Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопоставление академического и психотехнического подходов






Аспекты знания Академический подход Психотехнический подход
     
Философия Гносеология: «чистое» знание или прикладное знание в различных серах практики Философия практики: знание для практики, через практику, посредством познания себя и клиента
Ценности Объективная истина (внешняя по отношению к процессу познания) Субъективная ценностная позиция психолога, этичность, практическая польза (внутренние по отношению к процессу познания)
Субъект Академический психолог Практический психолог
Включенность субъекта Нейтральность, отстраненность Заинтересованное участие, сотрудничество с объектом

 

     
Контакт с объектом Минимизирован, стандартизирован, эмоционально нейтрален (позиция наблюдателя) Интенсивен и эмоционален, объединяет субъект и объект, ограничен этикой и технологией контакта (позиция участника процесса)
Процесс и процедуры исследования Жестко закрепленные, неизменные в пределах опыта, их нарушение – срыв эксперимента Гибкие, уникальные и адаптивные, направлены на познание объекта и самопознание (психолога и клиента)
Характер знания Знание психолога об объекте – участник получает знание извне, в виде резюме (знание оторвано от человека) Внутреннее личностное знание о себе, своих отношениях и проблемах, через рефлексию (знание рождается внутри объекта)
Предмет и метод исследования Метод искусственно выделяет предмет из реальности для наблюдения извне Метод объединяет участников процесса и сам становится предметом исследования всеми участниками изнутри процесса, в естественной ситуации
Центральный предмет знания Объект – основа для подбора методов исследования, процесс познания организован от объекта к методам (исследование горя через замеры эмоциональных параметров) Предмет встроен в эффективный практический метод, который одновременно является оптимальным для исследования и коррекции проблемы, процесс познания организован от метода к объекту (исследование горя через присоединение и утешение)

 

Психологический прием – единичное средство воздействия на человека с целью диагностики, рефлексии или снятия психологического напряжения.

Психотехника:

1) раздел психологии труда, изучающий психологические аспекты деятельности (В.Штерн, 1903; Г.Мюнстерберг, 1910) – профотбор и профориентация, изучение утомления и адаптации, психология рекламы, изучение и тренировка психических функций;

2) прикладная психология (инженерная, военная, космическая, медицинская и пр.);

3) комплекс психологических приемов воздействия на психику в деятельности практического психолога (в диагностике, коррекции, консультировании и пр.)

 

Психотехнология – это психотехническая система, т.е. алгоритмизированный и структурированный комплекс психотехник, направленный на решение психологических проблем личности и обладающий синергетическим эффектом.

 

Интегративная психотехнология – построена на техниках интегрирования личности в целое, принятия себя как целого, выявления внутренних ресурсов для решения проблемы. Здесь интеграция проявляется в осознании конфликтов между фрагментами сознания, рефлексию и принятие отторгаемого.

 

Интенсивная психотехнология – основана на активных формах воздействия и использовании измененных состояний сознания. Здесь интенсивность достигается за счет измененных (трансовых, гипнотических), расширенных (медитативные, дыхательные, релаксационные и др. техники) и психоделических (наркогалюциогенных) состояний сознания.

 

Т.о., интенсивная интегративная психотехнология – это психотехническая система, которая ведет психолога и клиента к целостности сознания, деятельности и поведения посредством активных форм воздействия на психику и использования измененных состояний сознания.

 

ВОПРОС 2

Психотехнический подход (Г.Лейбниц, С.Гроф, Тарт, Уилбер, Капра, Л.Выготский и др.) получил расцвет в 20 – 30 гг. 20 века. Первый этап - развитие психодиагностики (в нач.века – 1300 тестов). Попытка развиться в самостоятельную науку привела в тупик (отсутствие теории и методологии).

В России в 20 – 30 гг. – М.Я.Басов, М.С.Бернштейн (расстрелян), П.П.Блонский, В.М.Коган, Н.Д.Левитов, Г.И.Россолимо, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт, Л.С.Выготский (два этапа развития, в н.в. - третий) (задание для СР – конспект статьи «Кризис психологии»).

 

Типология современных психотехнологий может быть представлена на основе деятельностного подхода (для практического психолога):

1. Профессиография и профконсультирование.

2. Психодиагностика.

3. Индивидуальное консультирование.

4. Организационное консультирование.

5. Психокоррекция.

6. Психопрофилактика здоровья.

7. Психологическая экспертиза (социальный аудит).

8. Научно-исследовательская деятельность.

9. Педагогическая деятельность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.