Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая четверть






ИНТОНАЦИЯ

 

Первый урок*

 

Обратить внимание ребят на то, что наша обычная, разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельны (мы не спу- таем человека говорящего с человеком поющим), но тем не менее имеют много общего. Начать урок можно так: учитель читает вслух какой-нибудь небольшой литературный отрывок без пауз, без едино- го знака препинания, на одной высоте – без понижений и повыше- ний, без ускорений и замедлений, без акцентов, без выделения силь- ных, важных слов – всё одинаково, всё без разбора, всё подряд. Такая речь обязательно вызовет смех у ребят и, возможно, напомнит им, как они сами, отвечая на уроке или вообще рассказывая о чём-либо, говорят именно таким образом. А потом прочитать тот же текст как следует: с паузами и знаками препинания, одни слова произнося быстрее, другие – медленнее, одни – громче, другие – тише. Иначе говоря, прочитать текст выразительно, интонационно осмысленно. Можно рассказать о короле, который будто бы забыл поставить запя- тую в словах своего приговора «казнить не надо миловать», и судьи не знали, что им делать с осуждённым – казнить или миловать. Рассказать ребятам о том, что существует своеобразный приём произ- несения (и пения!) – скороговорки и что они чаще всего носят шуточ- ный характер (в первом классе это была игровая песня «Карусель»).

«Болтает», «тараторит», «трещит» – вот как говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку. Ребята услышат остроумнейшую песню С. Прокофьева «Болтунья» (её исполняет высокий женский голос – сопрано) и разучат небольшую песенку-скороговорку

«Барабан». Эту скороговорку, так же как и песню «Кто дежурные?», петь по группам и с солистами.

«Скворушка прощается» – исполнение.

«Болтунья» С. Прокофьева – слушание.

«Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.

«Кто дежурные?» Д. Кабалевского – разучивание.

 

* Вход на урок и выход из класса после урока под музыку песни Д. Кабалевского

«Кто дежурные?».


Второй урок*

 

Продолжая тему первого урока, сравнить текст и мелодию несколь- ких песен и спеть эти песни, обращая внимание на интонационную выра- зительность исполнения: точное выполнение пауз, сознательное выде- ление сильных (наиболее важных) слов и слогов во фразе, наиболее важ- ных звуков в мелодиях, устремление к кульминации (вершине). Здесь уместно рассказать ребятам о том, что музыкальную интонацию, в отли- чие от речевой, записывают точно и по высоте, и по длительности.

Для наглядного уяснения того, что слабые и сильные доли в разговор- ной речи и в музыке играют важную роль, можно обратиться к хорошо известной ребятам песне «Спой нам, ветер». Главное слово в первой фразе – «ветер»: «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер! Весёлый ветер! Весёлый ветер!» При произнесении этого слова первый его слог

«ве» звучит сильнее, чем второй – «тер». Точно так же звучит это слово и в пении. Предложить ребятам заменить это слово каким-нибудь име- нем, например «Борис». Пусть ребята сами установят, почему этого нельзя сделать. Пусть сами придут к выводу, что имя «Борис» надо для этого заменить сокращённым «Боря». А чтобы сохранить «Борис», при- дётся изменить порядок слов: «А ну-ка песню нам пропой, Борис весё- лый!» Ребята сами могут придумывать примеры такого же рода.

Так ребята осознают, что понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свой- ственны музыке и разговорной речи; им становится ясно, что краси- вая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.

Важно закрепить в сознании ребят понимание того, что в музыке, как и в обычной человеческой речи, есть свои знаки препинания и что эти знаки препинания разделяют музыку на фразы, как это проис- ходит в обычной речи. Разобрать несколько уже известных и новых сочинений, показать, как сочинения делятся на фразы (например,

«Калинка» – две фразы, «Во поле берёза стояла» – четыре фразы и т. д.). В этих примерах каждая фраза отделяется от следующей запяты- ми, а в конце песни стоит точка. В первом примере вершинами явля- ются первые звуки каждой фразы: из них, как ручеёк из источника, вытекает мелодия. Во втором примере построение такое же.

Подчеркнуть, что ощущение и понимание знаков препинания в музы- ке очень важно для её осмысленного, выразительного исполнения.

На уроке прозвучит музыка, требующая разной интонационной выразительности в исполнении: настойчивой – в попевке «Барабан», шутливо-задорной – в песне «Кузнец».

Перед исполнением песни «Кто дежурные?» пусть ребята сперва выразительно прочитают текст, подчеркнув вопросительные и утвер- дительные интонации.

«Кто дежурные?» – исполнение.

«Барабан» – исполнение.

«Болтунья» – слушание.

«Кузнец» И. Арсеева – разучивание.

«Марш» Э. Грига – слушание.

 

* Вход на урок под музыку И. Дунаевского «Спой нам, ветер», выход из класса после урока под «Марш» Э. Грига.


