Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И баланс. Ближние микрофоны нужны чтобы добавить прозрачность/разборчивость. 4 страница






Почти все цифровые пульты имеют моторизованные фейдеры, чего в аналоговых практически нет. Цифровые микшеры оснащены дисплеями.

 

 

33. Сведение музыкальных фонограмм. (Чудинов)

 

 

Сведение – процесс поиска баланса, правильной частотной, реверберационной характеристики, стереофонического баланса между разными инструментами.

Главное – держать уровень до перегрузки (0dB)!

Монтаж – перемещение сигналов и их совмещение в секвенсоре

Plug-In: в Insert’ы (разрывы канала)

Сначала EQ, потом Compressor: EQ бывают коррекционные (срез резонансов) и художественные (для подчёркивания спектров).

Compressor: для уплотнения звука. От параметра Attack и Knee зависит слышимость работы компрессора.

Постфейдерные AUX’ы – для пространственной обработки и задержки сигнала

Reverb – главное – правильное время реверберации, говорит о размере помещения

Панорамирование – для хорошей локализации и разборчивости звучания

Префейдерные AUX’ы – для

 

Сведение - это преобразование многоканальной записи в сколько-то канальную. Этот процесс включает в себя сведение всех записанных фонограмм в одну сбалансированную. Mixing - громкость, частотный баланс, реверберация. Многое зависит от самой записи. Если имеется хорошая запись, то процесс сведения не представляет из себя трудности. Если сама запись так себе, то процесс сведения превращается в борьбу с браком в первичной записи. Если запись вам не нравится, то лучше вообще не приступать к сведению, а перезаписать. К сожалению это не всегда возможно.

1. Работа с отдельными треками. Если запись производили не вы, то следует ознакомиться с материалом. С помощью временной и звуковысотной коррекции нот можно поправить неточно сыгранные по ритму и фальшивые ноты. Хотя проблемы исполнения лучше решать на стадии записи.

Треки могут быть разными: одни слишком тонкие, требуют уплотнения (компрессия), другие излишне плотные, требуют конкретизации их звучания (эквализация - подавить частоты, создающие гулкость, бубнеж, динамическая обработка). Сжатие динамического диапазона (не на уровне болевого порога). Компрессия - хорошее среднее уплотнение звука, гейты - избавляемся от лишних шумов (ниже определенного уровня -40).

2. Динамическая обработка улучшает слышимость, разборчивость голоса. Также Д.обработка работает с атакой звука. Атака - важный параметр идентификации звука, сильно влияет на тембр. Без атаки тембр становится неузнаваем (скрипка, флейта – один частотный спектр, но разные атаки).

Также выстраиваем баланс всех треков по уровню между собой.

3. Звуковая перспектива – выстраиваем инструменты по стереобазе. В фонограмме весь объем двухмерный - двигаем их по панораме в лево-право, ближе-дальше. Здесь большой полет творческой фантазии. Но есть определенные правила: бочка с басом по центру, иначе получим жуткий перекос. Вокал на переднем плане.

4. Частотная обработка. Работаем со спектром частот, выстраиваем тембры. Некоторые инструменты, играющие в одной тесситуре, могут маскировать друг друга. Иногда необходимо расчистить для инструмента частотную нишу. Для этого используется эквалайзер. Добиваемся прозрачности звучания. Главное не перегнуть палку, лучше сохранить естественность звучания, чем «улучшить» его до неузнаваемости. После перечисленных процедур мы получили хороший баланс и прозрачность. Можно привнести эффекты для придания лоска, или чтобы замаскировать брак.

5. Пространственная обработка. Иногда, микшируя разные звуковые фактуры, трудно добиться слитности их звучания (они могут звучать одновременно, но не слитно). В этом случае бывает полезно наложить один эффект на все инструменты, но в разных пропорциях. Первое, что приходит на ум - это реверберация. Она должна быть в разных пропорциях у каждого инструмента, но обязательно одного типа. Иначе вместо многоплановости мы получим многопространственность (скрипки в комнате, а деревянные в лесу). Важно знать меру. Одно всегда зависит от другого: много ревера - получаем объем, но теряем прозрачность, совсем мало ревера - получаем прозрачную, но плоскую фонограмму. Важно найти золотую середину.

