Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Интерактивные методы, ориентированные на и систематизацию информации, выработку собственного отношения к изучаемому материал






1. Категориальный обзор

2. Совместный поиск

3. Трехступенчатое интервью

4. Линия ценностей

5. Свободное письмо

6. Аргументированное эссе

7. Круглый стол

8. Взаимозачет

9. Учебная встреча.

Остановимся на методах, наиболее распространенных в вузовской практике.

Учебная пара (работа в группах, работа в паре) - чаще всего используется как тренинг для закрепления изучаемого материала. " В самом деле, - отмечает Ю. З. Гильбух, - ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку".

Поэтому чаще всего парная работа строится на базе:

- последовательного пересказа друг другу определенной части изучаемого материала;

- взаимопроверки выполненной работы;

- работы в режиме интервью.

Интерактивное обучение в диадах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуациях камерного общения. Особенно важна такая организация для студентов, предпочитающих отмалчиваться на занятиях. Работа в учебной паре, как правило, благотворно влияет на их самоощущения и самооценку.

 

Тренинг - распространенная технология, целью которой является формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности. На тренинге решаются следующие задачи:

- практическое применение знаний, умений,

- осознание и демонстрация способов поведения, адекватных разбираемой ситуации.

Тренинг содержит, как правило, реальные профессиональные ситуации, которые требуют включения всех обучающихся в процесс общения: тренинг ведения переговоров, тренинг партнерского общения и т.д.

Основные виды тренингов:

Организационный - учит организационным навыкам, позволяет тренировать себя как организатора производства, дела.

Рефлексивный - строится на основе рефлексии как средстве осознания своих способностей, своего поведения, своих действий.

Социоинженерный – обучение конструированию в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Акмеологический - обучение кадров, направленное на достижение вершин профессионального мастерства.

Мотивационный – овладение методами понимания и актуализации потребностей человека.

В литературе существуют и другие классификации тренингов. Все они имеют, как правило, следующие этапы подготовки и проведения:

1. Определение цели.

2. Определение состава участников.

3. Разработка сценария.

4. Вводная часть. Инструктаж. Выдача заданий.

5. Выполнение заданий поведенческого и производственного характера.

6.Подведение итогов

7. Принятие организационных решений.

Тренинг «Объединяемся» (организационный)

Ц е л ь: обучение навыкам коммуникации

С о д е р ж а н и е. Все участники делятся на группы по три человека. Каждая тройка должна найти себе совместную цель или деятельность (проект, продажа, дело и т.д.) Далее каждая тройка общается друг с другом и выбирает тех, кто готов с ними сотрудничать. Если какая-то из групп не хочет объединяться, то должна мотивировать отказ. Группа может привлекать к себе любое количество троек. Выигрывает то объединение, которое собрало самое большое количество участников

О б с у ж д е н и е: Что происходило внутри каждой группы? Как шло общение? Какие доводы приводились, чтобы привлечь партнеров? Каковы причины отказа?

 

“Аквариум” – форма работы, когда студентам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

           
   
 
   
     
 
     
 
     
 
     
 

 


Технология “Аквариум” заключается в том, что несколько человек разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот организационный прием? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и т.д.

 

Взаимозачет – преподаватель организует зачет по изученным темам, распределив задания между студентами. В течение определенного времени, например, недели, студенты сдают зачет друг другу. Результаты сдачи и задания размещены в учебной карте.

Задание: выучить понятия и термины по теме: «Дидактика». Знаком + обозначены «специалисты» по этому вопросу, которые отчитались преподавателю и спрашивают остальных студентов, проставляя оценки в карте. Количество вопросов, обычно, соответствует количеству студентов в группе.

Фамилия Дидактика- это Дидактич. процесс процесс - Знания, умения, навыки Компетенции Базисный план Методы обучения
Афанасьев +          
Бирюков   +        
Иванов     +      
Петров       +    
Сидоров         +  
Щукин           +

 

Вокруг истории создания оригинальных методик обычно слагаются легенды. Есть она и у метода «Шесть шляп мышления». Ее автор – Эдвард де Боно, известный своей концепцией латерального мышления, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом), сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса. Методика де Боно позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Шесть шляп - шесть разных способов мышления.

Почему шляпы?

· Существует традиционная связь между мышлением и шляпами.

· Шляпу легко надеть и снять.

· Кроме того, шляпы указывают на роль.

В английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание " надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. < o: p> < /o: p>

Рассмотрим каждую из шести шляп.

Белая Шляпа. Цифры и факты. Информация. Вопросы. Полная беспристрастность и объективность. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? < o: p> < /o: p> < /span>

Красная Шляпа. Власть эмоций. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? < o: p> < /o: p> < /span>

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая Шляпа. Преимущества. Построение позитивных умозаключений. Обоснование. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? <! [endif]> < span style='font-family: Verdana'> < o: p> < /o: p> < /span>

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? < o: p> < /o: p> < /span>

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Для этого имеются ч< span style='font-size: 13.5pt; font-family: Verdana'> етыре способа использования шляп: < /span> < span style='font-family: Verdana'> < o: p> < /o: p> < /span>

< span style='font-family: Verdana'> 1. Надеть шляпу.

2. Снять шляпу.

3. Сменить шляпу.

4. Обозначить свое мышление.

Мы можем попросить обучающихся надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и " игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.

< span style='font-family: Verdana'> 1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить члена группы надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

2. Снять шляпу. Мы можем попросить учащегося снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив учащемуся снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на учащегося, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используете, обучая шляпам других.

Методика «Шесть шляп» универсальна – например, ее используют на учебных занятиях, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. Она также применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи.

Таким образом, эффективное мышление по методу шести шляп Эдварда де Боно дает возможность:

· видеть альтернативы, генерировать идеи;

· выходить за рамки шаблонных решений;

· координировать и направлять работу обучающихся;

· оптимизировать коммуникацию между людьми;

· создавать эффективную рабочую команду;

· быть творческим тогда, когда Вам это нужно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.