Третий урок*

 

Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочине- ние обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен». Каждое такое зерно мы называем интонацией. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем и узнаём при повторениях, даже если построение звучит с какими-либо изменени- ями. В зерне-интонации содержится зародыш мелодии, ритма и дру- гих элементов музыкальной речи, главное же – характер музыки.

Главная интонация часто пронизывает всё произведение. Слушание нового варианта знакомых по первому классу пьес «Резвушка»,

«Плакса», «Злюка» (исполнение различными группами симфоническо- го оркестра) даёт возможность ребятам прийти к выводу, что тембр как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонации. Иногда главной интонацией музыка начинается (например, «Кто дежурные?»), иногда она звучит не в самом начале музыки («Перепёлочка») – важно, чтобы ребята поняли, что даже по одной интонации можно определить знакомую музыку, и пусть они сами, опираясь на слуховые впечатле- ния, попытаются узнать главные интонации в знакомых им песнях и инструментальных сочинениях, охарактеризовать те черты, по которым они определяют эти зёрна-интонации.

Перед исполнением мелодии из Пятой симфонии Бетховена можно предложить ребятам следующую задачу: пусть представят себе, что перед ними на стене висит большой портрет Юрия Гагарина (или дру- гого известного и любимого ребятами героя). На вопрос учителя «Герой ли он?» последует, конечно, утвердительный ответ. Тогда пусть ребята дадут определение того, каким он был героем, и из предложенных определений учитель отберёт одинаковые по ритму (четыре слога с уда- рением на последнем), например: «сильный герой», «смелый герой»,

«храбрый герой». Одного-двух таких определений будет уже вполне достаточно. Пусть весь класс произнесёт эти короткие фразы очень чётко. Ритм наверняка получится такой же, как в бетховенской инто- нации. Тогда предложить ребятам вспомнить, какая музыка (извест- ная и исполнявшаяся ими) соответствует этому ритму. Так, от муже- ственного образа героя, через мужественные слова и мужественные ритмы они сами придут к мужественной музыке Бетховена.

В конце урока прозвучит песня «Кузнец», в которой интонация не изменяется от начала и до конца. При её исполнении можно предло- жить ребятам вставать и садиться поочерёдно, то мальчикам, то девочкам. Надо добиваться при этом полного отсутствия шума и рит- мической точности исполнения: чётко вставать перед самым вступле-

нием, а после последнего спетого звука – немедленно садиться**.

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.

«Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем.

 

* На этом уроке и в дальнейшем на протяжении всей четверти вход в класс под

«Марш» Э. Грига, выход из класса под музыку песни Д. Кабалевского «Кто дежурные?».

** Тема «Интонация», изучение которой позволяет ребятам сделать вывод о том, что отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука, даёт повод для начала обучения пению по нотам. Методы обучения могут быть различными. Программа подразумевает возможность использования, например, как абсолютной, так и относительной сольмизации. Музыкальным материалом могут быть те попевки и песни, которые были выучены в первом классе. Однако при этом важно, чтобы музыка по своему содержанию была органически связана с темой урока.


Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполне- ние.

«Кузнец» – исполнение.

 

Четвёртый урок*

 

Интонации бывают очень разные: одни выражают настроения, чувства, мысли человека, другие – изображают какие-либо движе- ния человека (шаги, прыжки) или разнообразные звуки, шумы и явления окружающего его мира.

Вот некоторые примеры интонаций, выражающих разные харак- теры, чувства и настроения людей: резвая интонация («Резвушка»), плаксивая («Плакса»), сердитая, злая («Злюка»), жалобная («Перепёлочка»). Обратить внимание на связь характера интонаций в той или иной песне с характером её исполнения. По аналогии напомнить ребятам, что они сами часто придают своей речи опреде- лённую интонационную окраску. Даже одно и то же слово произносят то вопросительно (да?), то утвердительно (да!), то с неуверенностью (да-а...).

А вот некоторые интонации изобразительного характера: интона- ция шага («Марш» Прокофьева), интонация набатного колокола («Дон-дон»), трубы и барабана («Труба и барабан»), крика петуха (вступление к русской народной песне «Петушок») и зова кукушки («Кукушка»), мяуканья и царапанья кошечки («Кот в сапогах и Белая кошечка»). Различны виды сочетаний интонаций. Например,

«Марш» С. Прокофьева – интонация шага в нижнем регистре, песен- ные интонации – в верхнем регистре.

Разучивание мелодии «Доброе утро» из второй части кантаты

«Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского следует связать с выра- зительным прочтением текста и подчёркиванием во время исполне- ния ладовой окраски интонации, её «высветления».

При слушании экспозиции 3-й части симфонии Бетховена пусть ребята сами определят, что главная (героическая) интонация звучит не в начале, а в конце каждого из трёх построений.

Примеры выразительных и изобразительных интонаций – по выбору учителя из числа названных.

«Доброе утро» – разучивание.

«Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание.

Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание.

«Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.