Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для студентов.






Основными видами аудиторной работы студентов являются: лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к экзамену.

В ходе лекций преподаватель, используя интерактивные методики, излагает и разъясняет основные вопросы темы, обсуждает связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для углубленного изучения темы в ходе самостоятельной работы. Поскольку лекции носят интерактивный характер обязанность студентов - критически слушать излагаемый материал, задавать (в случае крайней необходимости) вопросы, требующие углубленного разъяснения и участвовать в предложенных преподавателем в ходе лекции интерактивных экспресс-дискуссиях.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебного курса. Они служат для контроля преподавателем степени усвоения студентами начитанного материала; его закрепления; развития умений и навыков его критического обсуждения, используя широкий спектр приемов и методов аргументации, а также его практического применения для решения предложенных преподавателем конкретных профессиональных заданий.

Таким образом, семинар-круглый стол представляет собой свободный дискуссионный обмен мнениями по избранной тематике с последующим практическим применением исследованного материала. Семинар-круглый стол начинается с вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. После этого следует доклад, предполагающий анализ фундаментального труда или подборки публикаций по ключевым вопросам заявленной темы. Затем заслушиваются краткие сообщения студентов по заявленной теме. Далее следует обсуждение доклада и сообщений студентов, которое, как правило, совмещается с рассмотрением намеченных преподавателем тематических вопросом. В ходе дискуссии поощряется выдвижение и обсуждение самостоятельных аргументированных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги дискуссии и дает оценку выступлениям студентов.

В целях практического закрепления теоретического материала и развития навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель ближе к концу семинарского занятия предлагает небольшую контрольную работу в виде тестового задания или решение юридической задачи с использованием пройденного материала.

В процессе подготовки к семинару-круглому столу студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов и сообщений для обсуждения приведена в плане семинарских занятий. Кроме указанных в плане тематических вопросов студенты могут, по согласованию с преподавателем, избирать и другие, инициативные аспекты заявленной темы.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Кроме того, семинарские занятия могут проводиться в форме учебных конференций. Семинар-конференция включает в себя выступления студентов с заранее подготовленными презентациями на оригинальную философскую и философско-правовую тематику. Основу презентации, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов.

Реферат на философско-правовую тему – это самостоятельная письменная работа (7-10 страниц, 14 шрифт, А4 формат) включающая анализ публикаций по теме учебного курса, выработку и обоснование собственной позиции студента в отношении исследуемых в работе вопросов.

Поскольку подготовка реферата - вид исследовательской деятельности, работа над ним включает ознакомление с широким спектром философских первоисточников, монографий, статей; обобщение собственных взглядов и наблюдений студента, консультирование с экспертов (преподавателем). Работа над рефератом активизирует творческий потенциал и критическое мышление студента, способствует формированию навыков применения знаний в философско-правовой области на практике для разрешения актуальных политико-правовых и общегуманитарных проблем.

В процессе работы над рефератом студенты вправе обращаться за консультациями к преподавателю. Примерная тематика рефератов приведена в настоящей рабочей программе. Кроме указанных тем, студенты могут, по согласованию с преподавателем, выполнять рефераты и на иные, темы в рамках учебного курса.

Помимо выполнения вышеописанных заданий по курсу также предполагается написание аналитической справки (эссе) по тематике философии права. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого (2-4 стр.) и относительно свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу / вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит как в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, так и в более глубоком и личном освоение курса философии права через разбор конкретного вопроса, тема. В рамках курса эссе посвящены существующим в современной философии права спорам по ряду базовых проблем (понятие права, соотношение права и морали, правовая неопределенность, методология юриспруденции и др.). Перечень тем эссе представлен в рабочей программе в настоящей рабочей программе.

Также по курсу предполагается проведение ролевой игры. Ролевая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики (в нашем случае юридической).

В ролевой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в ролевой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Ролевая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

В рамках курса проводится ролевая игра «Разбор дела о спелеологах». В основу сценария игры положено произведения крупнейшего американского специалиста в области философии права Лона Фуллера «Дело о спелиологах, проводимой» (Speliancian case) 1949 года. Студенты академической группы разбиваются на три группы:

1. Тех, кто полагает, что спелеологи виновны и должны понести наказание по всей строгости закона;

2. Тех, кто полагает, что спелеологи виновны, но заслуживают снисхождения и, соответственно, смягчения вины;

3. Тех, кто полагает, что спелеологи невиновны.

Условием игры является попытка отстоять свою процессуальную позицию, руководствуясь идейным концептом одной из философско-правовых школ, подобно тому, как это делали верховные судьи вымышленного Лоном Фуллером государства Ньюгарта.

По курсу также возможно применение иных образовательных форм (в том числе интерактивной и инновационной направленности), которые используются по согласованию с ведущим курс преподавателем.

Основной вид работы студента – самостоятельная работа, которая включает в себя освоение лекционного материала с использованием тематических схем, разработанных преподавателем, изучение рекомендованных и иных учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку презентаций, докладов, сообщений, выступлений на семинарских занятиях, написание рефератов, аналитических справок, выполнение иных заданий преподавателя.

На первой лекции учебного курса преподаватель знакомит студентов с общей методикой самостоятельной работы, которая в ходе процесса обучения может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (специально оборудованные аудитории, библиотека) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу по изучению учебного курса следует начинать с ознакомления с УМК, который содержит, во-первых, цели и задачи учебного курса, его хронометрию и содержание, во-вторых, основные требования к уровню освоения учебного материала студентом в виде знаний, умений и навыков, в-третьих, методологию освоения учебного материала курса. Обязательно следует учитывать рекомендации преподавателя, данные на первой лекции и на последующих занятиях и консультациях. Только после этого целесообразно приступать к изучению тематического материала в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании темы на лекционном занятии, необходимо руководствуясь лекционными информативными схемами ознакомиться с рекомендованной основной и дополнительной литературой. При этом целесообразно письменно фиксировать возникшие в ходе ознакомления с материалами вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно и собственные идеи для их дальнейшего обсуждения на семинарских занятиях и консультациях.

Изучение учебного курса заканчивается экзаменом, проводимым по всему его содержанию. Форма экзамена может быть различной: ответ на вопросы экзаменационного билета; собеседование по всему курсу; защита реферата по философско-правовой проблематике – в зависимости от решения кафедры по представлению преподавателя.

К экзамену допускаются студенты, систематически работавшие над материалами учебного курса в ходе аудиторных занятий и показавшие положительные результаты на контрольных работах.

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данной Программе. Ответ на экзамене предполагает четкое ознакомление с формулировкой каждого билетного вопроса, понимание существа вопроса. Это позволяет составить примерный план ответа.

Обычно план ответа на вопрос экзаменационного билета включает в себя:

- обзор освещения предмета изложения в истории философско-правовой мысли;

- определение сущности рассматриваемого предмета;

- основные элементы содержания и структура предмета изложения;

- факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

- показ практической значимости исследуемого предмета в профессиональной деятельности юриста.

Полный ответ на вопрос непременно включает его аргументацию, в том числе ссылки на первоисточники.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.