Сводим на достаточно высоком уровне сигнала. Периодически полезно менять уровень, время от времени проверять фонограмму в наушниках. Они позволяют оценить ближнюю зону, услышать низкоуровневые (тихие) помехи, которые не слышны в мониторах.

Также большая проблема при сведении - многократное прослушивание, вследствие чего объективность восприятия падает.

 

 

34. Мастеринг фонограмм и его основные этапы. (Чудиyов)

 

 

Мастеринг – это приведение фонограм к некоторому технологическому уровню звучания, который может быть сравним с фонограмами.

 

Этапы: 1) монтажное редактирование – порядок фонограмм на диске, Fade In/Fade Out

2) окончательная доводка сигнала – приведение к максимальной громкости

Maximaizer – схож с Limiter’ом, соотносится входной сигнал с сигналом на выходе работаем в Peak’овом режиме, регулируем Attack/Realease. При изменении параметра Attack мы можем регулировать плавность работы прибора и общую компрессию и динамический диапазон фонограммы.

MultiPressor – компрессор с разделением на полосы частот (Low, LowMid, HighMid, High)

EQ – для придания характера звучания

MasterReverb – общая реверберация фонограммы

3) Выгон в требуемом формате – 48 kHz для цифрового видео, 44 kHz для CD

 

Мастеринг нужно проводить на дорогостоящем “железе”

 

Мастеринг – приведение фонограммы к некому технологическому уровню

Цель: обеспечить отсутсвие слухового дискомфорта

Требования:

-отсутствие перепадов громкости (если не обусловленно драматургией)

-обеспечение переносимости фонограмм (баланс на любых устройствах)

Этапы:

1. Монтажное редактирование

-порядок фонограмм

-fade in/fade out

- исправление исполнительских ошибок

-паузы между треками

2. Доводка звучания

-выравнивание, приведение к нужной частотной характеристике

-параллельная компрессия (поджимаем динамику до определённого уровня)

- многополосная компрессия – изменение баланса за счет изменения атаки на

разных частотах

3. Вывод в нужном формате

- для цифрового видео – 48кГц

- для CD – 44.1

- преобразование производится на дорогих высококачественных приборах

Мастеринг - процесс создания мастера, происходящий после записи и сведения - окончательный этап работы. По сути мастеринг не является обязательным процессом. Это работа с уже готовой фонограммой, доведение ее до определенных технических характеристик. Приведение фонограммы к технологическому виду, к одному стандарту.

Главное назначение мастеринга – приведение информации к определенному стандарту (Audio-CD) и создание мастер-диска на специализированных программах.

Мастеринг выполняет две задачи:

- обеспечить переносимость фонограммы. Обеспечить адекватное звучание вашего альбома на разных системах воспроизведения (от дешевых мыльниц, ТВ, радио до хай-енда). А то, как обычно это бывает: сделал работу для ГИТРа, дома все круто звучит, пришел в ГИТР, а там... Фонограмма должна быть в балансе на любых воспроизводящих устройствах, все частоты должны быть сохранены.

- сделать так, чтобы ваш альбом звучал как единое целое. Все фонограммы должны звучать одинаково громко но с учетом драматургии. Также, чтобы не было частотного дисбаланса и слухового дискомфорта. Допустим, вы записали альбом. Вы писали его в течение 2-х лет на разных студиях, в разное время, кроме того, все композиции различной стилевой направленности, различаются по громкости, разный тембральный баланс. В этом случае ваш альбом не будет звучать как единое целое. Тут и поможет мастеринг.

Этапы:

1) монтаж - редактирование. Делается Fade in-out. При уходе фонограммы, учитывать кривые равные громкости, чтобы не было частотного дисбаланса. На разных громкостях одни и те же частоты слушаются по-разному. Определить порядок произведений. За разные года произведения в одном альбоме, звучат по-разному. Расставляются паузы между треками.

