Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.






1)Идеология – понятие, обозначающее совокупность взглядов и идей, мифов и преданий, политических лозунгов и программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых общество или отдельные социальные субъекты (классы, социальные группы, партии и т.д.) осознают и оценивают действительность (прежде всего социальную), ее проблемы и конфликты и выражают свое отношение к ним путем активной деятельности (прежде всего, политической), направленной на сохранение или изменение данных общественных отношений.

Впервые этот термин ввел в научный оборот в конце 18 в. французский философ Дестют де Траси. Д. де Траси, Дежерандо, Кабанис и другие разрабатывали новую дисциплину — науку о том, как формируются идеи и какова их роль в жизни общества, пытаясь опереться в политике, этике и т.д. на достоверный эмпирический фундамент.

Основными политическими идеологиями нашего времени считаются либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм. Сегодня и отечественные, и западные теоретики идеологии рассматривают ее:

Æ как неотъемлемую часть социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества;

Æ как специфическое ценностное сознание, выражающее интересы различных социальных общностей и общества в целом;

Æ как социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в которой отражаются интересы социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

2)Современное белорусское государство по своему статусу — это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. Это молодое государство, которое, конечно, имеет свои древние традиции государственного развития, но которое испытывает трудности в формировании адекватной историческому моменту идеологической основы государственной жизни.

Сегодня этот процесс во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности процесса формирования новой идеологии?

ü Белорусское общество не пережило исторического этапа модернизации (индустриализации, формирования национального самосознания и т.д.) в рамках собственного национального государства, поэтому фундамент идеологии — общественная психология (мотивации, установки, переживания и прочее, как составные части национально-культурного опыта государственности) не успел сформироваться.

90-е годы ХХ века — период обретения Беларусью государственного суверенитета, национально-культурного возрождения, становления гражданского общества. В этих условиях формирование государственной идеологии как регулируемый «сверху» процесс отвечает исторической необходимости «дотягивания» общественной психологии и национального самосознания до уровня, который бы обеспечил интеграцию гражданского общества и государства на национально-культурной почве.

ü Сложнейший процесс рационализации общественных настроений, обычно развертывающийся в исторической перспективе, должен быть многократно «сжат» во времени и фактически сведен к технологии селекции, выбора, рациональной отработки, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического истеблишмента. Была сформулирована весьма позитивная установка на фундирование государственной идеологии, с одной стороны, ценностями и интересами так называемого открытого общества, с другой, — национальными и государственными приоритетами.

ü Специфика момента состоит в том, что западное, так называемое открытое общество, исповедующее либеральные ценности, демократическую политику, многоукладную экономику, само находится в поиске новых мировоззренческих структур и отношений к миру.

2) Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, которые в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Белорусы веками нарабатывали уникальный опыт совместной жизни и неконфликтного сосуществования людей различных национальностей и вероисповеданий. Этот опыт в целом созвучен основной задаче постиндустриальной цивилизации — задаче сохранения природы, духовного и культурного богатства, социальных завоеваний человечества. «Охранительный» исторический опыт белорусов имеет в этом смысле большой потенциал. Укрепление этого опыта — важнейшая задача.

Таким образом, синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими культурными и социальными завоеваниями как западного, так и восточного общества — это путь, который поможет, с одной стороны, избежать национальной замкнутости, угрозы национального шовинизма, с другой — это гарантия интеграции белорусского общества в объединяющееся мировое сообщество.

Система ценностей белорусов формировалась под воздействием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества и в то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общими являются стремление к справедливости, ориентация на коллективизм, а не на индивидуалистические ценности существования, что во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Ценность коллектива была связана с христианской религией (православием). Но с другой стороны, общество никогда не приобретало у белорусов такого самодовлеющего глобального характера как у русских, когда служению общественному делу посвящаются все силы личности. Для белорусов более характерно ощущение собственной независимости, автономности.

Существование на территории Беларуси далеких от согласия между собой православной, католической и униатской церквей отрицательно влияло на самоидентификацию населения, его национальный характер. Отсутствие устойчивых ценностей в сознании народа, чувства стабильности переплетались с крестьянским консерватизмом и инертностью. Это сопровождалось отмежеванием от внешнего окружения, замкнутостью в рамках локальных общин. Незавершенность процесса национально-культурной самоидентификации привела к ослаблению чувства национальной гордости и достоинства. Нахождение в условиях различных культурных влияний и неопределенности выбора привело к стремлению белорусов достичь и сохранить общественное согласие («згоду»).

Для белорусов характерно уважение права, законопослушание. Среди ценностей — неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности и равновесию. Отсюда — недоверие к новациям, разрушающим привычную жизнь. Им присущи, с одной стороны, отрицание насилия, миролюбие и покладистость, с другой — свободолюбие и храбрость.

Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и других видов терпимости). Истоками толерантности, неконфликтного характера белорусов явились умеренные природно-климатические условия жизни, мягкий равнинно-холмистый рельеф и лесисто-болотисто-полевой ландшафт, общий природно-климатический баланс. Толерантность была связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступала как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Жизнь в условиях полиэтнических государств (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия, СССР) приучила белорусов отдавать предпочтение общегосударственным интересам, не акцентируя этнические.

Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность — характерные черты национального характера белорусов.

Направления:

ü построение сильного и эффективного государства.

Эта стратегия заявлена в Конституции: РБ — унитарное демократическое социальное правовое государство.

ü социальный характер государства, что подтверждается в официальном закреплении такого важного государственного приоритета, как защита социальных прав граждан.

- юридическое и фактическое право каждого человека на достойный уровень жизни

- социальное равенство — это равенство социальных возможностей, которыми располагает каждый человек для проявления своих природных способностей и реализации своего творческого потенциала

- постоянное повышение благосостояния людей как низших, так и высших слоев умножающего общественное богатство общества.

- Из существующих уже в мировой практике моделей социального государства — либеральной, консервативной и социал-демократической — РБ в большей степени склоняется к модели социал-демократического социального государства (типа Дании, Норвегии, Швеции). Эта модель предполагает, что деятельность социального государства должна быть направлена на ликвидацию нищеты, стимулирование экономического роста, создание условий для реализации творческого потенциала индивида, поощрение альтруизма в обществе, соблюдение принципов социального равенства, свободы и социальной интеграции.

ü особый путь перехода к рыночной экономике — плавное, постепенное вхождение в рынок при государственном контроле за ценами, смягчении социальных издержек взамен «шоковой» модели резкой либерализации экономики. Причем в процессе реформирования экономики роль государственного регулирования и управления экономикой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Этот путь более длительный, что порождает свои издержки, но и более социально ориентированный.

ü обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования.

ü Реализация белорусской модели развития ориентирована на то, чтобы в республике осуществлялась не массовая, обвальная приватизация, а просчитанная, способная сформировать эффективно действующего собственника.

ü Сильная социальная политика.

ü Многовекторность внешнеэкономической политики.

ü Интеграция с Россией и странами СНГ.

Может ли наше государство, на современно этапе взять на себя столь высокие обязательства, имеет ли оно для решения задачи по созданию социального государства необходимые ресурсы? Аналитики утверждают, что Беларусь располагает достаточными ресурсами, чтобы в кратчайший исторический срок совершить социально-экономический «рывок».

ü удачное географическое расположение — между странами СНГ и Европой, Балтийским морем и Черноморским регионом. Беларусь — важное звено не только в системе европейско-российской безопасности, и один из самых перспективных регионов для развития и процветания в Восточной Европе.

ü укреплению позиций РБ способствует также и внутренняя административно-территориальная структура — радиальная экономико-географическая конфигурация со столицей в центре; равномерное расположение важнейших промышленных центров, хорошее качество коммуникаций.

ü социальный капитал: достаточно квалифицированный трудовой потенциал, традиции трудолюбия, исполнительности, законопослушности, толерантности.Населения, по сравнению с соседями, имеет очень высокий процент высокообразованных и квалифицированных работников. Такого трудового потенциала достаточно для развертывания наукоемких и трудоемких отраслей производства вместо энерго- и металлоемких, для организации широкой сферы сервиса и обслуживания — важнейший социальный капитал РБ.

ü имеет полезные ископаемые, хорошие лесные, водные, земельные ресурсы, умеренно-континентальный климат.

Достижения этой модели:

ü не дала сформироваться в Беларуси олигархическим кланам за счет недобросовестного присвоения общественного достояния;

ü не допустила криминал к власти (по оценкам экспертов, РБ — в шестерке наименее коррумпированных стран мира);

ü не привела к массовой безработице и обнищанию людей;

ü не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора экономики.

Среди факторов, которые мешают реализации модели демократического социального правового государства, можно выделить как важнейшие:

ü социально-экономический, политический, нравственный и духовный кризис, начало которому положили процессы перестройки (модернизации) и развал Советского;

ü недостатки административно-командной политики, проводимой правящей политической элитой. Эксперты отмечают, что среди факторов, определяющих динамичное развитие любого общества, ведущая роль принадлежит фактору государственного и хозяйственного управления. Наша система регулирования и управления пока находится в стадии становления, но уже сейчас можно отметить ее огромный бюрократический аппарат:

ü внешняя самоизоляция РБ, повлекшая прекращение инвестиций в экономику, тормозящая процесс перевооружения промышленности и других отраслей экономики;

ü распад СССР и разрыв экономических связей с бывшими республиками Союза, жесткая привязка белорусской экономики к российской;

ü невысокая политическая культура населения, отсутствие устойчивых демократических традиций в правовом и политическом сознании и поведении всех политических и правовых субъектов — от индивидов до государства и государственных институтов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.