Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагнотика креативности






Для того чтобы определить креативность можно использовать следующие методики: тест творческого мышления П.Торренса, тест речемыслительной креативности С.Медника, опросник для определения мышления и креативности, опросник для определения креативного потенциала; а так же методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (форма С).

1 .Тест отдаленных ассоциаций С.Медника адоптирован Т.В.Галкиной, Л.Г.Алексеевой, Л.Г.Хуснутдиновой. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдельным ассоциативным областям.

Перед основным заданием проводилась разминка. Вторая серия проводилась через 4 дня после первой. Тест проводился группами по 5 – 7 человек.

Условия исследования: отсутствие лимита времени, так как по результатам исследования, снятие ограничений во времени «создает адекватные условия для проявления креативности как таковой» [11, c.55].

2 .Тест творческого мышления П.Торренса (субтест «закончи рисунок») предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста. Главная задача, которую ставил перед собой Е.П.Торренс – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности.

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы:

1) Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует так же увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

2) Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в обстановке поощрения воображения, любознательности, стимулирования поиска альтернативных ответов.

3) Время выполнения теста – 30 - 45 минут.

3. Опросник для определения типов мышления и уровня креативности проходит следующим образом: экспериментатор зачитывает утверждения (см. приложение 4), а испытуемые в протоколе занятия отмечают свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

4. Опросник: «Каков Ваш креативный потенциал?» с инструкцией выдается участникам исследования. После его заполнения предлагается самостоятельно обработать данные тестирования.

5. Тест Р.Кеттелла выдавался испытуемым с инструкцией. Все правила заполнения теста описаны в инструкции (см. приложение 5)

Тест РМК (RAT) С.Медника.

Наиболее распространенным в исследовании креативности типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником (1962). RAT является вербальным тестом, созданным на основе развиваемой его автором ассоциативной теории творческого процесса.

Тест С.А.Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций) выявляет в процессе формирование новых комбинаций ассоциативных элементов творческого мышления, связанное с пригодностью и полезностью.

Процесс дивергентного мышления идет следующим образом: есть проблема и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы. Дивергентное мышление – это как бы боковое, периферическое мышление, мышление “мышление около проблемы”.

Конвергентное мышление увязывает все элементы семантического пространства, относящегося к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов.

Медник полагает, что в творческом процессе присутствуют как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть не творческим и стереотипным, например: соединение черт лошади и человека актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади.

Творческое мышление отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.

В соответствии с этой моделью в тесте отдельных ассоциаций испытуемому предлагают слова из максимально удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ним. Соответственно оригинальность ответа будет определяться отклонением от стереотипа. Исходные слова можно трансформировать грамматически, можно использовать предлоги.

В основе теста RAT лежат следующие предположения Медника.

1)Люди- «носители языка» привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и в каждой эпохе эти привычки уникальны.

2)Креативный мыслительный процесс является формированием новых ассоциаций по смыслу.

3)Величина отдаленности ассоциаций испытуемого от стереотипа измеряет его креативность.

4)В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные ответы определяются специально для каждой выборки.

5)Уникальность выполнения теста RAT определяют ассоциативная беглость (измеряется числом ассоциаций на стимул), организация индивидуальных ассоциаций (измеряется числом ассоциативных ответов), особенностями селективного процесса (отбор оригинальных ассоциаций из общего числа связей). Важную роль играет беглость генерации гипотез и вербальная беглость.

6)Механизм решения теста RAT аналогичен решению любых других мыслительных задач.

В тесте речемыслительной креативности (РМК) применяются следующие индексы:

1.индекс продуктивности - отношение числа ответов к количеству заданий.

2.индекс оригинальности – сумма индексов оригинальности отдельных ответов, отнесенных к общему числу ответов (индекс оригинальности отдельного ответа – обратная величина по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке). Оригинальность по Меднику, Гилфорду, Торренсу и др. – характеристика относительная и определяется как величина, обратная частоте встречаемости данного ответа среди группы тестируемых (или выборке стандартизации).

3.индекс уникальности ответов равен отношению количества уникальных ответов к общему числу ответов.

4.индекс селективности (избирательности) – процедура получения индекса селективного процесса заключается в следующем: ответы на каждый стимул, полученные на выборке, предлагаются испытуемому, который должен выбрать самый оригинальный ответ; выбор испытуемого сравнивается с выбором экспертов и подсчитывается отношение числа совпадений к числу заданий.

Тест РМК является наиболее адаптированным к нашим условиям тестом креативности. В последующих обследованиях наиболее информативными оказались индексы оригинальности и уникальности ответа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.