2) окончательная доводка звучания - на этом этапе обеспечивается переносимость фонограммы на разных динамиках. Делается многополосная компрессия (разная компрессия отдельных полос частотного спектра) - громкостной баланс за счет атак. Динамическая, частотная, пространственная обработка - ревер, чтобы сгладить неточности на сведении. Вывод фонограммы в требуемом формате: 44.1 кГц - audio, 48кГц - video.

Мастеринг - это не исправление ошибок на сведении. Но некоторые думают наоборот. Еще при записи, если появляется какая-то лажа, вместо того, чтобы перезаписать, говорят - на сведении поправим, замаскируем, не будет слышно. Мастерингом можно кое-что поправить, но далеко не все.

Нельзя исправить:

-грубые ошибки баланса инструментов; -нелинейные искажения;

-избыточную компрессию; -избыточную реверберацию; -фальшивое исполнение; -разваливающуюся аранжировку.

Студия для мастеринга - это совсем не та студия, где происходило сведение. Делая мастеринг на тех же мониторах, мы просто не услышим ошибок сведения, как не услышали их на самом сведении. Студия для мастеринга: 6 - 9 метров в длину, оборудована самым высококачественным оборудованием, какое только может быть. Обычно есть: компрессор, многополосный эквалайзер, максимайзер (лимитер+нормолайзер). Особенное внимание уделяется системам контроля - мониторам.

Инженер мастеринга - это целая профессия, у них под это специально уши заточены, работа очень тонкая, связана с мелкими нюансами звучания и еле слышными деталями.

 

35. Протокол MIDI и его назначение. (Чудинов)

 

 

Разработан в 1982-1983 годах для для взаимодействия музыкальных инструментов.

MIDI-протокол: сетка с нотами, у которых есть длительность, громкость, высота

Состав MIDI-студии: 1) Контроллер (управляющее устройство для MIDI, может выглядеть от музыкального инструмента, до звукорежиссёрского пульта) 2) Осциллятор (или тон-генератор, простые волны синусоида, треугольная, пилообразная, белый шум, пульсирующая, прямоугольная) 3) Секвенсора (устройство или программа, записывающая наши изменения).

MIDI команды делятся на: 1) Глобальные (запись, воспроизведение) 2) Канальные (взять/отпустить ноту, velocity – громкость, sustain, sustenuto) – в MIDI-cтандарте существуют 16 каналов, одновременно могут быть 16 тембров.

По протоколу MIDI также управляются устройства звуковой обработки, динамические приборы, иногда световые устройства

 

 

MIDI (Musical Instruments Digital Interface) - цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Это протокол, который был разработан в 1983г. ведущими японскими фирмами - производителями музыкальных инструментов и оборудования Roland, Korg, Yamaha. Протокол - порядок действия. Был разработан, чтобы записывать и воспроизводить музыку путем выполнения специальных команд.

Изначально он был предназначен для управления электромузыкальными инструментами. Таким образом, осуществлялась связь между устройством, дающим команду и устройством, выполняющим эту команду. MIDI позволяет исполнителю нажать клавишу на одном инструменте, а получить звук другого инструмента (или даже нескольких). Любые действия исполнителя (нажатие клавиш, педалей, кнопок, ручек) преобразуются в команду, которую можно передать по MIDI - кабелю на другие инструменты (или на компьютер). Эти инструменты, получая команды, воспроизводят их точно так же, как если бы мы играли на самих этих инструментах.

MIDI - цифровая запись звуков, в виде команд MIDI - содержит две спецификации:

1) Аппаратная спецификация - стандарт того, как должен быть устроен аппарат (Какие железки входят). Состоит из трех устройств:

- контроллер - музыкальный инструмент, генерирует звук. Устройство, на котором играет музыкант;

- тон-генератор - устройство, которое понимает и преобразует MIDI - команды в электрические сигналы;

- секвенсор - устройство, позволяющее воспроизводить и редактировать MIDI - команды (ноты, аккорды, удары).

