их

совместного музицирования. Музыканты должны друг друга видеть и хорошо слышать. В то же время звук их инструмента не должен попадать на микрофон соседа. В случае применения ненаправленных микрофонов и инструментов одинаковой громкости и направленности, расстояние от микрофона до соседнего инструмента, находящегося в зоне действия другого микрофона, должно быть в 2 раза больше, чем до инструмента, перед которым этот микрофон установлен. В этом случае мы сможем обработать сигнал нужного микрофона, не затрагивая звук других инструментов. Ведь инструмент, чей звук попадает в соседний микрофон, как правило, ориентирован к нему случайным образом, что сказывается на тембре этого инструмента.

Почти всегда при записи ансамблей применяют направленные микрофоны. Тогда сигнал инструмента, находящегося под углом 90 градусов к кардиоидному микрофону, попадет в него уже ослабленным на 6 дБ.

Если усиление на микрофонах разное, то многопространственности можно избежать. Например, при расстановке микрофонов, выбором расстояния до них, частотной коррекцией сигнала с близкорасположенного микрофона (подавление крайних частей диапазона), применением искусственной реверберации.

Для акустического разделения инструментов применяются специальные акустические щиты, которые ставятся между микрофоном и мешающим инструментом. Например, к литаврам, колоколам, флейте пикколо щит располагают поглощающей стороной.

При записи солиста с роялем можно общий микрофон поставить со стороны клавиатуры. То есть, пианист будет как бы сидеть спиной к залу. Часто приходится заглушать рояль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.