Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произносительная сторона речи






Российская Е.Н., Гаранина Л.А.

Р 75 Произносительная сторона речи: Практический

курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)

ISBN 5-89415-299-2

Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Ло­гопедия» и является практическим курсом к ее основным разде­лам: «Теоретические и методологические основы логопедии», «Дислалия», «Фонетико-фонематические нарушения речи». Адресовано студентам дефектологических факультетов вузов, обу­чающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопе­дагогика».

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-89415-299-2

© Российская Е.Н., Гаранина Л.А., 2003 ©АРКТИ, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие является практическим курсом к дисциплинам:

«Логопедия» (разделы: «Теоретические и методологи­
ческие основы логопедии»; «Дислалия»; «Фонетико-
фонематическое недоразвитие»);

«Логопедические технологии»;

«Логопедический практикум»;

«Психолого-педагогическая диагностика детей с на­
рушениями речи»;

«Педагогические системы воспитания и обучения
детей с речевыми нарушениями».

Пособие адресовано студентам дефектологических факуль­тетов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Оли­гофренопедагогика».

Узловые моменты и основные понятия, а также вопросы, за­дания, варианты тестовых контрольных работ и практические задачи по каждой теме определяют круг знаний и практичес­ких умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса логопедии.

Цель данного учебного пособия — совершенствование про­фессиональной подготовки студентов, обучающихся по выше­указанным специальностям, с учетом квалификационных тре­бований Государственного образовательного стандарта нового поколения. Этим объясняется включение в пособие тем, связан­ных с общими вопросами культуры речи, интонации, класси­фикаций фонем русского языка и др.

Для повышения эффективности усвоения студентами учеб­ной информации в пособии широко использованы приемы зна­кового моделирования (схемы, таблицы, рисунки и др.).

Использование предлагаемого пособия возможно как в ходе аудиторных занятий, так и в процессе организации самостоя­тельной работы студентов. Поиски ответов на вопросы, выпол­нение заданий и решение практически ориентированных за­дач, которые включены в каждую тему, способствуют глубоко­му овладению знаниями по логопедии.


Семинарское занятие № 1

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

План

1. Звуковая культура речи:

а) ритмико-мелодическая сторона речи;

б) звуки речи (система фонем).

2. Классификация звуков русского языка.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой: знакомство со звуковой системой русского языкаосновой работы логопеда над постановкой звуков.

Готовясь к ответу на первый вопрос, четко усвойте, что од­ним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноси­тельная сторона.


Таблица 1.1

КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ

 

Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи — модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выра­жению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании.

 


Интонация (от лат. intonoгромко произношу) — это сово­купность звуковых средств языка, которые:

• фонетически организуют речь;

• устанавливают смысловые отношения между частями
фразы;

• сообщают фразе повествовательное, вопросительное
или побудительное значение;

• являются средством выражения экспрессивной эмоци­ональной окраски.

Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компо­нентов (табл. 1.1 — составлена по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999).


Компоненты интонации выполняют следующие основные функции:

— коммуникативную;

— смыслоразличительную (фонологическую);

— кульминативную (выделительную);

— синтезирующую (объединительную);

— делимитативную (разграничительную);

— эмоциональную;

— экспрессивную.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

— речевой слух — восприятие соответствующих ситуации
темпа и ритма речи;

— звуковысотный слух — восприятие движений тона голо­
са (вверх — вниз);

— силу голоса;

— высоту голоса;

— речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.


 




Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному уп­равлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под вли­янием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализато­ра. При этом:

• дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания го­
лоса;

• гортань и голосовые складки — его высоту и тембр;

• органы артикуляции — образование гласных и соглас­
ных звуков и их дифференциацию по способу и месту
артикуляции.

Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и ис­правлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифферен­циацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечива­ют фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

Приступая к классификации звуков русского языка (второй пункт плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их от­четливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длитель­ности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, ко­торая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали глас­ные бывают:

верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

Губно- Губно- Передне- Средне- Задне-
губные зубные язычные язычные язычные
п, п' Ф, Ф' т, т'// д, д' j к, к'
б, б' в, в' с, с'// з, з'   г, г'
м, м'   л, л' // р, р'   х, х'
    ж // ш    
    н, н'    
    Ц, Щ, Ч    

среднего подъема ([э], [о]);

нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого ме­няется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть
языка;


 

• среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

• заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.
В образовании гласных наряду с языком существенную роль

играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образу­ются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положе­ние улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтраль­ное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости (схема 1.1).

Схема 1.1

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО

УЧАСТИЮ В АРТИКУЛЯЦИИ МЯГКОГО НЁБА

И РАБОТЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

Щелевые Ф, Ф' в, в' с, с' з, з' ш, ж х, х' щ j

Смычно- Смычно-взрывные щелевые п, п', б, б' ц, ч т, т', д, д' к, к', г, г'

Смычно- Дрожащие проходные м, м' р, р' н, н' л, л'

Классификация согласных звуков по месту образования

Классификация согласных звуков по способу образования


 




 




Мягкий звук образуется в результате добавления к артику­ляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу. По акустическим признакам, которые важны при проведе­нии работы по противопоставлению звуков на слух, выделяют звуки:

звонкие звонкие глухие глухие шумные шумные шумные шумные длительные мгновенные длительные мгновенные в, в', з, з', ж б, б', д, д', г, г' ф, ф', с, с', ш, х, х' п, п', т, т', к, к'

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют следующие подгруппы звуков:

твердые
Важным для логопедии является понятие опорные звуки.Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

ТОНАЛЬНЫЕ:

(гласные) образуются голосом при почти полном отсутствии шума.


СОНОРНЫЕ:

главная роль — голос,

шум участвует

в меньшей степени

(м, м', н, н', л, л', р, р', j)


ШУМНЫЕ:

их качество

определяется

характером шума

(акустического эффекта)

от трения воздуха

при сближенных

или взрыве при

сомкнутых

органах артикуляции:


Таблица 1.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.