Устройство должно иметь 3 разъема: вход, выход, сквозной канал. MIDI - устройство соединяется шнуром Din (5 штырьков).

2) Спецификация формата данных - каким образом организованны данные. MIDI - интерфейс - это последовательный интерфейс, т.е. по одному MIDI - кабелю невозможно передать несколько сообщений. Они следуют один за другим последовательно. Скорость 32кбит/с.

Старт - столовый интерфейс. Данные передаются пакетами.

16 независимых каналов. На каждый канал назначается свой тембр = 16 различных тембров.

MIDI - сообщение (событие). Каждый раз, когда мы нажимает на клавишу MIDI- клавиатуры, отпускаем клавишу, вращаем ручку, нажимаем кнопку - устройство (контроллер) формирует соответствующее MIDI сообщение. Контроллер отражает все действия, производимые музыкантом: штрихи, громкость (velocity), педаль (sustain), экспрессия (громкость внутри громкости - духовые).

Есть непрерывные контроллеры (continues) и switch-контроллер (вкл/выкл) - педаль (sustain).

MIDI - сообщение бывают:

- канальные - предназначены для обработки канала;

- глобальные - play/stop, проиграть секвенцию;

- эксклюзивные - предназначены для 1 MIDI-устройства.

С появлением MIDI любой контроллер может управлять любым генератором. До

появления MIDI были синтезаторы «все в одном флаконе».

 

 

36. Виды компьютерных программ для обработки звука и их назначение. (Чудинов)

 

1. аудиоредакторы

-работа с файлами

- Wave Lab, Sound Forge, Adobe Audition

2. многоканальная запись и воспроизведение

- работы с проектами

-Vegas Pro, Samplitude, Adobe Audition

3. Виртуальные студии

-работа с проектами

-Cubase, Nuendo, Sonar, Logic, ProTools

Предназначены для работы со звуком. Решают разные задачи. В целом предназначены для записи и оцифровки звука, правки рабочего материала, монтажа, сведения, наложении эффектов, мастеринга и сохранения результата в различных форматах и на различных носителях. Ввиду того, что на рынке жесткая конкуренция, все производители стремятся привнести в свой продукт максимум возможных функций, чтобы привлечь аудиторию.

Программы-аудиоредакторы: Sound Forge Wave Lab, Adobe Audition. Работают с файлами. На входе файл - на выходе файл. Выполняют все необходимые функции для редактирования. Позволяют записать, смонтировать материал.

Программы многоканальной записи: Samplitude, Sequoia, Vegas Video, Soundtrack Pro. Превращает: компьютер в многоканальный магнитофон. Samplitude 8-999 дорожек, 64 подгруппы, встроенный микшерный пульт, поддерживает неограниченное количество плагинов, обработка звука, эффекты, возможность записи CD, DVD.

Виртуальные студии: Sonar, Cubase, Nuendo, Logic, ProTools. Многоканальная запись + работают с MIDI. Являются программами-секвенсорами. Работают с MIDI-командами. Дорожку назначаешь аудио или MIDI. Открываешь MIDI - редактор, начинаешь рисовать нотки или можно подключить клавиатуру и наиграть. Потом все это отредактировать. Далее на эту дорожку назначаешь виртуальный инструмент. И наш шедевр начинает звучать выбранным инструментом. Заменяет целую студию в одном компьютере.

Вспомогательные и служебные: плагины VSTJ Direct X, драйвера (обработка, эффекты).

Синтезаторы - сэмлеры: VSTI. Gigastudio - подключаемые модули. Целая база засэмплированных инструментов.

Нотааторы: Finale. Sibelius. Создание, редактирование нотных партитур.

А вт о а р а и ж и р о в щ и к и: Band in a box. Основана на искусственном интеллекте, может создавать импровизации по тем же правилам, что и музыканты. Можно выбрать стиль солист (Джон Колтрейн) и программа на заданную гармонию набросает соло. Редактирование любой составляющей: можно изменить (темп, ноты, стиль). Если вы начнете играть, программа будет аккомпанировать. Играешь аккорд - программа распознает его и выводит на нотный лист.

