Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии






Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии.

Предпосылки перехода от классической философии к постклассической:

ü крупный рост населения;

ü на арену выходят массы;

ü промышленная революция;

ü технический прогресс;

ü развитие науки;

ü философия пытается стать наукой;

ü противостояние между богатыми и бедными -> эпоха революций;

ü формирование массового общества

Классика постклассика
временные рамки
Берет начало в традиционной цивилизации и продолжается в индустриальной цивилизации (античность – середина 19 века) Берет начало в индустриальной цивилизации и продолжается в постиндустриальной цивилизации (середина 19 века – по сей день)
место философии в социальной жизни
философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); реальность панлогична; создание грандиозных философских систем социального характера философия – продукт социальной жизни, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном ряду с другими науками, религией, искусством; Множество разнообразных направлений
центральная идея
мир разумен, гармоничен и подчиняется разумным законам иррациональность: отрицание разумного начала бытия; мир – набор социально-культурных практик; единых законов нет; мир неразумен, хаотичен, неуправляем
человека и мире
исследование мира через бинарную оппозицию: человек-мир; противопоставление человека и его разума природе; человек внеисторичен и обладает универсальным средством познания мира – разумом человек – часть социума; его сознание обуславливается социумом, культурой; все формы сознания отражают реальность; человек историчен; процесс познания и его результаты всегда опираются на традиционные, априорные формы познания
предмет философии
ищет неизменную первооснову бытия, субстанцию реальности, с помощью которой объясняется гармоничность реальности предмет философии плюралистичен, историчен, нет единства предмета философии
основные черты
ü субъект-объектная форма философского мышления; ü единство предмета философии; ü возможность объективного познания реальности; ü возможность концептуального знания; ü ориентация на создание систем, охватывающих все разнообразие в его единстве; ü единство категориального аппарата ü познающий разум – часть реальности; ü плюрализация предмета философии (множество философских школ и направлений); ü меняется структура: философия культуры, языка, политики, искусство, религия; ü антропологический поворот; ü увеличиваются выразительные возможности философии

Общие черты: философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.

Классика: развивается под воздействием основного вопроса философии, в котором выделяют 2 аспекта:

ü вопрос о первичности материального и идеального:

- материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно);

- идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало):

§ субъективный (личностное сознание, связанное с самим человеком);

§ объективный (надличностное сознание).

ü вопрос о познаваемости мира:

- агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы);

- гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт)

(агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс);

Постклассика:

ü экзистенциально-феноменологическая стратегия

· немецкая школа (Хайдегер)

· французская школа (Сартр, Камю)

Проблемматика: индивидуальное существование человека, человек как индивид и человек в мире.

Цель: содействие человеку в обретении личностного бытия. “Человек, осуществи свой собственный путь! ”

ü социально-критическая стратегия стратегия

Проблемматика: различные формы угнетения, конфликты и противоречия.

· марксизм (Маркс, Энгельс)

· неомарксизм (Хокхайхер, Адорно, Маркузе)

· постмарксизм (Хабермас)

· феминизм (Вульф, Митчел)

Цель: освобождение человека от идеологий, насаждаемых в обществе и выдающих себя за истинную картину.

(Хабермас, Адорно, Маркузе, Хокхайхер)

ü аналитическая стратегия

Проблемматика: язык (науки, обыденный)

· неопозитивизм (Шлик)

· лингвистическая философия

· постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)

Современные тенденции: чистые стратегии сменяются гибридными образованиями современных философских массивов.


4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции

1) Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира.

Философия:

ü направлена на исследование глобальных черт бытия;

ü формирует знание с помощью абстрактных категорий;

ü опирается на законы логики;

ü стремится к системности и последовательности;

ü любую идею аргументирует;

ü ориентирована на выявление незримых взглядом свойств реальности;

ü ценностно нагружена.

Из определения следует такая характеристика философии как многомерность. Многомерность можно проследить по разным направлениям, в разных ракурсах. Ракурсы: проблематика, разнообразие методов исследования, предметные области, функции.

2) Разнообразие предметных областей. Предметная область — некий фрагмент реальности, на освоение которого нацелена та или иная система теоретического знания.

Предметные области:

ü онтология (исследование наиболее фундаментальных принципов и основ бытия);

ü гносеология (проблемы познания);

ü антропология (сущность и природа человека);

ü этика (учение о морали);

ü эстетика (природа прекрасного);

ü логика (выявляет законы мыслительной деятельности);

ü социальная философия (общество);

ü философия истории и т.д.

Многообразие предметных областей, переживающие процесс дифференциации с одной стороны и интеграции с другой.

Разнообразие методов исследования. Метод — система регулятивных принципов, направляющих и задающих действия человека в любой области. Апробированные знания оборачиваются методом, теория оборачивается методом. И тогда многомерность феномена философии заключается во множестве методов, которыми она пользуется для решения поставленных задач.

Классическая философия:

ü диалектический (формируется в античной философии; Диалектика – метод филосовского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны между собой);

ü метафизический (каждый объект можно описать отдельно, независимо от его связи с другими объектами, устойчивость и неизменность вещей).

Постклассическая философия:

ü анализ языка (аналитическая философия);

ü системный подход (рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы)

ü феномен. редукция (редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса) и т.д.

Разнообразие функций философии.

ü мировоззренческая (самые общие контуры картины реальности, определяет при этом место человека в этой картине, является основой мировоззрения).

ü методологическая (дает ориентиры в познавательной деятельности человека в любой области)

Для современной науки методологическая проблематика приобретает осо­бо важное значение, поскольку здесь существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-позна-вательской деятельности.;

ü социально-критическая (может выступать социальным обоснование взглядов тех или иных социальных групп, дает социальные ориентиры)

Социально-критическая функция философии становится особенно акту­альной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и спосо­бов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловлен­ных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остается не­разрешенным. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно складывающимися формами ее и доминирующими в обществе цен­ностями и идеалами.

Многовекторность развития философской мысли.

Классика:

ü соотношение материи и сознания:

- материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно);

- идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало);

ü вопрос о познаваемости мира:

- агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы);

- гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт)

(агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс);

Постклассика: выделение особых предметов изучения: экзистенциализм, аналитическая философия.

Выделение этапов развития философии по культурологическому принципу.

Античность, средневековье, возрождение, новое время, просвещение, немецк. классика, постклассика и т. д.

Социальный статус. Классика: философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); постклассика: философия – продукт социальной жизни, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном ряду с наукой, религией, искусством.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.