Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.






Эволюция – качественные изменения, приводящие к появлению нового объекта, нового предмета, новой идеи.

1) Современная наука, постклассическая, постнеклассическая, демонстрирует нам эволюционный стиль мышления, потому что она работает со сложными развивающимися объектами. Поэтому аналитические подходы, которые господствовали на этапе классической науки, в данном случае не срабатывают. Все они сопряжены с действием принципа суперпозиции, а в данном случае структурная организация играет очень большую роль и свойства целого невозможно свести к сумме свойств составляющих частей, принцип суперпозиции не работает уже в неклассической науке. Более того, эти объекты претерпевают процесс качественной трансформации, то есть развития, и поэтому предполагают новые подходы.

2) Стиль мышления — способ репрезентации объекта в теоретическом мышлении, способ, который прежде всего задает стандарт в объяснении и описании, доказательстве и обосновании, и наконец построении научной теории. Способ представления во многом зависит от того, каков объект, с которым работает теоретическое мышление и для развивающихся объектов в силу входит эволюционный стиль мышления. Он предписывает рассмотрение любых объектов в процессе развития. В схеме описания или объяснения должен быть механизм развития. Репрезентация в рамках этого подхода — это не расчленение целого на части, изучение частей а затем суммирование, как в аналитическом подходе, в рамках этого подхода регламентируется процедура описания и объяснения, которая в конечном счете предполагает выявление механизма развития.

3) Идея эволюции входит в систему научного исследования природы сквозь биологию. В самой биологии эта идея претерпевает изменения.

· Идея эволюции возникает в биологии не случайно. Она имеет дело с живыми системами, развитие которых носит очень наглядный и доступный для человеческого восприятия характер. Первоначально эта идея в биологии возникает у Линнея и Ламарка. На этом этапе под механизмом эволюции понимается накопление случайных изменений, возникших при контакте живых существ с окружающей средой. Носителем, единицей этих изменений выступает отдельная особь. Эти изменения осуществляются непрерывно, то есть аккумулируются, они меняют организм, накапливаются и передаются по наследству. Таков механизм видообразования.

· Параллельно этой идее существует идея катастроф (Кюрье, 19 в) – скачкообразная форма эволюции. Теория катастроф (на основе палеонтологии 19 века, начинаются раскопки, обнаруживаются останки живых существ, не представленных на Земле в современных условиях). Возникает вопрос, как идет процесс видообразования. Механизм видообразования — катастрофа. Все живое исчезает в момент катастрофы, а затем начинается развитие совершенно других видов. Достоинством данного механизма является дискретность, развитие понимается как дискретное изменение. Расширяется экспериментальная база для идеи эволюции, вовлекаются материалы, не только относящиеся к живым существам, но и к далеким историческим эпохам, в рамках которых существовали другие виды живых существ. По сути дела имеем две версии, конкурирующие между собой.

· 1859 год — эволюционная теория Дарвина, с чего и начинается по сути дела эволюционный стиль мышления. Основная идея дарвинизма, механизм эволюции базируется на триаде: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Получает широчайшее распространение и любые недарвиновские попытки, появляющиеся на протяжении 19 и начала 20 века не выдерживают конкуренции в возможностях объяснения и описания механизмов эволюции. Ограниченность концепции дарвинизма: единицей эволюции по прежнему выступает особь, нет объяснения механизму наследственности. Вопрос остается открытым до появления генетики, и тогда начинается проникновение двух информационных потоков, заключенных с одной стороны в дарвинизме, а с другой стороны в рамках развивающейся генетики.

· Начинается формирование синтетической теории эволюции. В рамках синтетической теории эволюции единицей эволюционных процессов выступает популяция. С учетом идей генетики появление новых признаков объясняется изменением генотипа популяции. С изменением генотипа популяции наружу проступают новые признаки, новые характеристики. Геном (набор хромосом клетки), генотип (набор генов в организме), генофонд (набор генов во всей популяции). Механизм эволюции пролегает через генотип. Генетика также объясняет изменчивость, не только под влиянием внешних факторов (мутация возникает таким образом), но и без неблагоприятных воздействий (прыгающие гены меняют свое положение в структуре ДНК). Это естественные мутации, они происходят постоянно в геноме человека. И тогда в рамках синтетической теории эволюции делается попытка объяснить не только механизм наследственности, но и механизм изменчивости.

Синтетическая теория эволюции развивается в течение 20 века, но не завершена. С развитием молекулярной биологии и развитием популяционной генетики с другой стороны мы имеем модель микроэволюции и макроэволюции, а промежуток остается незаполненным. Единой теории биологического организма нет, поэтому в системе медико-биологического знания нет фундаментальной теоретической схемы.

4) Синтетическая теория эволюции развивается на наших глазах. Вместе с тем, идея эволюции прописана на очень высоком уровне общности и абстрактности и это сообщает этой идее и эволюционному стилю мышления способность и возможность использования за пределами биологического знания. И на протяжении 19 и 20 столетий это использование осуществляется в широких масштабах.

ü в палеонтологию проникают идеи эволюции, и она пытается реконструировать доисторические формы живых организмов, уловить между ними связь, выстроить цепочку, выявить процессы эволюционных изменений.

Ещё больший интерес вызывает её использование за пределами биологии.

ü В 19 веке — в социологии, геологии. Спенсер и Милль рассматривает генезис науки, и механизм этого процесса просто копирует у Дарвина (научные теории конкурируют между собой, действует механизм естественного отбора).

ü Антропология — идея социал-дарвинизма, который утверждал, что механизм естественного отбора работает в человеческом обществе, биологическая эволюция человека продолжается. Позитивные аспекты социал-дарвинизма — постановка вопроса важна. Но утверждалось, что доминирует биологическая эволюция, Спенсер утверждал, что выживает сильнейший. Не учитываются социальные факторы, приложения концепции с антигуманистической направленностью (помощь слабому игнорируется), оборачивается идеями расизма, ксенофобии.

ü В физике и космологии. Космологическая модель Эйнштейна — это статичная Вселенная, идея расширяющейся Вселенной Фридмана и далее любые вариации концепции нестационарной Вселенной (расширяющаяся, горячая и т. д.). Развитие — это качественные трансформации. Термодинамика неравновесных процессов, идея развития в теории эволюционного катализа, идея предбиологической эволюции, циклы наук о Земле, геобиохимия (геологическое тело Земли, результат процессов, в которые включено живое вещество), идея биосферы и идея ноосферы (высокий уровень развития науки и демократическое устройство общества).

ü В математике эволюционный стиль мышления себя обнаруживает в генетическом моделировании.

ü Иммунология (иммунитет и аутоиммунные процессы). Теория канцерогенеза (образование клеток).

ü Социобиология — идея эволюции, которая связывает человека и мир живых существ, озабочена отысканием наших собственных характеристик в мире живых существ (агрессивность, сексуальность, альтруизм).

ü Эволюционная эпистемология, попытка представить познание как процесс развития информации о мире, идея когнитивной эволюции (Поппер, процесс развития науки можно представить как конкурентную борьбу, механизм отбора, в так называемом третьем мире (мир физический, психический и мир надындивидуального знания (мифология, право, религия, наука и т. д.))).

ü Теория генно-культурной эволюции (не только биологическая, но и социальная эволюция, процесс познания мира с помощью образно-художественных образов с помощью правого полушария к доминирующим формам логического мышления и обработке информации левым полушарием).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.