Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология проведения дискуссий






Дискуссия или дебаты – обсуждение противоречия, спор, ведущий и разрешающийся средствами вербального общения.

Технология дискуссии заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора.

Четыре стадии развития дискуссии:

- ориентация,

- оценка,

- консолидация,

- рефлексивный анализ.

На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и друг к другу, в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

Стадия консолидации предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений.

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей.

Дискуссионные методы:

- осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

- деидеологизация мышления учащихся, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);

- выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

- развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

- развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

- развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

- развитие умения слушать, не перебивая;

- развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума;

- развитие умения работать в группе единомышленников;

- способность продуцировать множество решений;

- развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;

- формирование навыка говорить кратко и по существу;

- развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную?

2. С помощью каких методов можно научить обучаемых анализировать и перерабатывать информацию?

3. Обсудите и представьте собственную идею использования интерактивного метода на семинарском занятии.

 

Литература

1. Загашев, И. Умение задавать вопросы / И. Загашев // Перемена, 2001- № 4 - С. 8-13.

2. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин - М.: Наука, 1997 - 223 с.

3. Кларин, М.В. Корпоративные тренинг от А до Я_ М., 2000

4. Коростылева, Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л.А.Коростылева, О.С. Советова – СПб., 1996. – 66 с.

5. Левина, Л. Рецепты для неутомимых учителей / Л. Левина // Перемена, 2001 - № 5.

6. Найн, А.А. Групповое проблемное обучение как метод развития рефлексивных способностей студентов / А.А. Найн https://masu.ru/masu/science/sbornik/17.htm

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М., 2009. - 266с.

8. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009 – 190с.

9. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова М.: Наука, 2001 - 60с.

10. Торн, К., Маккей, Д. Полное руководство по тренингу: пер с анг. / К.Торн, Д.Маккей – СПб., 2003

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.