Программы для коррекции: Melodyne. Vocaloid. Позволяет вручную отредактировать записанные одноголосные файлы (голоса или инструмент). Тут же отображает, пишет нотами, можно сохранить MIDI-файлом. Возможно изменение темпа без изменения тональности и наоборот. Возможно изменение формант, изменение особенностей исполнения (вибрато, переход между нотами). Можно изменить высоту тона более. чем на октаву. При всех операциях гарантируется сохранение естественности.

Спецэффекты: все эффекты родились как результат лажи при записи. Позже стало использоваться как эффекты. Чистые:

1.distortion - перегруз, нелинейные искажения. Чем сильнее distortion, тем сильнее сжимается динамический диапазон. Параметры: gain (драйв), tune.

2. модуляция: тремоло (амплитудная), вибрато (частотная). Параметры: скорость (frequency), глубина (modulation depth).

3. сдвиг фазы (phaseг).

4. изменение высоты тона (pitch shifter). Параметры: pitch (по полутонам), fine (точная, меньше Vi тона)

5.задержка (delay/echo, reverb). Параметры: time, tone, feedback.

Reverb -основная задача- искусственная имитация пространства. Тип (room. hall, chamber),

время затухания до -60 дб^1есау time), предварительная задержка (время между прямым звуком и началом реверберации - pre delay), плотность (diffusion), уровень и время ранних отражений (early reflections), поглощение (dsmping).

Составные:

1.Flanger- сдвиг фаз + детонация (2 магнитофона проигрывают одно и тоже - один нормально,

другой с рывками).

2. Chorus-задержка+модуляция.

3. Harmoniser-задержка+PitchShifter.

 

37. Принцип цифровой компрессии (сжатия) данных. Форматы звуковых файлов и влияние параметров оцифровки на качество звучания.(Ходаков).

1 АТРАК

 

 

Для экономии места на носителе записи часто прибегают к методам искусственного сжатия потока данных (цифровой компрессии), основанного на вычёркивании избыточной информации, т.е. той части информации, которой можно пренебречь, не записывая её, но запомнить и восстановить без заметных искажений программы при её воспроизведении.

Наибольшее распространение получило кодирование цифровых данных с компрессией в форматах MPEG (Moving Picture Expert Group). Этих форматов целое семейство: MPEG-2, MPEG-4 ─ используются для кодирования цифровых видеозаписей, MPEG-2-аудио используется на радиостанциях для сжатия аудиоинформации, а формат ─ MPEG-1 Layer-3 (MP-3) ─ один из самых распространённых форматов для бытовых аудиозаписей и для передачи музыки по сети Интернет.

В телевидении цифровая компрессия наиболее актуальна, в связи с огромной скоростью передачи информации, и соответствующим возрастанием ёмкости носителей для её размещения.

Однако видеоизображение имеет значительную избыточность, т.е., при его переводе в цифровой вид часто в значительном количестве встречаются одинаковые или похожие элементы, которые можно идентифицировать и удалить, с тем, чтобы восстановить при считывании.

В звуковом сигнале также можно проследить связь последующих уровней сигнала с его предшествующими значениями. В музыке такое бывает часто. Это позволяет передавать не всю информацию, а только ее выборочные значения. Например, все совпадающие между собой биты полностью можно не передавать. Если бит совпадает с прошедшим, он вычёркивается. Этим можно достичь существенной экономии по передаваемому потоку данных.

Часто прибегают к простому вычёркиванию тех битов кодовых слов, которые считаются несущественными, по «удельному весу» битов разных разрядов. Например, бит самого младшего разряда влияет на конечный результат так незначительно, что его потерю на громких звуках заметить нельзя. Эти биты, как бы избыточны, ими, в принципе, можно пренебречь, а восстановить только при воспроизведении.

Вычеркивание частей потока бит может быть продолжено также на основе изучения известных законов психоакустики. Во входном музыкальном сигнале можно определить, какие части спектра лежат ниже порогов слышимости. Их можно удалить и скорость передачи информации в битах, таким образом, может быть уменьшена. Учитывается также эффект взаимной маскировки сигналов. Более громкий звук заглушит более тихий, даже если громкий возникнет не одновременно с тихим, а непосредственно перед ним, т.к. эффект, т.н. “постмаскировки” действует в пределах 200мс.

Однако действия устройства компрессии или кодера должны быть сообщены приемной стороне – декодеру. С этой целью в состав кодовых слов (предложений) вводят масштабные коэффициенты.

 

Для экономии места на носителе часто прибегают к методам искусственного сжатия потока данных (цифровая компрессия), основанного на вычеркивании избыточной информации, той информации которой можно пренебречь, не записывая ее, но запомнить и восстановить без заметных искажений. В звуковом сигнале можно проследить связь последующих уровней сигнала, с его предшествующими значениями. Позволяет передавать выборочную информацию, а не всю. Все совпадающие биты, вычеркиваются. Таким образом можно достичь существенной экономии по передаваемому потоку данных. Вычеркивание частей потока может быть на основе законов психоакустики. Во входном музыкальном сигнале можно определить какие части спектра, лежат ниже порога слышимости. Их можно удалить. Существуют сжатые и несжатые форматы файлов. Несжатые - в основе лежит сохранение в прямом виде! например форматы - WAV, AIF, CDDA. Сжатых же существуют два типа файлов - без потерь сжатые и с потерями. Без потерь - в основе принцип архивирования, плохо то что коэффицент сжатия - в 2 раза. Например FLAC, M4A. Сжатые с потерями делятся на два типа сжатия: математическое (ADPCM, сохраняется разница между отчетами, такой способ очень слышен, например OGG, MPEG-3)и психоакустическое сжатие - принцип звуковой маскировки, вынесение за границу слуха плохослышимых частот, на слух этот принцип приятнее чем математический, например OGG, MPEG-3.

Дизеринг - это подмешивание в сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Таким образом можно сохранить тихие звуки, которые отвечают за пространство.

Так же на качество звучания, могут повлиять такие этапы аналогово-цифрового преобразования как: дискретизация (разбивает сигнал на маленькие участки(отсчеты), и проблема тут - эффект ALLIASING, это когда высокочастотные составляющие накладываются на низкочастотные, в результате искажение сигнала. выход - частота дискретизации должна быть высокой, и сигнал должен надлежащим образом быть отфильтрован перед оцифровкой. Вторая проблема при этапе квантования (ацп измеряет величину каждого отсчета), это шум квантования-следствие ошибок квантования. Наиболее заметны на тихих местах. Решение - увеличить разрядность, дизеринг эффект.

 

 

теорема Котельникова — Шеннона?

Аналого-цифровой преобразователь — устройство, предназначенное для преобразования непрерывно изменяющейся во времени аналоговой физической величины в эквивалентные ей значения числовых кодов.

Цифро-аналоговый преобразователь — устройство, предназначенное для преобразования входной величины, представленной последовательностью числовых кодов, в эквивалентные им значения заданной физической величины.

выборка значений исходной аналоговой величины в некоторые наперед заданные дискретные моменты времени, т.е. дискретизация сигнала по времени;

квантование (округление до некоторых известных величин) полученной в дискретные моменты времени последовательности значений исходной аналоговой величины по уровню;

кодирование — замена найденных квантованных значений некоторыми числовыми кодами.

 

38. Принцип двухканальной стереофонической передачи. Эстетическиепреимущества, стереофонического воспроизведения. Стереоэффект.

1 стререоэффект

2 компоненты стереоэффекта

3 принцип двухканальной стереопередачи

4 эффект Хоасса

5 микрофонные стерео системы (AB, XY, MS)

6 зачем нужна система 3 АБ (применение)

7 главный не достаток – это не совместимость

ХY подобранная стереопара или стерео микро, как ставится, + XY по сравнению с АБ, диаграмма направленности, зачем используем

MS – все тоже самое рассказываем (это лучшая система для телика)

Основной принцип, заложенный в основу двухканальной стереофонии, заключается в том, что если два звуковых сигнала, передаваемых по двум каналам от одного общего источника имеют между собой взаимную фазовую корреляцию (т.е., связаны общностью по форме), то при излучении двумя, расположенными на некотором расстоянии друг от друга громкоговорителями, звуковой образ сливается и воспринимается слушателем слитно. Причём, если уровни сигналов одинаковы, а фазы точно совпадают, кажущийся звуковой образ ощущается слушателем как бы в центре между громкоговорителями (в центре “базы”).

Меняя соотношения уровней левого и правого стереофонических сигналов, можно создать ощущение перемещения кажущегося источника по базе в сторону большего уровня или тот же эффект можно получить и введя в один из каналов задержку по времени, однако, достаточно малую, чтобы не нарушить корреляционные связи между фазами канальных сигналов. В этом случае возникает ощущение сдвига кажущегося источника в сторону громкоговорителя, излучающего опережающий сигнал (“эффект предварения”(эффект Хааса).

В простейшем случае, для практической реализации стереофонической передачи достаточно иметь два обычных монофонических микрофона, расставленных по фронту перед исполнителями и воспринимающих звуковые волны, исходящие от одних и тех же инструментов, с разными фазами, зависящими от того, на каком расстоянии от источника звука расположен данный микрофон.

Такая микрофонная система получила в литературе название системы AB.

Сигналы от левого и правого микрофонов, при воспроизведении их через два громкоговорителя, будут казаться слушателю исходящими из разных точек базы, за счёт разности во времени прихода к слушателю звуковых сигналов слева и справа, благодаря эффекту Хааса

. Поэтому система AB является системой так называемой “временной” или “фазовой” стереофонии.

Впечатление локализации источников звука, можно обеспечивать также с помощью разности интенсивностей, излучаемых динамиками сигналов (это, так называемая, интенсивностная стереофония). Для реализации системы интенсивностной стереофонии применяется микрофонная система XY, при которой используются стереофонические, совмещенные микрофоны, представляющие собой два микрофона направленного действия, конструктивно расположенные в одном корпусе друг над другом, с осями максимальной чувствительности, развёрнутыми между собой на угол близкий к 90°.

В этом случае, чувствительность микрофонов стереопары будет зависеть от расположения источников и разница напряжений на выходах микрофонов будут тем больше, чем больше угол, под которым по отношению к акустической оси симметрии воздействовал звук.

Под словом “стереоэффект” понимают весь комплекс эстетических качеств стереофонической записи, отличающих ее от одноканальной – монофонической.

Это:

• локализация отдельных компонентов ансамбля в пространстве, определение их взаимного

расположения по фронту, ощущение ширины звуковой картины;

• хорошая различимость отдельных инструментов в ансамбле, уменьшение эффекта взаимной

маскировки сигналов и, как следствия этого, улучшение “прозрачности” звучания и правильность передачи тембров;

• более естественная передача акустической обстановки (“амбиенции”), существовавшей в студии, создающая у слушателя “эффект присутствия”. Это происходит за счет того, что отраженные сигналы, передаваемые от двух микрофонов, установленных в студии в двух точках, не коррелированны между собой, их мгновенные фазы подчиняются случайному закону распределения, не совпадают между собой, и поэтому ощущаются не слитно, а как бы “разлитыми” в пространстве.

Вопрос No21. Субъективная оценка качества звучания фонограмм.

В связи с тем, что оценка звучания всегда в известной мере субъективна, для унификации терминологии и выработки общего подхода к определению качества фонограмм разработан и апробирован на практике перечень параметров качества, поддающихся раздельной оценке по каждому из них и в совокупности определяющих качество звучания в целом.

Оценку по каждому из параметров и по общему впечатлению о записи производят по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо, с имеющимися небольшими дефектами), 3 (удовлетворительно), 2 (из-за серьезных дефектов может быть принято лишь условно, как документ), 1 (запись непригодна).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.